Термин «потенциал» означает возможности, мощности, которые могут быть использованы при решении определенной задачи, достижения цели. Соответственно трудовой потенциал представляет собой способность к труду и трудовые возможности как отдельно взятого работника и организации, так и общества в целом. Трудовой потенциал охватывает и количественные и качественные параметры человеческих ресурсов.
Трудовой потенциал работника– его возможная трудовая, т. е. ресурсная дееспособность для реализации организационных целей |
Существует подход, согласно которому при количественной оценке трудового потенциала целесообразно отражать не только массу отработанного (или возможного к отработке) рабочего времени, но и учитывать квалификационную структуру коллектива (через тарифные коэффициенты, а еще лучше через коэффициенты редукции труда, с помощью которых представляется возможным привести сложный труд к простому).
Трудовой потенциал работника - совокупность его физических и духовных свойств позволяющая в заданных условиях достигать определенных результатов и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи по мере развития и совершенствования знаний и навыков.
Поскольку трудовой потенциал работника не является раз и навсегда заданным, а постоянно изменяется, то при его оценке обязательно надо учитывать не только и не столько степень подготовленности работника к работе в данный момент, сколько его возможности в перспективе. Для этого необходимо учитывать такие факторы, как возраст, образование, уровень квалификации, практический опыт, желание и способность к обучению и переподготовке, деловые качества, уровень мотивации и т.д.
|
Совокупный трудовой потенциал работника состоит из психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов. Психофизиологический потенциал - это способности и склонности человека, возраст, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, темперамент, характер и другие качества, которые мы рассматривали в третьем вопросе темы. Кроме текущего состояния психофизиологического потенциала не меньшее значение имеют значение желание и стремление работника к его увеличению. Поэтому отношение работника, например к курению, алкоголю, занятиям спортом и т.д., также необходимо учитывать при оценке его трудового потенциала.
Квалификационный потенциал - это объем, качество, разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обуславливающие способность к труду определенного содержания и сложности. Квалификационный потенциал также обязательно включает стремление к его повышению, т.е. готовности и возможности совершенствования всех его составляющих.
Личностный потенциал - это уровень социальной зрелости работника, степень усвоения норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы. Личностный потенциал во многом определяет возможности работника к коллективному труду, способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникативность работника).
Трудовой потенциал организации – совокупная трудовая возможность ее коллектива, определяемая на основе возраста, физических и интеллектуальных ресурсов, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков работников, а также технические, экономические, организационные, социальные условия, определяющие результаты труда
|
Трудовой потенциал организации складывается из потенциалов отдельных ее работников, но при этом он не бывает равным их сумме в силу возникновения синергетического эффекта, обусловленного такими факторами, как разделение труда и взаимодействие работников в коллективе. Как и потенциал отдельного работника, трудовой потенциал организации представляет собой совокупность различных составляющих: кадровый, профессиональный, квалификационный, организационный и структурный потенциалы.
Третьим, высшим уровнем оценки трудового потенциала, является трудовой потенциал всего общества - возможное количество и качество труда, которым располагает общество. На количественные параметры данного показателя в первую очередь влияет величина трудовых ресурсов общества. На современном этапе развития производительных сил определяющей является качественная, а не количественная характеристика трудового потенциала страны. Уровень общеобразовательной и профессионально-технической подготовки имеющихся и потенциальных работников сегодня является одним из определяющим факторов успеха или неуспеха развития как отдельного предприятия, так и экономики страны.