Система раннего оповещения об эпидемиях




Раннее оповещение об эпидемиях - это сведения об обострении эпиде­мической ситуации, угрозе возникновения и распространения массовых заболеваний опасными инфекциями, передаваемые в установленной форме по каналам связи для учреждений и органов управления РСЧС.

Раннее оповещение является важным компонентом в системе мер по обеспечению готовности к ликвидации эпидемии, рациональному использо­ванию имеющихся ресурсов и включает в себя:

·осуществление мер эпидемиологического надзора за опасными и особо опасными инфекциями, выявление ведущих факторов эпидемического процесса в районе бедствия и разработку рекомендаций по ослаблению их воздействия на наиболее уязвимые контингенты населения;

·своевременное, достоверное, достаточное и проводимое в доступной форме информирование органов управления, учреждений и формирований РСЧС об изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки, угрозе появления особо опасных и опасных инфекций, нарушениях требований противоэпидемического режима на этапах эвакуации пострадавших, эффективности режимно-карантинных и изоляционно-ограничительных мероприятий;

·санитарно-разъяснительную работу среди населения и доведение до работников здравоохранения сведений об ухудшении эпидемической ситуации;

·правовое регулирование объема и темпов прохождения информации об угрозе эпидемии.

Вспышки инфекционных болезней могут быть выявлены привычными путями и способом действия по шаблону, эпидемиологическим надзором и, когда это оправдано, специальным дополнительным активным надзором за теми болезнями, которые представляют наибольшую потенциальную опас­ность.

В большинстве случаев эпидемии распознаются на уровне промежу­точных медико-санитарных учреждений (районных, городских). Именно на этом уровне отчеты и донесения, полученные от многочисленных диспансеров и небольших больниц, суммируются и направляются на более высокий уровень системы здравоохранения. Случаи болезни, выявленные в каждом районе, необходимо нанести на график для каждой нозологической формы и сопоставить с фоновыми данными, зарегистрированными в ходе повседневного эпидемиологического надзора за прошлые годы и показывающими сезонные колебания (вариации). Необходимо определить критерии порогового уровня инфекционной заболеваемости и довести их до сведения территориальных центров Госсанэпиднадзора и здравоохранения.

Эпидемиологический надзор представляет собой проведение регулярных эпидемиологических обследований, направленных на выявление случаев ряда инфекционных болезней, которые с наибольшей вероятностью могут вызвать крупные эпидемии в регионе, в целях своевременного реагирования на изменения эпидемической обстановки и предупреждения распространения эпидемического процесса. Такой надзор должен быть постоянным, позволяющим незамедлительно исследовать подозрительные случаи для быстрого выявления источника инфекции и оценить возможность распространения заболевания. Кроме того, распространенность инфекционных болезней должна оцениваться через определенные промежутки времени с помощью многоцелевых серологических, микробиологических обследований, а также обследований с целью выявления переносчиков и резервуаров инфекции.

Критериями для проведения активного эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями являются:

·чрезвычайная важность для органов здравоохранения;

·местная эндемичность или тесные связи с активными очагами, расположенными на территории другого региона;

·появление «новой» болезни (например, геморрагическая лихорадка Эбола) с неизвестной возможностью местной передачи;

·отсутствие или низкий уровень иммунитета в определенных группах населения;

·климатические факторы (засуха, наводнение) или социальные явления (миграция населения), которые могут способствовать передаче возбудителей инфекции.

Информация об эпидемиях, неблагоприятных изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки представляется в штаб ГОЧС, который информирует вышестоящие органы управления о характере чрезвычайной ситуации. При передаче информации представляются следующие данные:

·о факте эпидемии, ее масштабе и прогнозе развития;

·о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

·о силах и средствах санэпидслужбы, имеющихся в очаге;

·справочные данные.

Порядок передачи информации с учетом содержания и срочности:

·экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте чрезвычай­ной ситуации глобального, регионального и местного масштаба и о принимаемых мерах - незамедлительно вне зависимости от времени суток;

·срочная информация о неблагоприятном изменении обстановки и о ходе работ по их ликвидации - не позднее двух часов с момента уведомления о событии (запросы срочной справочной информации), последующие сообщения с периодичностью не более четырех часов (если время не оговорено особо);

·уведомления и оповещения о прогнозе и факте угрозы чрезвычайных ситуаций и информация по управлению силами и средствами, не связанные с угрозой населению и не носящие экстренного (срочного) характера, справочная информация - в течение восьми часов с момента получения (выработки) информации или получения запроса на выдачу справки;

·обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации последствий ЧС, периодическая фоновая информация о биологической, химической, радиационной и гидрометеорологической обстановке не экстренного (не срочного) содержания - оперативной сводкой к 8 часам следующих суток;

·информация о состоянии промышленной и экономической безопасности и другие виды информации не экстренного (не срочного) содержания - по установленному регламенту.

Информация может передаваться в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются вышестоящим органом управления для нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или оно отсутствует в установленной форме.

При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:

·тип ЧС, место, масштаб, причины;

·характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших (погибших), эвакуированных, подвергнувшихся комбинированному воздействию факторов ЧС;

·оказание первой медицинской помощи, госпитализация (количество пострадавших);

·привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;

·сведения о противоэпидемической работе: выявлено заболевших, контактных с больными, проведено профилактических прививок и охвачено экстренной профилактикой, умерло, установлен карантин (площадь, количество объектов или населенных пунктов), организовано карантинных постов, численность людей в обсервациии т. д.;

·дополнительная информация: наличие эпизоотий, территорий зара­жения токсическими или радиоактивными веществами, бытовыми или промышленными сточными водами, санитарно-гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей перемещения и ме­дицинской эвакуации, запасы медикаментов, медицинского имущества, прививочного материала, антисептиков и дезинфектантов, состояние дезтехники, укомплектованность специалистами и их квалификация и т. д.

Эффективность использования санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований различных министерств и ведомств, принимавших участие в ликвидации медико-санитарных последствий в ЧС, во многом зависит от четкой организации управления

Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиоло­гической службы в ЧС представлены на рис. 1

 

 

Рис. 1. Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: