Теория и практика управления в новейшей истории белорусского государства




Новый этап в развитии науки управления организации, как и в целом управленческой мысли Беларуси, начался с обретением реального политического и экономического суверенитета в начале 1990-х годов.

Методологическую и практическую основу разработок белорусских ученых в области современного управления организациями составляет отечественный и мировой опыт, а также реальная управленческая практика.

Определяющая роль в формировании управленческой идеологии белорусского государства и успешном функционировании выбранного пути развития принадлежит Главе белорусского государства А.Г.Лукашенко. Проводимые под его непосредственном руководством постоянно действующие семинары с руководителями органов государственного управления и директорским корпусом направлены на решение актуальных задач государственно важности – развитие инновационной политики, повышение роли молодежи в формировании и реализации государственной политики возрождение малых городов и поселков, становление идеологии белорусского государства, наращивание экспорта и развитие политики импортозамещения.

Белорусская экономико-управленческая модель имеет в своей основе конкретные методологические принципы (рис. 4).

1. Ярко выраженная социально-гуманистическая направленность управленческой деятельности. она означает, что в центре внимания любой организации и любого уровня управления был и остается человек с его потребностями и интересами.

 

 


Рис. 4. Принципы белорусской экономико-управленческой модели

 

2. Приверженность принципу социальной справедливости в ходе управленческой деятельности реализуется через равнодоступность работников организаций и членов общества в целом к социально необходимым благам и

словиям жизни. Менеджмент организаций и механизмы государственного

управления обеспечивают реализацию этого принципа через соответствующие социальные пакеты и программы.

3. Ориентация на собственные национально-государственные возможности и конкурентные преимущества означает минимизацию ресурсной зависимости от внешних источников и максимизацию внутренних возможностей, а также конкурентных преимуществ. Этот макро- и микроуправленческий принцип направлен на обеспечение экономической и национальной безопасности. Он реализуется через высококвалифицированные трудовые ресурсы, имеющиеся природные ресурсы, выгодное географическое положение, развитый промышленный потенциал и науку.

4. Учет менталитета и традиций белорусского народа в управленческой деятельности – это ориентация на человеческий фактор как важнейший организационный ресурс. Особенностями белорусского менталитета и традиций признаны: общинные, коллективистические начала; развитое чувство социальной справедливости; толерантность и неспешность; трудолюбие; ответственность; стремление к развитию; терпеливость; добрососедство; лояльность к окружению; высокая адаптивность.

5. Курс на рост благосостояния и социальное развитие является программным принципом всей государственной политики, включая государственное управление и менеджмент организаций. Эколого-проблемная ориентация управленческой деятельности вызвана как последствиями чернобыльской катастрофы, так и прямой ответственностью государственного и корпоративного менеджмента за рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип подразумевает высокую культуру экономической деятельности человека и заботу о ресурсном обеспечении будущих поколений. Забота об окружающей среде проявляется в соответствующих механизмах реализации бюджетно-налоговой политики государства, его контрольной функции, а также в хозяйственной политике организаций.

6. Развитие интеллектуальных возможностей человека и формирование современного инновационного потенциала. Республика Беларусь относится к числу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Поэтому задача руководителя любого уровня – создавать условия для его развития, применять для этого эффективные системы мотивации, прежде всего внутренней. Сегодня знания и интеллект относятся к числу важнейших факторов производства и управления.

7. Принцип сочетания рыночных и нерыночных форм управления означает одновременное применение и сочетание в экономике двух разных форм хозяйства – прибыльной, т.е. ориентированной на рынок, и социально-ориентированной, где прибыль не является основной целью. Кроме того, данный принцип предлагает применение и двух регулирующих механизмов – рыночного и государственного. Этот принцип следует из изложенных выше, прежде всего, принципов социальной справедливости и социально-гуманистического характера белорусской модели.

8. Последовательность и стабильность преобразований как управленческий принцип отвергает различные варианты шокового воздействия на объект управления. Этот принцип основан на учете мирового опыта, а также особенностей белорусской модели развития. результаты всегда достигаются пошаговыми и с минимальными рисками действиями.

9. Здравоохранительная направленность выражается в доминанте здоровья человека как важнейшей социальной ценности, воспитании культуры здоровья, а также активном участии государства и менеджмента организаций в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и финансовом обеспечении этой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: