ГЛАВА XV.
ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ (СИНЕРГЕТИКА)
КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
Теория самоорганизации, синергетика (от греч. sinergeia – совместное действие) - междисциплинарная теория, изучающая процессы самоорганизации сложных открытых систем различной природы. Предметом синергетики являются универсальные принципы самоорганизации и эволюции сложных систем, механизмы устойчивости, распада, возникновения новых структур в процессе саморазвития этих систем. Согласно теории самоорганизации новые структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет флуктуаций и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляет переход от одного уровня самоорганизации к другому более сложному. Формирование каждого нового уровня системы сопровождается ее прохождением через состояние неустойчивости (точки бифуркации), когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Самоорганизующиеся системы - это исторически развивающиеся системы, они характеризуются принципиальной необратимостью процессов. Теория самоорганизации содержит положение о недопустимости навязывания сложноорганизованным социоприродным системам траекторий развития, о необходимости понимания их собственных тенденций развития.
Основные идеи, принципы и исследовательские
Процедуры синергетики
Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры синергетического метода.
Исходным положением синергетики является представление о системном характере бытия. Универсум в ее интерпретации есть системно-целостное единство, слагающееся из подсистем, элементов систем и элементов элементов систем. Необозримое пространство системных объектов, составляющих Универсум, можно разграничить, выделив типы систем: неорганические и органические, биологические и социальные, материальные и духовные. Биологическая клетка и город, ментальность и язык, художественный стиль и геологическая формация - все это есть системы. Как они связаны между собой?
|
Во-первых, если универсум есть системно-целостное единство, то законы существования систем, принадлежащих к разным сферам реальности, структурно подобны или изоморфны. Изоморфизм (греч. isos – равный, одинаковый + morphe – вид, форма) понятие, выражающее свойство одинаковости строения каких-либо совокупностей элементов, совершенно безразличное к природе этих элементов. Химические процессы протекают подобно процессам биологическим, общественным. Однако, изоморфизм - структурное единство - не означает тождество. В системной организации мира существует некоторая иерархия, разделяющая системы по уровням сложности. К разряду систем высшего уровня сложности (наиболее сложных по составу) принадлежат исторические системы - человек, общество, культура. Необходимо акцентировать такой момент как недопустимость редукции закономерностей развития более сложных систем к закономерностям более простых. Это означает, что различного рода математические или биологические методы вполне приемлемы для изучения человеческого общества, человека, культуры, но их абсолютизация недопустима, поскольку этими показателями существование систем высшего уровня сложности не исчерпывается. Для анализа систем, обладающих механизмом саморефлексии, т.е. думающих систем, необходимо привлечение методов социологии, культурологии, психологии, философии.
|
Представлении о структурном подобии объектов отражается в понятии «фрактальные объекты ». Фрактальными называют такие объекты, которые обладают свойством самоподобия или масштабной инвариантности. Малый фрагмент структуры такого объекта подобен более крупному фрагменту или структуре в целом(1). Природа часто выражает себя во фрактальных формах, что касается культуры, то фрактальным объектом культурологи считают, например, патерналистское государство, основным элементом которого выступает патриархальная семья.
Во-вторых, помимо связей изоморфизма элементы системы связаны отношениями внутренней сущностной согласованности – когерентности (лат. cohaerentia – сцепление, связь). Вопрос первичности материи или духа, бытия или сознания, экономического базиса или идеологической надстройки, с точки зрения синергетики - некорректен. В синергетической трактовке связи подсистемы бытия определяются не причинно-следственной зависимостью, но сущностной согласованностью или когерентностью.
Специфика синергетического подхода заключается в том, что его предметом является не только и не столько система сама по себе, сколько процесс эволюции и структурации системы, процесс перехода системы от одного уровня организации к другому. Внимание синергетики фокусируется именно на проблеме перехода, изменения. Синергетика, таким образом, это, в первую очередь, теория и философия развития.
|
Важнейшим постулатом синергетики является идея незапрограммированности развития какой-либо внешней силой - Богом, Абсолютным Разумом, объективным законом. Речь идет об отказе от принципов жесткого детерминизма. Самоорганизация понимается как процесс спонтанного упорядочивания (от хаоса к порядку), порождения качественно новых свойств сложных систем, в результате взаимодействий их элементов. Развитие не сводится к реализации некоторого заданного плана, оно есть процесс самоорганизации, обусловленный внутренними механизмами существования системы. Движущие силы развития любой системы будь то биологический организм, человек, общество, государство нужно искать не вне системы, а внутри нее. Важнейший тезис синергетики: все самоорганизуется, выбирает наиболее удобный для себя путь. Отсюда другой не менее важный момент - нелинейность развития, предполагающая множественность вариантов, альтернатив. Нелинейность предполагает наличие выбора из альтернативных путей. Причем этот выбор невозможно предсказать с точностью. Для обозначения этого феномена синергетики используют понятие «стохастичность» - непредсказуемость маршрутов, по которым может эволюционировать система.
Понятие «нелинейность» сопрягается с понятием «необратимость ». Под необратимостью процессов самоорганизации подразумевается их разомкнутость, принципиальная неповторяемость состояний системы, невозможность вернуться к исходному ее состоянию. Идея необратимости в синергетике выражается при помощи метафоры «Стрела времени ». «Стрела времени» является частью картины «открытого» темпорального мира, в котором: «...в каждый момент времени в игру могут вступить все новые возможности»(2). В отличие от классической механики, где понятия будущего и прошлого равнозначны, поскольку считается, что в любой ситуации при обращении времени сложная система обязательно придет к начальным условиям; в синергетике бытует представлении о неэквивалентности прошлого будущему. В синергетическом понимании Вселенная, претерпевая непрерывные изменения, эволюционирует ко все более высоким формам сложности, наращивая внутреннее разнообразие элементов.
Рождение синергетики связано (не хронологически, а каузально) с открытием второго закона термодинамики, согласно которому энергия не сохраняется, а рассеивается, т.е. переходит от более теплых тел к холодным. Это рассеяние, обесценивание энергии называется диссипацией - (лат. dissipare – рассеивать). Рассеивание энергии, влечет за собой энтропию. Энтропия (греч. en + trope - поворот, превращение) – особая физическая величина, которая характеризует рассеяние энергии, обесценение энергии, заключающееся в переходе всех видов энергии в тепловую и равномерном, равновесном распределении последней между всеми телами природы. Рассеяние энергии сопровождается дезорганизацией ли внутренней хаотизацией системы, поэтому рост энтропии есть увеличение степени хаоса. Таким образом, из второго начала термодинамики следует, что в любых диссипативных системах процесс идет в сторону теплового равновесия: все замкнутые системы обречены на тепловую смерть – на выравнивание температур. Иными словами, замкнутые, закрытые системы, рассеяв энергию и не имея источников новой энергии, подлежат разрушению и гибели. Однако в основе жизни лежат открытые для потоков энергии из окружающей среды системы, которые, импортируя энергию, противодействуют процессам энтропии. Постоянная негэнторпийная (антиэнтропийная) деятельность, направленная на противостояние уравновешивающему давлению окружающей среды, создает тепловое неравновесие системы и ее окружения. Это неравновесие, получившее название «устойчивого неравновесия», и есть важнейшие условие поддержания жизни. А жизнедеятельность в целом можно интерпретировать как процесс постоянной негэнтропийной (антиэнтропийной) работы.
Необходимо уточнить, что применительно к социально-гуманитарному познанию понятие «энергия » может интерпретироваться достаточно широко. Во-первых, оно может пониматься метафорически как творческая энергия. Во-вторых, под «энергией» может подразумеваться деятельная, созидательная сила идей, социальных программ, нравственных принципов. Наконец, в-третьих, в современном токовании интеллектуальная энергия есть ничто иное, как информация. Культура существует за счет постоянного наращивания энергии - информации, именно растущий поток конструктивной информации и есть одно из средств, обеспечивающих выживание человека.
Структура негэнтропийной (антиэнтропийной) деятельности складывается как диалектическое взаимодействие двух взаимообусловленных механизмов.
Первый связан с притяжением потоков энергии из окружающей среды - все живые системы существуют за счет импорта, поглощения энергии. Интеллектуальные системы существуют за счет постоянного наращивания потоков информации. Вместе с тем, сама по себе энергия или информация в ее разрозненном, неорганизованном виде не представляет собой оптимального способа противостояния энтропии. Только структурируясь, превращаясь в системно-целостное единство, энергия - информация становится надежным средством антиэнтропии. Таким образом, вторым важнейшим механизмом самоорганизации открытых систем является структурное упорядочение, организация накопленного человечеством объема энергии, информации.
Итак, если система импортирует больше энергии, чем рассеивает энтропии, то она растет и развивается. В то же время, рост системы ведет к увеличению размеров энтропии - чем сложнее система, тем больших затрат требует сохранение ее устойчивого неравновесия, чем больше энергии она поглощает, тем больше и рассеивает. Рано или поздно это приводят к тому, что выработанные прежде механизмы антиэнтропии, рассчитанные на прежний масштаб системы в новых условиях оказываются не эффективными. Наступает кризис, вследствие которого система либо деградирует, либо вырабатывает новые, более изощренные механизмы антиэнтропии. Прогрессивная направленность динамики открытых систем, движущей силой которой является диалектика энтропийных и антиэнтропийных процессов, может квалифицироваться как важнейшая закономерность их существования. Выживание не может быть обеспечено раз и навсегда сформированными стабильными средствами негэнтропии, жизнь устроена так, что для ее непрерывного поддержания необходимо наращивать потоки энергии, совершенствовать способы антиэнтропийной работы.
С процессами структурации и саморазвития связан концепт «аттрактор» (лат. attraction – притяжение). Аттрактор, одновременно, принцип упорядочения, цель, причина, организующая идея, притягивающая и структурирующая все части системы. Всякий новый аттрактор формируется в недрах уходящей структуры, настоящее содержит в себе будущее в виде зерна, которое имеет перспективу развития, т.к. будущее ее притягивает, обеспечивая именно ей преимущественные условия для реализации.
Бифуркация (англ. bifurcations - раздвоение) - фаза развития, в процессе которой происходит перестройка, реорганизация системы, выявляются возможные варианты новой организации системы, возможные аттракторы. У эволюционной траектории появляется новая ветвь - новая мода. Таким образом, точкой бифуркации (англ. fork – вилка) в синергетике называется точка ветвления возможных путей эволюции. Вариантов аттракторов может быть не два, а целый спектр. Синергетика предполагает многовариантность путей в будущее, причем веер возможностей может быть широким. Значительную роль в этой фазе развития имеет элемент случайности. Яркий пример бифуркации в истории - революция, переворот, наступление которых зачастую зависит от стечения обстоятельств. Важен и такой момент как разрушение в бифуркационной фазе сложившейся структуры.
Неодномерность проблемы негэнтропийной деятельности заключается том, что в процессе самоорганизации возникает обратная связь, которую синергетики рассматривают как «механизм самовлияющего, самоподстегивающего развертывания процессов»(3). Вследствие взаимодействия сложной системы с окружающей средой происходит изменение самой среды, в результате которого сложившиеся способы негэнтропийной деятельности утрачивают свою эффективность. Это требуют новой радикальной перестройки системы. Таким образом, борьба с энтропией оказывается неординарной задачей, поскольку требует постоянного усовершенствования.
Самоорганизация складывается как постоянный отбор более совершенных и продуктивных способов организации и кооперации систем и отбраковка контрпродуктивных, утративших свой энергетический потенциал. Переход от одного уровня организованности к другому, более высокому через разрушение существующего - повторяющейся сценарий развития системы. Периодическое чередование стадий интеграции и дезинтеграции, организации и дезорганизации, порядка и хаоса можно квалифицировать как важнейший принцип поведения сложных систем. Необходимо констатировать, что в процессе самоорганизации отбираются не всегда самые лучшие структуры и способы организации, поэтому деградация системы – тупик эволюции - также один из возможных сценариев ее развития. Предотвращение такого сценария возможно лишь посредством включения разума в механизмы отбора.
Мировоззренческой доминантой синергетики, по общему признанию, является диалог как смысловой центр, стягивающий, объединяющий и организующий интеллектуальное пространство в единое целое. Диалогизм можно квалифицировать как нравственную основу синергетики, как единственную спасительную стратегию деятельности, которая выведет человечество из лабиринта тупиковых направлений эволюции. Синергетика выстраивается на фундаменте диалектики, тем не менее, она отказывается от универсально-линейных построений, трактуя законы диалектики не как жестко заданные сценарии, но как гипотетико-дедуктивные модели познания реальности, а диалектические категории не как универсальные формы мышления, а как некоторые типологические концепты. Идеологические трактовки синергетической теории также могут быть достаточно разнообразными. Однако, представляется очевидным, что синергетика несоединима как с идеологией крайнего почвеннического изоляционизма, так и с идеологией западнической унификации. Идея развития на основе идентификации с собственной традицией соединяется в ней с представлением о системном единстве мира. В сущности, синергетический диалог есть ничто иное, как баланс идеалов единства и отдельности, как синтез общечеловеческих и этно-национальных ценностей. По мнению ряда исследователей, синергетика составляет онтологический фундамент посткапиталистического проекта, синтезирующего распределительные (социалистические) и рыночные (капиталистические) способы социально-экономического бытия. В таком контексте соперничество и сотрудничество, конкуренция и кооперация предстают как стратегии взаимодополняющие.
Если все самоорганизуется, то человек своим вмешательством может помешать этому процессу или помочь, угадав характер изменений. Важнейшее требование синергетики – самоорганизующимися системами нельзя управлять, навязывая некоторые желательные сценарии развития, необходимо создавать условия, с тем, чтобы система развивалась по тому или иному сценарию. В синергетике развивается идея модельного мышления, важную роль играет компьютерное моделирование.
Теория самоорганизации в персоналиях
Идея термина «синергетика» принадлежит Герману Хакену (1927 г.) – немецкому ученому, профессору теоретической физики Университета Штутгарта, автору работ «Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах», «Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам», «Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности».
Термином «синергетика» Хакен обозначает новую область науки, связанную с исследованием общих закономерностей, которые действуют в системах, состоящих из большого количества элементов. Термин «синергетика», по Хакену, призван подчеркнуть роль коллективных, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации физических, химических, биологических, психологических, социальных систем. Посредством взаимодействий, как считает Хакен, элементы сложной системы могут порождать качественно новые свойства в макроскопических масштабах. Задача синергетики – исследовать возникновение новых свойств, основной ее вопрос, в представлении Хакена, состоит в том, существуют ли общие принципы, управляющие поведением сложных систем, когда в них происходят качественные изменения(4).
Синергетика, в видении Хакена, охватывает такие области науки как: теорию детерминированного хаоса, теорию автопоэзиса, теорию диссипативных структур, теорию сложности, теорию самоорганизованной критичности. Основное содержание синергетики выражают следующие ключевые положения и слова:
«1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.
2. Эти системы являются нелинейными.
3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.
4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.
5. Системы могут стать нестабильными.
6. Происходят качественные изменения.
7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.
8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.
9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.
10. Во многих случаях возможна математизация» (5).
К числу отличительных свойств синергетических систем Хакен относит стохастичность. Ученый полагает, что система может эволюционировать по совершенно различным маршрутам, поскольку эволюция синергетических систем зависит от причин не предсказуемых с абсолютной точностью. Самоорганизацию, как полагает Хакен, может вызвать увеличение числа компонентов системы, смешение уже имеющихся компонентов или внезапное изменение управляющих параметров. Особенностью синергетических систем является, по Хакену, также то обстоятельство, что ими можно управлять, изменяя действующие на них внешние факторы. Демонстрирует различия синергетики и кибернетики, он утверждает, что: «Кибернетика занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала должным образом. В синергетике мы изменяем управляющие параметры более или менее непредсказуемым образом и изучаем самоорганизацию системы, т.е. различные состояния в которые она переходит под воздействием «рычагов управления»»(6).
Основоположником термодинамики неравновесных процессовявляется Илья Романович Пригожин (1917-2003 гг.) – русско-бельгийский физик, химик, основные работы: «Введение в термодинамику необратимых процессов», «От существующего к возникающему», «Порядок из хаоса» (в соавторстве с И. Стенгерс), «Время, хаос, квант» (соавторстве с И. Стенгерс) и др.
Пригожин утверждает, что классическая наука уделяла внимание устойчивости, порядку, она изучала замкнутые системы и линейные соотношения. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы - таковы замкнутые системы, которые составляют меньшинство во Вселенной. Что касается большинства, то его, в видении Пригожина, составляют открытые системы, которые обмениваются энергией и веществом. Ученый полагает, что попытка понять такие системы при помощи механистической модели, обречена на провал. Закрытые системы эволюционирую к хаосу, открытые – ко все более высоким формам сложности. Пригожин выступает с критикой идеи «тепловой смерти Вселенной», Вселенная, в его репрезентации, предстает как открытая система. В его видении, реальность не является ареной, где господствует порядок, напротив, главенствующую роль в окружающем мире играют неустойчивость, неравновесность. Пригожин пишет: «Неравновесность есть то, что порождает порядок из хаоса»(7). Важнейшее положение теории Пригожина – спонтанное возникновение порядка из хаоса. Он убежден, что при определенных условиях энтропия может быть прародительницей порядка.
Пригожин утверждает, что все открытые системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют (колеблются, отклоняются от равномерного распределения). Отдельные флуктуации столь сильны, что организация разрушается. Этот переломный момент есть особая точка – точка бифуркации. Из этой точки принципиально невозможно предсказать в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие. Одни системы вырождаются, другие развиваются по восходящей.
Пригожин вводит понятие необратимости времени, что связано с отказом от ньютоновского подхода ко времени как феномену обратимому. Он полагает, что задачей современной науки является преодоление атемпорального видения Вселенной. Идея необратимости времени - нарушения симметрии между прошлым и будущим выражается ученым при помощи метафоры «Стрела времени».
Пригожин полагает, что детерминизм и случайность согласуются, дополняя друг друга. В точке бифуркации невозможно предсказать в какое русло перейдет система, но когда путь выбран, вступает в силу детерминизм. Специфику несводимых вероятностных законов он определяет следующим образом: «…детерминистические симметричные во времени законы соответствуют только весьма частным случаям. Они верны только для устойчивых классических и квантовых систем, т.е. для весьма ограниченного класса физических систем. Что же касается несводимых вероятностных законов, то они приводят к картине «открытого» мира, в котором в каждый момент времени в игру вступают все новые возможности»(8).
Ученый рассматривает свою концепцию как междисциплинарную, тем не менее, он предупреждает о том, что применять естественнонаучные понятия в социальных и экономических исследованиях необходимо с осторожностью, поскольку люди – не динамические объекты. На человеческом уровне необратимость обретает более глубокий смысл, который неотделим от смысла человеческого существования.
Создателем концепции универсального эволюционизма является Никита Николаевич Моисеев (1917 – 2000 гг.) – российский ученый, физик, математик, автор работ: «Судьба цивилизации. Путь Разума», «В раздумьях о будущем», «Современный рационализм» и др.
Исходной идеей концепции Моисеева является идея кризиса классического рационализма, с такими присущими ему атрибутами как метод субъект-объектного описания, концепция абсолютной истины, жесткого детерминизма и т.п. Ученый формулирует основные постулаты и принципы современного рационализма, среди которых: принцип системности бытия, связи объекта и субъекта познания, принцип стохастичности, относительности истины.
Согласно принципу универсального эволюционизма Универсум, будучи открытой системой, никогда не находится в равновесии, он все время меняется. Моисеев определяет универсальные, общие для косной материи, живого вещества и общества, свойства процессов самоорганизации, протекающих в Универсуме. Ученый рассматривает бифуркационный механизм как источник роста разнообразия и сложности систем. В этом, как полагает ученый, проявляется общая направленность мирового эволюционного процесса, хотя отдельные организационные структуры могут в процессе эволюции делаться все более примитивным и исчезать, не справившись с адаптацией к изменяющимся условиям существования. Моисеев рассматривает процесс самоорганизации как непрерывное разрушение старых и возникновение качественно новых структур, не имеющих аналогов. Основу мирового движении, в его видении, составляет непрерывная перестройка организации систем и их объединения в новые. Этот процесс универсален – тенденция к кооперативности пронизывает все этажи мироздания. Механизмы лежащие в основании этого процесса Моисеев называет «механизмами сборки». Ученый рассматривает формирование живого вещества и Разума как результаты процессов самоорганизации. Он вводит понятие «ноосферогенеза».
Для характеристики механизмов самоорганизации Н.Моисеев использует метафору «Диалектика Рынка»(9). Речь идет не об обывательской интерпретации рыночных отношений, но о сложнейшем механизме самоорганизации, который изобрела сама Природа. Ученый рассматривает саморазвитие Вселенной как постоянный отбор более совершенных и продуктивных способов организации и кооперации систем и отбраковку контрпродуктивных, утративших свой энергетический потенциал. Он уточняет, что «Рынок» отбирает не всегда самые лучшие структуры и способы организации, поэтому деградация системы также один из возможных сценариев ее развития. Предотвращение такого сценария возможно лишь посредством включения Разума в механизмы Рыночного отбора. Моисеев утверждает, что становление Разума не меняет смысла того механизма Рынка, который правит всем процессом развития: Разум дает лишь новые возможности тем или иным организационным структурам действовать более эффективно, поскольку он обладает определенным горизонтом предвидения. Включение Разума в механизмы рыночного отбора, в видении Моисеева, переносит их деятельность на более совершенный уровень, способный учесть будущее. Он указывает: «Особенность Разума как раз и состоит в том, что он способен предвидеть некоторые фрагменты будущего развития, его тенденции, а, следовательно, и оценить некоторые из следствий отбора или предсказать возможные сценарии развития. И, тем самым, повлиять на характер отбора, совершаемого РЫНКОМ. Таким образом, включение разума позволяет усовершенствовать структуру обратных связей, введя в нее учет тенденций, т.е. производных. (...) Включение Разума в механизмы РЫНКА означает, в частности, использование предвидение в процедурах селекции и отбора, т.е. замену статических динамическими обратными связями. И, что не менее важно, - включение в процедуры отбора долговременных целей носителей разума. Таким образом, отбор приобретает определенную целенаправленность»(10). Моисеев считает, что жесткое планирование и регламентация человеческой деятельности мешают самоорганизации общества, самоорганизация осуществляется в результате компромисса двух начал – свободы и регламентации.
Моисеев констатирует, что в результате рождении Разума возникла новая логика эволюции, часто не согласованная с логикой природы, которая управляла развитием мира до появления человека. Задача человека, по Моисееву, состоит в том, чтобы научиться вписывать логику истории в логику развития Природы, найти гармонию синтеза обеих логик, которая только и способна обеспечить развитие человечества(11). Моисеев называет это «аксиомой коэволюции человека и биосферы». На обширном материале ученый представляет историю экологических кризисов и вызываемых ими бифуркаций в истории культуры.
Идеи синергетики развивает Моисей Самойлович Каган (1921- 2006 гг.) – российский философ, культуролог, автор работ: «Морфология искусства», «Человеческая деятельность: опыт системного анализа», «Системный подход и гуманитарное знание», «Философии культуры» и др.
Основу методологии Кагана составляет системный подход: культура рассматривается как система многообразных форм и продуктов человеческой деятельности. В понимании Кагана, системный объект, взятый в его целостном бытии, функционировании и развитии, образуется не только составляющими его компонентами, но и тем как они друг с другом связаны. Общим законом бытия Каган называет преобладание информации над энтропией, структурности над аморфностью, космоса над хаосом, гармонии над какофонией, что и обеспечивает жизнеспособность каждой системы. Отличия между закрытыми и открытыми системами заключаются в интерпретации Кагана в том, что функционирование первых не зависит от окружающей среды, тогда как вторые живут именно взаимодействием со средой, обмениваясь с ней веществом, энергией, информацией. Открытые системы Каган подразделяет на функциональные или биологические и исторические. Исторические системы, в свою очередь, подразделяются на самоуправляющиеся и саморефлектирующиеся. Развитие самоуправляющихся или саморегулирующихся систем осуществляется, по Кагану, благодаря действию неких стихийных движущих сил объективного характера, так развивается, например, экономика. Саморефлектирующиеся системы обладают самосознанием, которое осуществляет целенаправленный выбор вектора их развития и способно свободно изменять свою деятельность, такова, в определении Кагана, культура во всех ее духовных проявлениях. В исторических системах действие протекает не по замкнутому кругу, как в системах технических и биологических, но изменяется, делая систему развивающейся. Такая ее способность объясняется тем, что данный тип системы обладает свободой выбора своих действий, которая определяет меру следования сложившейся прежде программе поведения и меру ее изменения. Характер этих изменений обусловлен - реакцией открытой системы на изменения во внешней среде, и имманентной самой системе логикой ее самодвижения, самосовершенствования, саморазвития. «Скелет» этой логики, по Кагану, заключается в движении от изначальной аморфности, эмбриональной синкретичности ко все шире развивающемуся расчленению, специализации расчленяющихся элементов и образованию структурных связей между ними; затем к постепенному повышению уровня организованности системы, обеспечивающей ей эффективность поведения; а затем либо к окостенению выработанной структуры, застойному существованию и медленному умиранию; либо к распаду сложившихся связей под влиянием каких-либо внешних сил и формированию новой, качественно отличной от предшествующей, системы. Каган утверждает, что понятие «структура» распространяется и на процесс развития системы. Закономерная смена одних состояний другими: рождение /становление /созревание /расцвет /увядание /старение /смерть, обозначается им как «эволюционная структура» или «хроноструктура».
Каган полагает, что, будучи системой высшей степени сложности, культура требует трехстороннего рассмотрения: предметного, функционального и исторического. Предметный анализ предполагает выявление того, из каких элементов и подсистем состоит изучаемая система, выявление связей, соединяющих компоненты системы. Что касается функционального анализа, Каган рекомендует рассматривать функционирование системы и ее элементов как активно-деятельный процесс, но не статичное состояние. Помимо этого, он предлагает различать внешнее функционирование и внутреннее, т.е. жизнь системы в среде и жизнь каждого ее компонента во взаимодействиях с другими в недрах самой системы. Ученый формулирует важнейшее требование функционального анализа - идти не от частей к целому, но от целого к частям. Исторический анализ, по Кагану, включает использование двух векторов: генетического и прогностического. Философ утверждает, что будущее вырастает из настоящего так же, как оно выросло из прошлого. Одновременно настоящее детерминировано будущим, поскольку будущее уже корениться в настоящем и играет роль «аттрактора», т.е. силы, притягивающей к себе одну из возможностей нелинейного, поливариантного процесса. Исследователь должен выявлять общие тенденции этого процесса, а не конкретный его ход, потому что развитие социокультурных систем основано на свободном выборе конкретного деятельностного акта из более или менее широко спектра возможных действий. По мнению Кагана, это ни фатализм и не финализм, будущее зависит от способности человечества к самоорганизации, которая является единственной альтернативой его самоубийству(12). Развитие - это повышение организованности системы, единственной альтернативой самоубийству человечества является переход на иной уровень самоорганизации общества.
Таким образом, системный анализ сопрягается у Кагана с некоторыми принципами синергетического подхода.
Во-первых, важнейший синергетический принцип, который формулирует Каган относительно закономерностей развития культуры как сложной системы – это принцип саморазвития, согласно которому развитие культуры детерминировано изнутри. При этом философ полагает, что первичной, определяющей все другие процессы, является эволюция материальной культуры. От характера материальной культуры, в его видении, зависит и отношения людей в процессе производства и их духовная деятельность. Каган рассматривает материальную культуру как единственную область человеческой деятельности, для которой самодвижение, т.е. имманентное, безостановочное, непротиворечивое самоизменение, самосовершенствование, саморазвитие есть врожденный ей способ существования. Творчество в материальной практике он определяет как «пусковой механизм» самодвижения культуры. В таком понимании саморазвития Каган едва ли выступает как последовательный сторонник синергетической парадигмы, поскольку сама идея выделения некоторого элемента системы как первичного лежит в плоскости редукционистского и детерминистского понимания развития.
Во-вторых, другой не менее важный синергетический принцип, распространяемый Каганом на исследования культуры – принцип саморазвития как перехода от одного уровня организации системы к другому более сложному посредством разрушения предыдущего, или принцип чередования состояний гармонии и хаоса.
В-третьих, Каган экстраполирует в сферу культурологических исследований синергетический принцип нелинейности развития. Он полагает, что синергетический взгляд позволяет найти диалектическое сопряжение единства и многообразия, общей направленности и разных путей движения культуры человечества, открывая новые познавательные перспективы перед изучением ее истории. Ученый отмечает, что при таком подходе особое значение приобретают переходные состояния культуры, в которых особенно активно и напряженно разворачиваются поиски нового способа организации системы. Каган утверждает, что каузальный метод не дает исчерпывающего объяснения почему предпочтение отдается тому или иному пути развития, поскольку прошлое не содержит в себе настоящее. Синергетика, выдвигает идею, согласно которой настоящее содержит в себе будущее в виде потенции, которая имеет перспективу развития, поскольку будущее ее притягивает. Философ полагает, что необходимо считать комплементарным соотношение принципов объяснения «через причину» и «через цель».