Средневековая философия охватывает значительный период времени: по меньшей мере от IX до XV вв. Главной ее характеристикой является, безусловно, тесная связь с христианской теологией и господствовавшим христианским мировоззрением. И хотя, с одной стороны, философия только в силу данного обстоятельства не перестает быть философией, т.е. рациональным поиском истины, она, с другой стороны, ограничивается в этом поиске требованиями христианской догматики, по причине чего средневековую философию часто называют христианской философией, и по причине чего на протяжении указанного периода нелегко обнаружить философскую систему, вступающую, по крайней мере, явно, в противоречие с данной догматикой. Кроме того, важным фактором, повлиявшим на становление и развитие средневековой философии, является то обстоятельство, что подавляющее большинство средневековых мыслителей были по преимуществу теологами, а не философами, и использовали философию при решении теологических проблем. Отсюда и особый статус философии в Средние века: для средневекового мыслителя она есть ancilla theologiae, служанка теологии.
В истории средневековой философии, или схоластики, обычно выделяют четыре основных периода:
1) предсхоластический (ок. 800 – 1050);
2) ранняя схоластика (1050 – 1200);
3) высокая схоластика (1200 – 1350);
4) поздняя схоластика (1350 – 1500).
Патристика.
Патристика (IV- VIII вв.) – характеризуется деятельностью отцов церкви.
Отцы церкви – те, которые сформулировали основы христианского мировоззрения на языке греческой философии.
отцы церкви:
Западные – сформулировали, что они жили на территории западной империи и писали на латинском языке. Отцы: Амвросий Медиолан, Августин Блаженный, Лев Великий, Иероним.
|
Восточные – жили на территории восточной империи – Византии и писали на греческом языке.
Каппадокийские отцы: Василий великий, Григорий Богословский, Григорий Низкий, Максим Исповедник, Иоанн Домоскин.
Учение отцов церкви:
1) – Бог трансцендентен миру – лежит за пределами этого мира.
- Бог абсолютен. (всемогущий, всезнающий)
- Бог единый по существу, но троичен в лицах. (3 лица: отец, сын, дух святой)
2) Христос как logos – выступает посредником между Богом и миром. (содержится в Евангелии Богослова и философии Филона Александрийского)
3) учение о человеке и его отношении к Богу.
Человек – это образ Бога. Он имеет духовно-телесную природу. Тело его творится из материального вещества.
С точки зрения христианской философии:
Человек – есть макрокосмос. Он содержит в себе то, что не содержит вся вселенная, а именно – образ Бога.
Способность души человека:
1) Мыслить и говорить;
2) Свобода воли (добро и зло);
3) Переживание высших духовных чувств (любовь и красота).
4) учение о мире.
· Креационизм;
· Эсхатология.
Креационизм – учение о творении Богом мира.
Важнейшие компоненты:
1) Бог творит мир из ничего – это до творения Богом мира не было никакого бытия.
- мир не вечен.
2) Бог творит мир без всякого зла.
- Бог не является источником зла.
3) Бог творит мир за 6 дней.
- Бог творит существа от сложного к простому.
Эсхатология – учение о конце мира.
Причина гибели мира: полное забвение живущими на земле людьми, заповедей Бога. Погружение в нечестие и в нечистоту, которые приведут к самоуничтожению человека.
|
Теодицея – оправдание бога за существование зла.
Зло – искажение свободной воли тварных веществ. Таковыми являются ангелы и человек.
Ад – место, где можно существовать без бога.
5) учение опроисхождении человеческой души.
Концепции происхождения души:
1) Душа эманирует из природы Бога, т.е. исходит из высшего состояния ее субстанции к низшему;
2) Бог создал дущу Адама и та размножается естественным путем (традукционизм);
3) вся душа сотворена Богом для образования тел и лишь потом соединяются с телами в процессе естественного рождения тел (концепция предсуществования тел);
4) Бог каждый раз создает душу для нового тела (креационизм).
Схоластика.
Схоластика – школьная философия. (IX-XIV вв.)
Философское направление западного средневековья, решающее задачу истолкования методами Аристотельской логики сверхъестественной истин божественного откровения.
Метод:
1) Философия должна брать свои положения из священного писания и писаний отцов церкви.
2) Не нужно пытаться критически осмыслить эти положения, потому что это противоречит вере. Достаточно того, что они там есть.
3) Философия должна уразуметь рациональный смысл этих фактов и передать другим этот смысл.
4) Для реализации этого необходимо применить строгий дедуктивный метод – силлогистику Аристотеля.
Первым предшественником схоластики является Северин Боэцкий (480 – 526 гг.) Он написал «Утешение философии».
Положения схоластической философии Северина Боэция:
1) Философия – это наставница человека в понимании Бога. Ее задача довести до разума человека понимание того, что такое Бог:
|
- Бог един;
- всемогущ;
- управляет миром и воздает всем по их заслугам;
- любовь к Богу является высшим благом и блаженством;
- подчинение Богу свободной воли – является высшим смыслом свободы.
2) Для того, чтобы решить эту задачу, философия должна ограничить круг своих проблем:
- соотношение веры и разума; философии и религии;
- проблема человеческого счастья, как приобщение к Богу;
- проблема доказательства бытия Бога;
- проблема теодицеи;
- соотношение свободы воли и божественного произволения; свободы воли и предопределения.
- проблема универсалии человека.
3) Схоластическая форма экзегезы священного писания.
Экзегезы – способ толкования священного писания.
· Апсельм Кентерберийский (1053 – 1109);
· Фома Аквинский (1225 – 1274). «Сумма теологии»;
· Дунст Скот (1266 – 1308);
· Вильям Оккам (1280 – 1349).