Лекция 2
Тема: «Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса»
Вопросы:
1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
2. Цель и задачи гуманистического воспитания.
3. Сущность личности в гуманистической теории воспитания.
4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.
ВОПРОС 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «воспитание» является одним из ведущих понятий в педагогической науке. Употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Практически отождествляется с социализацией. В узком педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где деятельность педагогов называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям.
Пример 1: Российская энциклопедия: в 2-х Т, Т 1-м, 93, с 165.
1) наиболее обобщенная классификация включает:
§ умственное;
§ нравственное;
§ трудовое;
§ физическое.
2) в зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:
|
§ гражданское;
§ политическое;
§ интернациональное;
§ нравственное;
§ эстетическое;
§ трудовое;
§ физическое;
§ правовое;
§ экологическое;
§ экономическое.
3) по институционному признаку:
§ семейное;
§ школьное;
§ внешкольное;
§ конфессиональное (религиозное);
§ воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике);
§ воспитание в детских, юношеских организациях;
§ воспитание в специальных образовательных учреждениях.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованную воспитательную работу. Если есть воспитание, значит:
1) учитываются движущие силы развития;
2) возрастные и индивидуальные особенности детей;
3) используются влияния общественной и природной среды;
4) ослабляются неблагоприятные воздействия внешней среды;
5) достигается единство и согласованность всех социальных институтов;
6) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современное научное представление о воспитании сложилось в результате длительного противоборства ряда педагогических идей.
В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и до наших дней.
Какова причина ее возникновения?
Иоганн Фридрих Гербарт - немецкий педагог, яркий представитель этой теории. Цель воспитания – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Приемами управления считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
|
Как протест против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория нашла своих последователей. Отрицательными моментами этой теории считаются стихийность и самотек в воспитании. Эта теория оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.
Нормативные документы и опыт учителей-новатов 20-х годов ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания, то есть на развитие самостоятельности и самоуправления.
Интенсивно развивалась педагогика, и закладывались основы для дифференциации обучения и воспитания.
Но гуманистический расцвет отечественной педагогики вызывал восхищение и привлекал внимание всего мира только три года. С усилением тоталитарного государства постепенно стали вводиться жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгон его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
Цель и задачи гуманистического воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет соей целью гармоничное развитие личности и предлагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание», он предполагает особую задачу общества о воспитании подрастающего поколения.
В гуманистической теории развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является основой направления гуманистического воспитания.
|
Самость и Социумность - сферы личностного проявления, взаимосвязанные направления личности на себя и на общество, две стороны самосоздания.
Самость – отражение внутреннего плана развития личности (психологического) характеризует глубину индивидуальности личности. Обуславливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психологических состояний, где требуется саморегуляция, самореализация, самоорганизация.
Пример: А. Суворов, А. Чехов, Л. Толстой, К. Ушинский и др.
Социумность – отражает внешний план развития, прежде всего, социальный. Имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств. Она достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации, проявляющихся в самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее «Я», которое развивается во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.