Часть 4. Грамматические и синтаксические нормы.




 

Задание 1. Укажите род данных имен существительных. Согласуйте с ними имена прилагательные.

Крапивн… шампунь, красив… тюль, белоснежн… лебедь, бравурн.. туш, шелков… кашне, солен… сулугуни, хрустальн… бра, застарел… мозоль, горизонтальн… жалюзи, красив… пенальти, многомиллионн… Дели, широк… Миссисипи, вкусн… салями, подорожавш… евро, скудн… умишко, пресноводн… Онтарио, перенаселен… Хоккайдо, колумбийск… кофе, широк… авеню, симпатичн… протеже, полезн… брокколи, опасн… торнадо, мил… пони, солен… иваси, спел… киви, опыт… крупье, прост… эсперанто, введен… эмбарго, приятн… визави.

 

Задание 2. Расшифруйте приведенные ниже аббревиатуры. Определите их род. Подчеркните склоняемые аббревиатуры.

ФИДЕ, загс, МИД, ВАК, ЖКХ, НЭП, ЮНЕСКО, ООН, ЕЭС, ВТО, НАТО, вуз, МАПРЯЛ, РОЭ, СМИ, АОЗТ, ФИАТ, ПМЖ, МГУ, ГОСТ, ВВП, ФИФА, СНГ, ТЭК, ОВИР.

 

Задание 3. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа.

Адрес…, топол…, директор…, доктор…, мастер…, крем.., бок…, невод…, лектор…, инструктор…, бухгалтер…, договор…, сторож…, сорт…, борт…, автор…, паспорт…, профессор…, трактор…, вымпел…, лекар…, тенор…, джемпер…, торт…, ордер…, кузов…, лоскут…, штабел…, токар…, автослесар…, шофер…, выбор….

 

Задание 4. Поставьте приведенные ниже имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Амперы________ помидоры__________ оладьи_____________

Киловатты______ гранаты___________ абрикосы____________

Каникулы _________ маслины__________ будни_____________

Граммы___________ мандарины_________ габариты__________

Килограммы _________ апельсины________ сумерки__________

Томаты____________ ясли_____________ ананасы___________

Потемки__________ ботинки___________ яблоки_________

Заморозки__________ сапоги__________ дыни_____________

Соты__________ гольфы__________ колесики______________

Крестины_________ чулки __________ очки______________

Бигуди___________ валенки _________ войска_____________

Пожитки____________ погоны__________ болгары___________

Манжеты___________ татары __________ грабли______________

Носки_____________ грузины ___________ сверла_____________

Ботфорты_________ монголы _____________ полотенца__________

Туфли___________ турки_____________ простыни_____________

Летчики___________ таджики ____________туркмены___________

Критерии___________ кадеты__________ румыны ____________

Комментарии _________ партизаны__________ башкиры___________

Вафли_____________ солдаты____________ ущелья___________

Саперы ______________блюдца ___________ распри ___________

Пустыни_____________копья____________платья______________

 

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Крестьянин шел понурив голову (не) смотря ни вправо, ни влево. (Григ.). 2. Выбравшись из коляски опустив голову и тяжело дыша молча ожидая ходил он взад и вперед.(Л.Т.). 3. Мы карабкались по россыпям взбираясь на вершины и отдыхая от горных троп пересекали альпийские луга. 4. Высоко проносятся клочья туч роняя остатки снега и шурша последними листьями ветер уносит их прочь. 5. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. (Л.).

 

Задание 6. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставив их в нужной форме.

1. Мы отметили (870-летие) Твери. 2. Он пробежал дистанцию за (13,7 секунда). 3. Мы работали над проектом (22 сутки). 4. Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя). 5. Мне нужны (2 ножницы). 6. (Оба девушка) на вокзале встречали родители. 7. На (250 гектаров) взятых в аренду земель выращен рекордный урожай зерновых.

 

Задание 7. Найдите ошибки в употреблении местоимений и произведите необходимые исправления.

  1. Эта девочка – круглая сирота; её мать умерла, когда ей было 4 года.
  2. Ларочкин муж, Андрей Андреевич, был гораздо старше неё.
  3. У ней было много преимуществ перед остальными; одно из них – рассудительность.
  4. Сзади его плелась худая, косматая лошаденка, с трудом тащившая нагруженную вещами телегу.
  5. Мужчина попросил официанта принести себе хлеба.
  6. На рождество дети отправились к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь устроить веселый семейный праздник.
  7. Я записала в тетрадь фамилии студентов, кто не справился с домашним заданием.
  8. Лектор охотно давал объяснение своим слушателям и просил их вести конспект, чтобы потом можно было их напечатать.
  9. Не оставляйте ихние замечания без внимания.

 

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы.

Уравновеш…нный человек – навеш…нные повсюду пучки трав; смеш…нный лес – замеш…нный раствор; хорошо пристрел…нная тропа – подстрел…нная птица; увеш…нный орденами китель – взвеш…нный товар; свал…нные с полки книги – свал…нные дедом валенки; вывал…нный в грязи – вывал…нный в грязь; вмеш…нный в тесто ванилин – вмеш…нный в историю свидетель; откуш…нный хлеб-соль – откуш…нный кончик нитки.

 

Задание 9. От данных глаголов образуйте формы 1 лица единственного числа. Укажите те глаголы, которые не имеют отдельных личных форм.

Будить ________________ очутиться _________________

Победить _____________ чудить ___________________

Выздороветь_____________ преградить ________________

Пылесосить ______________ громоздить ______________

Ощутить ________________ горчить ________________

Затмить _________________ ржаветь_________________

 

Задание 10. Проверьте свою грамотность, вставив пропущенные буквы и знаки препинания в следующие цитаты.

  1. Голова наполне…ая отрывочными бе…связными знаниями похожа на кладовую в которой всё в бе…порядке и где сам хозяин (н…)чего не отыщ…т голова где только система без знания похожа на лавку в которой на всех ящиках есть надписи а в ящиках пусто (К.Д. Ушинский).
  2. В науке мы все подобны детям игра…щим в кам…шки на берегу между тем как великий океан (н…)ведомого прост…рается перед нашими глазами. Нет (н…)чего более дост…верного чем то что мы только теперь начали делать первые шаги на пути познания ч…дес нашего мира (И. Ньютон).
  3. Разум и чу…ство представляют…ся мне (тесно) пр…тесно переплете…ым клубком одна нить разум а другая чу…ство и всегда они друг (с) другом сопр…к…сают…ся и когда одна из них бодрству…т а другая спит когда в этом клубке рядом мертвое и живое разве может (быть) сила разве может (быть) какая (ни)будь работа (В. Вернадский).
  4. Культ науки в самом высоком смысле этого слова возможно ещё более необходим для нравстве…ого чем для материального процв…тания нации. Наука повышает инт…лл…ктуальный и моральный уровень наука способствует распр…стр…нению и торжеству великих идей (Л. Пастер).
  5. Необходимо постоя…о иметь (в) виду природу взятую в её единстве цельности чтить и штудир…вать все главнейшие элементы (В.В. Докучаев).

Задание 11. Раскройте скобки, составьте словосочетания с данными словами.

Контроль (выполнение задания, финансы, деятельность профсоюзов), намекать (встреча, обстоятельства), оплата (труд, выполненная работа), уплатить (проезд, долг, квартира), придать (храбрость, в помощь новые силы), раздражаться (пустые разговоры, грубые шутки), скучать (школа дети, вы), сообразно (убеждения, разработанный план), устоять (лесть, искушение).

 

Задание 12. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберите нужную, подчеркнув её.

1. Множество людей (пришло, пришли) на встречу с писателем.

2. Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих.

3. Сотни растений (взошло, взошли) на этих грядках.

4. На это предложение РАО ЕЭС (ответил, ответило) отказом.

5. ЦИК (отклонил, отклонило) несколько тысяч подписей.

6. В зал (вошло, вошли) семь человек.

7. Двадцать один солдат (погиб, погибли) при штурме чеченского села.

8. На книгу (получено, получены) тридцать пять подписей.

9. (Прошло, прошли) ещё полчаса ожидания.

10. В доме (жило, жили) три семьи.

 

Задание 13. Найдите примеры неправильного употребления деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки. Дайте правильный вариант.

  1. Доехав до ближайшего светофора, у водителя внезапно заглох мотор.
  2. Булгаков работал над романом 10 лет, так и не успев его отредактировать.
  3. Увидев четкую армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к армии.
  4. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов.
  5. Приобретая у нас сегодня альбомы, вам в подарок дарятся яркие краски.
  6. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку.

 

Задание 14. Исправьте ошибки в предложениях. Какое правило здесь нарушено?

  1. Я люблю игру на скрипке и петь.
  2. Она молода, умна и красивая.
  3. Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям.
  4. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
  5. Если весной зайти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
  6. Недорослями называют молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.

 

Часть 5.

 

Задание 1. Вместо точек вставьте подходящий по смыслу глагол.

Приказ……………………………..

Выговор…………………………….

Служебное письмо………………….

Счет………………………………….

Оклад………………………………….

Порицание………………………………

Контроль…………………………………

Акт………………………………………..

Благодарность……………………………

Апелляция…………………………………

Ведомость…………………………………

Доверенность………………………………

Договор……………………………………

Документ………………………………….

Запрос………………………………………

Заявление…………………………………..

Контракт…………………………………..

Лицевой счет………………………………

Наряд………………………………………

Опись………………………………………

Отчет………………………………………..

Протокол…………………………………….

Распоряжение……………………………….

Резолюция…………………………………..

Стандарт……………………………………

Слова для справок: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить, исполнить, соответствовать, заполнить, принять, получить, отдать, заключить, вести, предъявить, сдать, послать, составить, написать, выдать, подписать, открыть.

 

Задание 2. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите ошибки, исправьте их.

1. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 2. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 3. Придется ещё раз обсчитать все данные. 4. Был провозглашен приговор суда. 5. На заводе возникло нестерпимое положение. 6. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад. 7. Он пытался провозгласить на практике свои идеи. 8. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 9. В связи предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 10. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 11. Рабочие, что допустили брак, получили выговор.

 

Задание 3. Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

Директору автобазы № 2

Петрову В. И.

От Ники-

форова Л.Н.

Заявление.

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу вас освободить меня на время от работу на дальних рейсах (в городе Владимир, Ярославль, Тверь). Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказывать в моей просьбе и подписываюсь.

Никифоров Л.Н. 2 марта 2008г.

 

Задание 4. Напишите заявления, используя нужные формы и языковые клише.

А. С просьбой разрешить Вам пересдать экзамен;

Б. С просьбой принять Вас на работу;

В. С просьбой выслать Вам материалы для дипломной работы.

 

Задание 5. Напишите расписку, что Вы обязуетесь вернуть в библиотеку университета 10 учебников по русскому языку, 6 толковых словарей.

 

Задание 6. Проанализируйте текст, исправьте ошибки.

Докладная записка.

Довожу до вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформить документацию в соответствии с последними нормативами. Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 2008 г. Петров.

 

Задание 7. Напишите резюме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: