Общая характеристика средневековой философии.




Средневековая философия охватывает значительный период времени: по меньшей мере от IX до XV вв. Главной ее характеристикой является, безусловно, тесная связь с христианской теологией и господствовавшим христианским мировоззрением. И хотя, с одной стороны, философия только в силу данного обстоятельства не перестает быть философией, т.е. рациональным поиском истины, она, с другой стороны, ограничивается в этом поиске требованиями христианской догматики, по причине чего средневековую философию часто называют христианской философией, и по причине чего на протяжении указанного периода нелегко обнаружить философскую систему, вступающую, по крайней мере, явно, в противоречие с данной догматикой. Кроме того, важным фактором, повлиявшим на становление и развитие средневековой философии, является то обстоятельство, что подавляющее большинство средневековых мыслителей были по преимуществу теологами, а не философами, и использовали философию при решении теологических проблем. Отсюда и особый статус философии в Средние века: для средневекового мыслителя она есть ancilla theologiae, служанка теологии.

В истории средневековой философии, или схоластики, обычно выделяют четыре основных периода:

1) предсхоластический (ок. 800 – 1050);

2) ранняя схоластика (1050 – 1200);

3) высокая схоластика (1200 – 1350);

4) поздняя схоластика (1350 – 1500).

 

Патристика.

Патристика (IV- VIII вв.) – характеризуется деятельностью отцов церкви.

Отцы церкви – те, которые сформулировали основы христианского мировоззрения на языке греческой философии.

 

отцы церкви:

Западные – сформулировали, что они жили на территории западной империи и писали на латинском языке. Отцы: Амвросий Медиолан, Августин Блаженный, Лев Великий, Иероним.

Восточные – жили на территории восточной империи – Византии и писали на греческом языке.

Каппадокийские отцы: Василий великий, Григорий Богословский, Григорий Низкий, Максим Исповедник, Иоанн Домоскин.

Учение отцов церкви:

1) Бог трансцендентен миру – лежит за пределами этого мира.

- Бог абсолютен. (всемогущий, всезнающий)

- Бог единый по существу, но троичен в лицах. (3 лица: отец, сын, дух святой)

2) Христос как logos – выступает посредником между Богом и миром. (содержится в Евангелии Богослова и философии Филона Александрийского)

3) учение о человеке и его отношении к Богу.

Человек – это образ Бога. Он имеет духовно-телесную природу. Тело его творится из материального вещества.

С точки зрения христианской философии:

Человек – есть макрокосмос. Он содержит в себе то, что не содержит вся вселенная, а именно – образ Бога.

Способность души человека:

1) Мыслить и говорить;

2) Свобода воли (добро и зло);

3) Переживание высших духовных чувств (любовь и красота).

4) учение о мире.

· Креационизм;

· Эсхатология.

Креационизм – учение о творении Богом мира.

Важнейшие компоненты:

1) Бог творит мир из ничего – это до творения Богом мира не было никакого бытия.

- мир не вечен.

2) Бог творит мир без всякого зла.

- Бог не является источником зла.

3) Бог творит мир за 6 дней.

- Бог творит существа от сложного к простому.

Эсхатология – учение о конце мира.

Причина гибели мира: полное забвение живущими на земле людьми, заповедей Бога. Погружение в нечестие и в нечистоту, которые приведут к самоуничтожению человека.

Теодицея – оправдание бога за существование зла.

Зло – искажение свободной воли тварных веществ. Таковыми являются ангелы и человек.

Ад – место, где можно существовать без бога.

5) учение опроисхождении человеческой души.

Концепции происхождения души:

1) Душа эманирует из природы Бога, т.е. исходит из высшего состояния ее субстанции к низшему;

2) Бог создал дущу Адама и та размножается естественным путем (традукционизм);

3) вся душа сотворена Богом для образования тел и лишь потом соединяются с телами в процессе естественного рождения тел (концепция предсуществования тел);

4) Бог каждый раз создает душу для нового тела (креационизм).

 

Схоластика.

Схоластика – школьная философия. (IX-XIV вв.)

Философское направление западного средневековья, решающее задачу истолкования методами Аристотельской логики сверхъестественной истин божественного откровения.

 

Метод:

1) Философия должна брать свои положения из священного писания и писаний отцов церкви.

2) Не нужно пытаться критически осмыслить эти положения, потому что это противоречит вере. Достаточно того, что они там есть.

3) Философия должна уразуметь рациональный смысл этих фактов и передать другим этот смысл.

4) Для реализации этого необходимо применить строгий дедуктивный метод – силлогистику Аристотеля.

Первым предшественником схоластики является Северин Боэцкий (480 – 526 гг.) Он написал «Утешение философии».

Положения схоластической философии Северина Боэция:

1) Философия – это наставница человека в понимании Бога. Ее задача довести до разума человека понимание того, что такое Бог:

- Бог един;

- всемогущ;

- управляет миром и воздает всем по их заслугам;

- любовь к Богу является высшим благом и блаженством;

- подчинение Богу свободной воли – является высшим смыслом свободы.

2) Для того, чтобы решить эту задачу, философия должна ограничить круг своих проблем:

- соотношение веры и разума; философии и религии;

- проблема человеческого счастья, как приобщение к Богу;

- проблема доказательства бытия Бога;

- проблема теодицеи;

- соотношение свободы воли и божественного произволения; свободы воли и предопределения.

- проблема универсалии человека.

3) Схоластическая форма экзегезы священного писания.

Экзегезы – способ толкования священного писания.

· Апсельм Кентерберийский (1053 – 1109);

· Фома Аквинский (1225 – 1274). «Сумма теологии»;

· Дунст Скот (1266 – 1308);

· Вильям Оккам (1280 – 1349).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: