Благо – то, к чему стремится человек.
Высшее благо – счастье.
Счастье – это деятельность сообразная с добродетелью.
Счастье заключается в том, чтобы добродетели данной человеку возможности, заключались в действительности (реально).
Для благородных благо заключается в почестях, для мудрых – в познании.
Аристотель определяет человека как общественное животное.
Душа по Аристотелю (3 части):
1) Растительная часть души; (не имеет добродетеля)
2) Животная часть души;
3) Разумная часть души.
Для животной: щедрость, умеренность, великолепие, великодушие, честолюбие, равность, правдивость, любезность, дружелюбие и справедливость.
Внутренний критерий животной части – совесть и стыд.
Добродетель разумной части души – мудрость.
Школы.
Киническая Киренаики
Родоначальник: Родоначальник: Аристипп:
Диоген: Удовольствие является лучшим
Одной добродетели достаточно благом и достижение удовольствия
Для счастья. является высшей целью.
Основной принцип кинизма: Основной принцип: различие добра
Довольствуйся тем, и будешь и зла. Приятная жизнь – добро,
Счастлив. жизнь без удовольствия – зло.
Основное различие:
Диоген Киник: Аристотель:
Если бы ты умел кормиться если бы ты умел общаться с
овощами, тебе бы не пришлось людьми, тебе бы не пришлось
прислуживать при дворах тиранов. чистить себе овощи.
Школы поздней античности.
Эпикурийская.
Добродетель нужна, чтобы приносить человеку удовольствие и счастье, главная цель человека – наслаждение.
Наибольшее наслаждение – оправданное разумом.
Отличие:
Киренаики Эпикурийцы
наслаждение - это деятельность; наслаждение – это покой;
|
наслаждение – это процесс. наслаждение – это есть
результат, состояние насыщения.
С точки зрения Эпикура: высшее благо – длительное отсутствие страданий.
Чтобы сохранить душевный покой – надо жить в уединении. Духовные уединения выше телесных. Беседа с духом дает большее наслаждение, чем насыщение чрева.
Стоицизм.
Гласит: добродетели достаточно для счастья. Но состояние внутренней свободы не есть полное пренебрежение к миру, но признание его относительной ценности (богатство, слава, здоровье, сила) они предпочтительнее, т.к. имеют ценность для жизни.
Представитель: Зенон Стоик.
Основной принцип: подчинение внешней судьбе и внутреннее освобождение от страстей.
Апатия – идеальное состояние души, неподверженной действию страстей. Это душевная невозмутимость.
Страсть – неразумное, несогласованное с природой человека движение души.
4 вида страсти:
1) желание;
2) страх;
3) наслаждение;
4) скорбь.
Скептицизм.
Основатель: Перон.
Атараксия – состояние бездеятельности, покоя и невозмутимости.
Путь, который ведет к атараксии, - воздержание суждений о добре и зле, истины и лжи. Полное примирение с действительностью.
Гедонизм Аскетизм
- это путь удовлетворения своих - путь преодоления
потребностей, подчинение воли своих страстей.
своим страстям. Основные направления:
Основные направления: киники – счастье вне зависимости
Киренаики –счастье заключается от внешнего мира.
в чувственном направлении. Стоики - счастье заключается в
Эпикурейцы – счастье –это подчинении судьбе и освобождении
|
наслаждение, не приносящее страданий. от страстей.
Скептики – счастье – воздержание от неоплатоники – счастье заключается
суждений о добре и зле. в воссоединении с единым в
мистическом экстазе.