Часть 3. Лексические нормы.




Контрольная работа по учебной дисциплине

«Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

Вариант № 2.

Часть 1.

Задание 1. Напишите определение языка.

Задание 2. Напишите функции языка и раскройте их содержание.

Задание 3. Что входит в понятие «невербальные средства общения»?

Задание 4. Нарисуйте схему национального языка.

Задание 5. Дайте определение литературного языка.

Задание 6. Что такое «функциональный стиль речи»? Приведите пример.

Задание 7. Дайте определение термина «речевая деятельность».

Задание 8. Напишите модель речевой деятельности.

Задание 9. Что входит в понятие «речевая ситуация»?

Задание 10. Напишите виды речевой деятельности.

Задание 11. Напишите факторы, от которых зависит успешность речевой деятельности?

Задание 12. Что такое языковая норма?

Задание 13. Перечислите виды языковых норм.

Задание 14. Перечислите словари, которыми вы пользуетесь.

 

Часть 2.

 

Задание 1. Разделите слова на 2 части: в 1-ой запишите слова, в которых следует произносить звук Э, а во второй – звук О (буква Ё).

Афера, опека, жонглер, новорожденный, шофер, маневр, бесхребетный, бытие, острие.

 

Задание 2.Разделите слова на 2 части: в 1-ой запишите слова, в которых на месте ЧН произносится [шн], а во 2-ой – где произносится так, как пишется.

Скучно, будничный, сердечный друг, горничная, справочный, спичечный, Фоминична.

 

Задание 3. В приведенных ниже словах исправьте орфографические ошибки, отражающие особенности произношения.

Ренген, расист, ланшафт, раскаяние, словесник, рассчитать (траектория), прелесный, асистент, иммунитет, имитация, стеллаж, констатировать, искусный (мастер), точный расчет, гуманизм, сверсник, ровесник, интриганский, баллотироваться, апартаменты, гены, оккупация, вкусные явства, участвовать, асимметрия, окресности, мировоззрение, юристконсульт, дилетант, апатия, апеляция, мусоропровод.

 

Задание 4. Расставьте ударение в словах.

Апостроф, агент, алкоголь, асимметрия, балованный, бензопровод, бунгало, ветеринария, завидно, дремота, намерение, партер, ломоть (хлеба), кремень, диспансер, вероисповедание, жалюзи, недуг, инсульт, искра, каучук, обеспечение, свекла, столяр, договор, премирование, упрочение, квартал, ломота (в костях), туфля, партер, планер, плато, узаконение, сосредоточение, новорожденный, каталог, факсимиле, генезис, ходатайства, эксперт, газопровод, ходатай, танцовщица, благовест, сироты, кладовая, завсегдатай,

 

Задание 5. Расставьте ударение в глаголах неопределенной формы.

Откупорить, гравировать, премировать, меблировать, пломбировать, исчерпать, начать, маркировать, ходатайствовать, кашлянуть, осведомиться, дозвониться, углубить, заплесневеть, буксировать, начерпать, кровоточить, облегчить, нормировать, избаловать, принять, предвосхитить, исчерпать, уведомить.

 

Задание 6.От данных слов образуйте форму Им. п. мн. Ч. Отметьте слова с ударным окончанием.

Торт - ____________ шарф - _____________ туфля - _____________

Сирота - __________ бант - ______________ гренок - _____________

Хозяин - __________ средство - __________ слесарь - _____________

Порт - ____________ директор - __________ инженер - ____________

Шофер - __________ бухгалтер - _________ лектор - _____________

 

Задание 7. Расставьте ударение.

Без ведомостей, разных возрастов, вручим приз, принята программа, включим музыку, вы правы, спортдиспансер, согласно договорам, телефон звонит, посмотреть каталог, заключим соглашение, отец занялся ребенком, опломбированное помещение, книга издана, тверская иконопись, изучать маркетинг, старик пережил жену и многое пережил, развитая промышленность, развитый мальчик, в сети «интернет», мусоропровод, желчный аскет.

 

Задание 8. Составьте словосочетания со словами, различающимися ударениями.

Кредит……………………. Лавровый…………………. Личный…………………… Община…………………… Подвижной……………… Призывной……………… Разводной………………. Рожки…………………… Угольный………………. Хаос…………………… Языковой……………… Кредит………………………….. Лавровый………………………. личной………………………….. Община………………………….. Подвижный…………………….. Призывный……………………… Разводный……………………… Рожки …………………………. Угольный……………………… Хаос…………………………….. Языковый……………………….

 

Задание 9. Расставьте ударения в формах глагола прошедшего времени.

Начал – начала – начало – начали

Прибыл – прибыла – прибыло – прибыли

Отнял – отняла – отняло – отняли

Ждал – ждала – ждало – ждали

Брал – брала – брало – брали

Клал – клала – клало – клали

Нанял – наняла – наняло – наняли

Приплыл – приплыла – приплыло – приплыли

Солгал – солгала – солгало – солгали

Прослыл – прослыла – прослыло – прослыли.

 

Задание 10. Расставьте ударения в каждом слове.

В нашем городе создана сеть магазинов «Темп». В первом квартале текущего года усилия конкурентов «Темпа» оказались слабы. В магазинах этой компании можно купить многое: от арахиса до тортов, от крема до пуловера. Дешевизна теплых фланелевых платьев поражает. Красивее товаров нет! В одном из магазинов работает гравер, который шуткой разрядит напряженную обстановку. Более того, когда на улице минусовая температура, в оранжереях универмагов цветы жасмина свежи. Кажется, что сейчас зажужжат насекомые.

 

Часть 3. Лексические нормы.

 

Задание 1. Впишите слова синонимы с первой буквой Э к следующим словам.

происхождение Контроль знаний
Развитие Исследовательский опыт
Себялюбие Чувства
Диковинный Ощущение чужих эмоций
Вывоз товаров Развязка
Простейший Правила поведения
равнозначный Тонко чувствующий

Задание 2. Подберите к каждому слову не менее двух антонимов.

Откровенный ___________________________________

Трудолюбие_____________________________________

Отвага_________________________________________

Совесть________________________________________

Разум__________________________________________

Потеря_________________________________________

Собирать_______________________________________

Разрушать_______________________________________

Нарочно________________________________________

 

Задание 3. Укажите речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 2. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы. 3. Вспомнилась война: пылающие деревни, душераздирающий свист бомб. 4. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения. 5. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 6. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 7. То, что выставка «Маяковский в Париже» была во Франции почтена таким вниманием, таким обилием посетителей, - это не совсем обычно. 8. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 9. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

 

Задание 4. Исправьте речевые ошибки.

1. Центр «Русская книга» объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 2. возвращаясь домой из зарубежного путешествия, каждый стремится привести на память подарок или памятный сувенир. 3. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 4. Толпа людей ворвалась в здание. 6. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места на общих основаниях.

 

Задание 5. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?

1) пацифизм – мировоззрение, осуждающее всякие войны и требующее мира на земле; дисфункция – нарушение, расстройство функций внутренних органов человека, животного.

2) Рейтинг – степенно положительной оценки общественным мнением (устанавливаемым путем предварительного опроса) деятельности политических лидеров, радио- и телепрограмм; национальный – свойственный какой-либо нации.

3) Кредо – твердые убеждения, взгляды, основы мировоззрения; красочный – яркий, выразительный.

4) Добровольный – совершаемый по собственному желанию, без принуждения; дюны – пространство, лишенное растительности.

 

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Водяной стадион, костяная фишка, переменчивый ток, аналитический ум, динамический стереотип, придворный этикет, электронный микроскоп, тыльный госпиталь, песчаный берег, ледовый поход, злачный растения, идеалистические взгляды, экстремистские условия, туристический лагерь, шутливая пьеса, экономные методов управления, враждебная пуля, болотная низина, глубинный колодец, деловой стиль, органическое единство, криминальная обстановка, элитный чай, элитарная порода кошек.

 

Задание 7. Определите по словарю значения заимствованных слов.

  1. генезис, мессия, утилитарный, экспансия
  2. кредит, секьюрити, теолог, инвестиция
  3. одиозный, экстремизм, электорат, дивиденд, допинг
  4. бенефис, фешенебельный, плеяда, гендерный
  5. маргинал, фуршет, аншлаг, диссидент, толерантный
  6. бестселлер, саммит, альянс, импичмент эксклюзивный
  7. андеграунд, легитимный, приватный, дайджест, инсинуация
  8. беллетристика, импозантный, конъюнктура, апогей
  9. прецедент, имидж, эпатаж, скрупулезный, гламурный
  10. манкировать, форсировать, лимитировать, дискредитировать, импонировать.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!