Указания при совершении архиерейской Литургии Преждеосвященных Даров.




Встреча и облачение архиерея на Литургии Преждеосвященных Даров аналогична встрече архиерея на Литургии святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого. Облачается архиерей на кафедре.

Как правило, встреча архиерея на Литургии Преждеосвященных Даров происходит уже после совершения часов и изобразительных, хотя есть традиция, когда архиерея встречают перед совершением изобразительных, во время которых облачение архиерея совершается в алтаре.

Сразу после облачения архиерея начинается вечерня. Протодиакон и первый священник берут благословение у архиерея. Первый священник идет в алтарь, а протодиакон на амвон.

Первая пара иподиаконов отверзает Царские врата.

Книгодержец выходит на солею с северной стороны и становится у иконы Божией Матери.

Посошник и свещеносец становятся перед Царскими вратами лицом на восток. Первая пара иподиаконов становится на пространство перед престолом за первым священником лицом на восток. Все вместе крестятся и кланяются архиерею (как на полной литургии).

Протодиакон: " Благослови, Владыко!"

Первый священник: "Благословенно Царство…"

Все вместе снова крестятся, кланяются архиерею, первая пара иподиаконов закрывает Царские врата.

Книгодержец спускается с солеи, идет по центру ковра к кафедре и подает архиерею Чиновник. Архиерей читает светильничные молитвы.

Чтец читает 103 псалом.

По окончании 103 псалма первая пара иподиаконов отверзает Царские врата.

Протодиакон произносит великую ектению. На прошении "О Великом Господине…" первый священник, протодиакон, первая пара иподиаконов, посошник и свещеносец крестятся и кланяются архиерею.

Во время великой ектении может совершатся хиротесия во чтеца или иподиакона (см. указания на Божественной литургии).

Если хиротесия есть, то Царские врата отверзают и закрывают рипидчики.

Если хиротесии нет, то в конце великой ектении совершается омовение рук архиерея (как на полной Литургии).

После того, как первая пара священников зайдет в алтарь, приложится к престолу и поклонится архиерею, первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает Царские врата.

Книгодержец подает архиерею Чиновник. Архиерей читает молитву первого антифона "Господи Щедрый и Милостивый…".

Чтец читает первый антифон уставной кафизмы.

Когда архиерей садится на седалище, книгодержец сзади поправляет омофор.

В алтаре кадильщик готовит кадило и две диаконские свечи для перенесения Святого Тела Христова с престола на жертвенник.

По окончании первого антифона первая пара иподиаконов вновь отверзает Царские врата.

Диакон произносит малую ектению.

Кадильщик в алтаре подает диакону кадило и готовит две диаконские свечи.

Очередная пара священников заходит в алтарь, прикладывается к престолу и совершает поклон архиерею. Первый священник принимает у диакона кадило и в Царских вратах берет благословение на кадило у архиерея. Первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает Царские врата.

Чтец читает второй антифон уставной кафизмы.

Кадильщик подает диаконам две диаконские свечи. Первый священник совершает каждение престола, после чего кадильщик принимает кадило и свечи.

Книгодержец подает архиерею Чиновник. Архиерей читает молитву второго антифона и садится на седалище.

По окончании второго антифона первая пара иподиаконов (или рипидчики) отверзает Царские врата.

Диакон призносит малую ектению.

Когда очередная пара священников войдет в алтарь и поклонится архиерею, первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает Царские врата.

Книгодержец подает архиерею Чиновник. Архиерей читает молитву третьего антифона.

Кадильщик в алтаре подает диаконам кадило и две диаконские свечи.

Чтец читает третий антифон уставной кафизмы.

В алтаре происходит перенесение Святого Тела Христова с престола на жертвенник. После перенесения Святого Тела кадильщик у жертвенника принимает у диакона кадило и диаконские свечи.

Первая пара иподиаконов (или рипидчики) отверзает Царские врата, диакон произносит малую ектению. Кадильщик выносит на солею два диаконских кадила с ладаном.

Рипидчики раскладывают орлецы вокруг престола: на горнем месте - головой орла к престолу, с северной и южной стороны престола – головой орла к престолу и у жертвенника - головой орла к жертвеннику.

Оставшиеся священники заходят в алтарь, прикладываются к престолу и кланяются архиерею. Диаконы принимают у кадильщика два кадила и берут благословение у архиерея на кадила, первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает Царские врата.

Хор начинает петь стихиры на "Господи воззвах". Диаконы совершают положенное каждение. После окончания каждения посошник кладет два орлеца: один к Царским вратам головой орла на восток, другой – ближе к амвону, головой орла на запад.

Первая пара иподиаконов заранее возжигает дикирий и трикирий, на горнее место встают рипидчики с рипидами.

Посошник и свещеносец уходят в алтарь, каждый в свою дверь, и становятся на горнее место.

Кадильщик подает на горнем месте два диаконских кадила.

Канонарх возглашает "И ныне…", диаконы (или первая пара иподиаконов) отверзает Царские врата.

Совершается Малый вход.

Молитву входа архиерей, как правило, читает наизусть.

Кадильщик берет архиерейское кадило, идет на южную сторону алтаря и кладет орлец вплотную к передней стороне престола. Таким образом, перед престолом лежат два орлеца – один на центре ковра, другой вплотную к престолу, головой орла к престолу.

Малый вход на Литургии Преждеосвященных Даров аналогичен малому входу на обычной литургии (см. указания на литургии). Вместо "Приидите поклонимся" поется "Свете Тихий" Киевским распевом.

Когда архиерей совершит каждение алтаря и иконостаса, духовенство в алтаре поет большое "Ис полла эти, деспота", второй иподиакон принимает у архиерея дикирий. Протодиакон на горнем месте отдает трикирий первому иподиакону. Второй иподиакон идет с дикирием на горнее место, вместе с первым иподиаконом он три раза кланяется архиерею, затем первый и второй иподиаконы крестятся, кланяются архиерею и друг другу и гасят дикирий и трикирий.

Кадильщик принимает у протодиакона кадило.

Посошник и свещеносец остаются стоять перед амвоном.

Архиерей в Царских вратах произносит "Мир всем!", и посошник и свещеносец поднимаются на солею. Посошник убирает орлецы с амвона.

После окончания прокимна первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Чтец читает первую паремию. Во время чтения паремий архиерей сидит в алтаре на седалище. В конце первой паремии первый иподиакон возжигает на горнем месте трикирий, крестится, кланяется архиерею и подходит к южной стороне престола. Кадильщик подает протодиакону архиерейское кадило.

Посошник постилает орлец на центр амвона головой орла к народу. Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.

Все становятся на колени.

Протодиакон подает архиерею архиерейское кадило и трикирий и возглашает: "Повелите!"

Архиерей, стоя перед престолом с кадилом и трикирием в руках возглашает: "Премудрость прости!", а затем, выйдя на амвон, - "Свет Христов просвещает всех!", и возвращается в алтарь.

Первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Посошник и свещеносец поднимаются на солею. Первый иподиакон принимает у протодиакона трикирий и кадило.

Чтец читает вторую паремию.

В конце второй паремии кадильщик переходит с архиерейским кадилом на южную сторону алтаря. Первая пара иподиаконов отверзает Царские врата. Протодиакон подает архиерею архиерейское кадило.

Все встают на колени. Архиерей, стоя у престола, совершает каждение.

Певчие поют "Да исправится…". Первый иподиакон по мере надобности подкладывает архиерею ладан в кадило.

Когда запоют четвертый стих "Не уклони сердце мое в словеса лукавствия…", архиерей отходит от престола к жертвеннику, кадит Святые Дары и отдает кадило протодиакону. Кадильщик принимает у протодиакона кадило. Второй иподиакон и книгодержец снимают с архиерея большой омофор. Архиерей вновь возвращается к престолу и становится на колени.

По окончании пения "Да исправится…" первая пара иподиаконов помогает архиерею встать с колен.

Архиерей читает молитву Ефрема Сирина. Если необходимо, то первая пара иподиаконов помогает архиерею совершать земные поклоны, поддерживая его под руки.

Если по Уставу положено Евангельское чтение, то протодиакон читает Евангелие. Первая пара иподиаконов во время пения последнего стиха прокимна «Да исправится…» на горнем месте возжигает дикирий и трикирий, рипидчики берут рипиды, все вместе крестятся, кланяются архиерею и друг другу и выходят на солею: второй иподиакон с дикирием и первый рипидчик – из южной двери, первый иподиакон с трикирием и второй рипидчик - из северной.

Из Царских врат выходит диакон с омофором и протодиакон с Евангелием. Иподиаконы с дикирием и трикирием идут перед Евангелием, рипидчики – позади. Если рипид четыре, то первые два рипидчика идут перед Евангелием, другие два – за Евангелием. Диакон с омофором идет по середине храма до кафедры, обходит кафедру с правой от себя стороны и возвращается Царскими вратами в алтарь. Если омофор несет иподиакон (когда нет второго диакона), то он заходит в алтарь южными дверями и становится с южной стороны престола.

Иподиаконы с дикирием и трикирием и рипидами спускаются с амвона, идут по ковровой дорожке до кафедры и становятся лицом к народу. Когда диакон с омофором обойдет вокруг кафедры, все иподиаконы поворачиваются лицом друг к другу. Когда диакон с омофором зайдет в алтарь, иподиаконы с дикирием и трикирием и рипидами поворачиваются лицом на восток, посошник и свещеносец сходятся и становятся на амвоне лицом к Царским вратам.

Протодиакон возглашает " Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, благовестителя…"

Архиерей: "Бог молитвами Святаго славного…"

Второй диакон: "Премудрость прости, услышим Святаго Евангелия…"

Архиерей: "Мир всем!"

Посошник и свещеносец расходятся и становятся на свои места. Посошник кладет орлец по центру амвона, головой орла к народу.

Диакон (иподиакон) с омофором подходит к архиерею, целует его левую руку, отходит в сторону и кладет омофор на свое место.

Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием становится по сторонам от аналоя, рипидчики осеняют Евангелие рипидами. По окончании чтения Евангелия посошник и свещеносец спускаются с амвона, рипидчики поднимают рипиды и вместе с первой парой иподиаконов идут на амвон. Первая пара иподиаконов останавливается на амвоне, рипидчики идут в алтарь, проходят на горнее место и ждут первую пару иподиаконов с дикирием и трикирием.

Архиерей в Царских вратах прикладывается к Евангелию, которое ему подносит протодиакон, и благословляет народ дикирием и трикирием. Первая пара иподиаконов принимает у архиерея дикирий и трикирий и заходит в алтарь: первый иподиакон – южными дверями, второй – северными. На горнем месте первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием вместе с рипидчиками крестится на горнее место, кланяется архиерею и друг другу.

Посошник убирает с кафедры аналой и кладет орлец на центр кафедры.

Далее идет сугубая ектения и ектения об оглашенных.

Второй иподиакон возлагает на ставленника или рипидчика полотенце и дает в руки лохань для омовения.

Книгодержец подает архиерею молитву об оглашенных прежде Святого Возношения " Боже, Боже наш, Создателю и содетелю всех, иже всем хотяй спастися…".

После ектении о готовящихся ко Святому Просвещению книгодержец подает Архиерею Чиновник. Архиерей читает молитву "Яви, Владыко, лице Твое…".

Посошник кладет орлец в Царских вратах, головой орла к народу.

После диалога протодиакона и двух диаконов: " Елицы оглашеннии изыдите…" первая пара иподиаконов и иподиакон с омовением выходят на солею. Архиерей умывает руки.

Кадильщик подает диакону кадило на горнем месте.

Книгодержец подает архиерею Чиновник, и архиерей читает молитвы верных.

После того, как архиерей умоет руки, посошник и свещеносец уходят в алтарь северными дверями.

Диакон совершает каждение алтаря и отдает кадило кадильщику на горнем месте.

Произносится возглас "По Дару Христа Твоего…", и начинается пение "Ныне силы небесныя…"

Архиерей у престола трижды читает "Ныне силы…" и отходит к жертвеннику. В это время первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий, рипидчики берут рипиды и подходят к жертвеннику. Иподиаконы выстраиваются на великий вход.

Особенность великого входа на Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что все действия священнослужителей совершаются быстрее, чем на великом входе Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, так как у жертвенника архиерей не поминает живых и усопших; нет и поминовения с Чашей и Дискосом в Царских вратах. Поэтому все приготовления (возжигание дикирия и трикирия, построение рипидчиков) необходимо делать быстро.

Порядок построения на Великом входе следующий:

1. ставленник во диаконы (если есть);

2. диакон с подносом с митрой;

3. диакон с подносом с омофором;

4. два диакона с кадилами;

5. рипидчик;

6. священник с дискосом;

7. рипидчик;

8. священник с Чашей;

9. остальные священники.

Диаконы идут с кадилами и вполоборота кадят священника, несущего дискос со Святым Телом, рипидчики осеняют дискос рипидами. Архиерей в Царских вратах принимает у священника дискос и ставит его на престол. Рипидчики заходят в алтарь боковыми дверями и стоят на горнем месте.

Хор допевает "Верую и любовию приступим…". Архиерей читает на амвоне молитву Ефрема Сирина, благословляет народ дикирием и трикирием. Первая пара иподиаконов принимает у архиерея дикирий и трикирий, идет в алтарь и вместе с рипидчиками на горнем месте крестится, кланяется архиерею и друг другу.

Если есть ставленник во диаконы, то бывает диаконская хиротония.

Далее идет просительная ектения.

Книгодержец подает архиерею молитву "Иже неизреченных и невидимых…".

Первый иподиакон проверяет готовность запивки для архиерея, которую готовит кадильщик или любой свободный иподиакон (см. указания на Литургии). Поскольку на Литургии Преждеосвященных Даров нет просфор, то архиерею кладется только частица антидора, заготовленная на полной Литургии.

Посошник кладет орлец к Царским вратам, головой орла на запад.

Диакон поет с народом "Отче наш".

После молитвы "Отче наш" посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом на восток.

Архиерей произносит: "Мир всем!"

Посошник и свещеносец поднимаются на солею.

Книгодержец подает архиерею Чиновник, Архиерей читает молитву "Боже единый Благий и Благоутробный…".

Когда архиерей произносит "Мир всем", первая пара иподиаконов становится в алтаре за архиереем лицом к народу, а когда архиерей зайдет в алтарь, первая пара иподиаконов становится за архиереем.

Кадильщик переходит с теплотой на южную сторону алтаря.

На возгласе "Благодатию и Щедротами…" посошник и свещеносец сходятся и становятся перед Царскими вратами, лицом на восток.

Архиерей произносит: "Преждеосвященная Святая святым!". Первая пара иподиаконов и посошник со свещеносцем синхронно крестятся и кланяются на восток и друг другу. Первая пара иподиаконов закрывает Царские врата и завесу.

Далее идет причащение духовенства (см. указания на Литургии)

Окончание Литургии Преждеосвященных Даров аналогично окончанию литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (см. указания на полной Литургии). Единственной особенностью является то, что на потребление Святых Даров книгодержец подает архиерею молитву "Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия…".

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение колива.

Кадильщик готовит две диаконские свечи, архиерейское кадило, кандию со святой водой и кропило.

Проводы архиерея на Литургии Преждеосвященных Даров совершаются по образцу, как полной Литургии.

Часть V. Заключение.

Изложенная в настоящем труде практика иподиаконского служения при архиерейском богослужении является практикой Московской епархии. Это одна из наиболее устоявшихся и приемлемых форм иподиаконского служения, проверенная многолетним опытом и достойная сохранения и подражания.

[1] «Для архиерейского богослужения в России принято устраивать в центре храма возвышение — т.н. архиерейский амвон (др. названия — рундук, облачальное место; в Чиновнике изд. 1982–1983 неправильно назван кафедрой)». Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 567.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: