Понятие организации как объекта менеджмента




ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Для учебного занятия, реализуемого с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Учебная группа БО - 20
Наименование предмета, дисциплины, МДК, практики ОП.11 Менеджмент
Время проведения (дата, порядковый номер пары) 22 января 2022 года, суббота, 1 пара.
Тема и вид учебного занятия Тема урока: Понятие организации как объекта менеджмента. Виды и формы организации. Законы, действующие внутри организации. Понятие и типы организационных структур управления.
Содержание учебного занятия (краткое описание учебных действий, изучаемого материала, заданий для обучающихся) Ознакомиться с предложенным материалом. Выполнить краткий конспект в рабочей тетради.   1. Подготовить (вспомнить) «Классификация предприятий по организационно-правовой форме в РФ». См ГК РФ, глава 4. Схему оформить или распечатать на отдельном листе. Привести пример организации. 2. Подготовить сообщение на тему «Миссия: понятие, предназначение, пример организации». Работу оформить на отдельном листе, объемом не более 1-2 страницы. Допускается рукописный вариант. Например, Миссия ПАО «Мегафон»: «МегаФон» объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого. «МегаФон» исходит из особого отношения к социальной миссии компании, которая состоит в том, чтобы создавать условия для общения людей, без учетов границ и расстояний. Далее смотреть - https://corp.megafon.ru/about/mission_and_strategy/.   Лучше брать одну организацию, так как дальше с ней будете работать, приводить примеры.
Преподаватель (мастер производственного обучения) Рассохина Ольга Дмитриевна
Требования к заданиям для обучающихся (содержание задания, срок выполнения, форма предоставления,адрес для отправки на проверку) Работы предоставить на следующее очное занятие.
Ресурс для организации взаимодействия (ссылка, контакты) Комментарии к посту-заданию
Информационные источники (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, презентации, таблицы, схемы и прочее, используемое в занятии). Обязательно прикладываются к информационному листу в электронном виде. 1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 304 с. 2. Косьмин А.Д. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. -208 с. 3. Любые иные доступные источники информации.
Иная дополнительная информация Желающие получить доп. оценку могут подготовить сообщение - Законы, действующие внутри организации.

Понятие организации как объекта менеджмента

 

Чтобы некую группу считать организацией, обязательны следующие требования:

- Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

- Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

- Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

 

Соединив в одно эти требования, мы получим следующее различные определения:

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.,

Организация – это системное сознательное соединение людей, действие которых координируется для достижения общих целей, ради которых создавалась организация.

Организация – форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, система, призванная выполнять заданные функции.

Организация – внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

Организация – совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

Организация – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).

Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность.

Рассмотрим теории организации:

Бюрократическая теория организации М. Вебера. Немецкий социо­лог и экономист М. Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей опре­деленные характеристики. Часто слово бюрократия ассоциируется с жесткостью, некомпе­тентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил. В принципе, в бюрократической модели заложена потенция проявле­ния при определенной ситуации этих негативных явлений. Поэтому необходимо четко различать то, как должна работать бюрократичес­кая организация, и то, как она работает в ряде больших организаций. Свои преимущества, например такие, как универсальность, пред­сказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях: в организации известны общие цели и задачи; работа в организации может делиться на отдельные операции; общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования; выполнение работы индивидом может достоверно измеряться; денежное вознаграждение мотивирует работника; власть руководителя признается как законная.

Теория организации А. Файоля. Организация – машина, представляющая из себя безличный организм, построенный из формальных связей, статусов, целей в виде многоуровневой иерархии. Организация – инструмент решения задач, человек в ней абстрактен. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Суть разработанных им принципов: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Теория научного управления Ф.В. Тейлора. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Принцип управления – если я могу на научной основе отобрать людей, подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанной индивидуальной рабочей силой.

Теория естественной организации Т. Парсонс, Р. Мертон. Функционирование организации рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает. Организованность – состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействии извне или изнутри. Цель – лишь один из возможных результатов функционирования, отклонение от цели – не ошибка или просчет, а естественное свойство системы, следствие большой роли в ней принципиально не планируемых факторов.

Организация как система.

Система – множество упорядоченных некоторым отношением или связанных по определенному признаку элементов.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.

Поскольку люди являются социальными компонентами, наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

 

Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда состоит из целей, людей, технологии, структуры, капитала и культуры. Внешнюю среду организации можно разделить на: среду прямого воздействия: поставщики (ресурсов - цена, сроки, качество, ритмичность поставок и т.п.; капитала – условия займа, сроки, страховые услуги и т.п.); потребители (путем спроса на товары и услуги); конкуренты (наступательные и оборонительные стратегии); законы и государственные органы (правовой статус, налоги, сертификация, стандартизация и т.п.). Среда косвенного воздействия: развитие экономики; политическая ситуация; НТП; международные связи; уровень социального развития и т.п.

Цели – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация. Различают следующие виды целей:

По периоду установления

Стратегические – цели организации позволяют видеть будущее и мотивировать людей на развитие организации, на долгий период времени, ориентированны на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление материально-производственной базы.

Тактические – цели которые определяют тактику поведения организации при изменении рынка услуг, отражают отдельные этапы достижения стратегических целей, например проведение капитального ремонта.

Оперативные – цели помогающие оперативно реагировать на изменения во внешней среде организации (цели годового плана).

По содержанию

Экономические – цели направленные на решение финансовых проблем в организации, укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

Социальные – цели направленные на создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня.

Организационные – цели направленные на планирование рабочих мест, организацию рабочего процесса и общую организационную структуру предприятия.

Политические – цели направленные на решение политических заказов государства.

Научные – цели направленные на развитие научного потенциала организации, помогающего достичь лучших результатов, ориентируются на создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении из до уровня требований мировых стандартов.

По сфере действия

Маркетинговые – цели направленные на повышение имиджа предприятия, связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, достижением лидерства в ценах.

Производственные – цели направленные на улучшение производственного процесса, могут состоять в выпуске определённого объёма товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости.

Инновационные – цели направленные на введение новых технологий в производство и усовершенствование старых прототипов.

Финансовые – цели направленные на урегулирование финансового положения, а также выбор перспективных бизнес-планов.

Кадровые – производят расстановку и оптимизацию кадров.

Административные – цели направленные на урегулирование и взаимодействие с административным аппаратом, предполагают, например достижение высокой управляемости, надёжного взаимодействия между сотрудниками, дисциплины, слаженности в работе.

По среде

Внутренние – цели которые определяются внутри организации, т.е., персонал, организация цехов, организация рабочих мест, ориентированны на удовлетворение потребностей коллектива. Они чаще всего имеют неофициальный характер и формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей участников. Если интересы их всех совпадают, процесс управления существенно облегчается.

Внешние – Обычно учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует. Это цели и задачи, которые выполняются перед партнёрами других организаций с которыми заключены обязательства и соглашения по договорам, а также воздействие всей конъюнктуры рынка на организацию в целом.

По иерархии

Цели организации – общие цели которые отражают важнейшие направления деятельности предприятия в целом. Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например, достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т. п.) и функциональными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации – финансами, маркетингом, кадровой работой – и являются заданиями для соответствующих служб).

Цели структурных подразделений – цели без которых невозможно достижение общих целей. Разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Не только конкретизируют общие, но и отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно вступают в определённые противоречия друг с другом. В связи с этим требуется их координация в интересах достижения наивысших общеорганизационных результатов.

По стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объёма – цели устанавливаемые на ранней стадии жизненного цикла организации.

Рост - цели устанавливаемые, когда организация достигает своих первостепенных задач, а также постепенное накопление ресурса.

Зрелость – цели которые устанавливаются, когда организация в полной мере выполняет свои обязанности перед партнёрами.

Завершение - цели устанавливаемые в конце жизненного цикла организации, где происходит переоформление кадров и снова переход в стадию проектирования или расформирование кадров и завершение жизненного цикла организации.

По измеримости

Количественные – когда организация производит продукцию в рублях, тоннах, штуках.

Качественные – когда организация достигает благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя.

По приоритетности

Особо приоритетные – цели которыми организация занимается в первую очередь (основные цели), решающим образом влияющие на положение организации, подразделения или отдельного работника.

Приоритетные – цели менее приоритетного характера, чья реализация позволяет в определённой степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности.

Прочие – цели которые рассматриваются постоянно или те цели, которые устанавливаются, когда исчерпаны приоритетные цели, достижение которых в принципе в данный момент ничего не меняет.

Жизненный цикл организации, этапы и стадии.

ЖЦ – совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.

1 этап – предпринимательства (создания, рождения) нечеткие цели, свободный творческий процесс, для продвижения к следующему этапу требуется стабильное обеспечение ресурсами.

2 этап – коллективности (роста) формализация правил, высокие обязательства, формирование миссии, развитие инновационных процессов.

3 этап – формализации и управления (зрелость) стабилизация структур, стабильность, возрастает роль руководящего звена, упор на эффективность.

4 этап – выработка структуры (спад) более сложная структура, децентрализация, диверсифиционные рынки.

5 этап – уход с рынка, высокая текучесть кадров, конфликты.

Стадии развития организации:

рождение (цель – выживание, проблема – выход на рынок, метод управления – один человек, организационная модель – максимизация прибыли),

детство (цель – краткосрочная прибыль, проблема – существование, метод управления – малая группа единомышлиников, орг. модель – оптимизация прибыли),

отрочество (цель – ускоренный рост, проблема – доля рынка, метод управления – делигирование, орг. модель – плановая прибыль),

ранняя зрелость (цель – систематический рост, проблема – многостороний рост, метод управления – децентрализованный, орг. модель – хорошее положение),

рассвет сил (цель – сбалансированный рост, проблема – централизация и автономность, метод управления – централизованный, орг. модель – социальная ответственность),

полная зрелость (цель – уникальность, проблема – равновесие интересов, метод управления – коллегиальный, орг. модель – социальный институт),

старение (цель – обслуживание, проблема – стабильность, метод управления – основанный на традициях, орг. модель – бюрократия),

обновление (цель – обновление, проблема – омоложение, метод управления – состязательный, поощряющий, орг. модель – подражание Фениксу).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: