Вкусовой и обонятельный анализаторы относятся к химическим анализаторам, т.к. в том и другом случае раздражителями являются химические вещества. Именно поэтому в строении рецепторного отдела того и другого анализатора много общего. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или в воде, а обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе. Запахи влияют на формирование ощущения вкуса. Корковые центры вкусового и обонятельного анализатора находятся в височной области коры больших полушарий.
1. Зная части любого анализатора заполнить сравнительную таблицу: Строение вкусового и обонятельного анализатора.
Характеристика | Вкусовой анализатор | Обонятельный анализатор |
Периферический отдел | ||
Рецепторы | ||
Проводниковый отдел | ||
Центральный отдел |
Какое значение имеет вкус и обоняние в процессе развития человека?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА6 «Обзор строения и функций зрительного и слухового анализатора, Гигиена зрения и слуха».
ЦЕЛЬ: Изучение строения и функций зрительного и слухового анализатора. Изучение правил гигиены зрения и слуха и их физиологическое обоснование.
МАТЕРИАЛЫИ ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, рисунки, учебники, ксерокопии, СанПиНы.
ХОД РАБОТЫ
Анализаторы – это совокупность определенных анатомических структур, деятельностью которых определяется возникновение ощущений (по И.П.Павлову). Анализатор состоит из функционально связанных между собой отделов: 1) периферического; 2) проводникового;
3) коркового.
Значение анализаторов заключается в следующем:
|
- обеспечивают восприятие окружающего мира через ощущения;
- обеспечивают саморегуляцию функций в организме (внутренние анализаторы); - на ранних этапах постнатальной жизни информация, поступающая через органы чувств,
- обеспечивает нормальное психическое развитие;
- сенсорная информация извне обеспечивает активизацию мозга, а значит бодрствование организма
1.Зная части любого анализатора, заполнить сравнительную таблицу
Характеристика | Зрительный анализатор | Слуховой анализатор |
Периферический отдел | ||
Части вспомогательного аппарата | ||
Рецепторы | ||
Проводниковый отдел | ||
Центральный отдел |
2.Заполнить таблицу: «Гигиена зрения и слуха».
Анализатор | Правила гигиены | Обоснование правил |
Зрительный анализатор | ||
Слуховой анализатор |
Почему соблюдение правил гигиены зрения и слуха особенно важно в детском возрасте?
ВЫВОД: Какое значение имеет слух и зрение для человека?
ЛИТЕРАТУРА:
1. М.П.Сапин, В.И.Сивоглазов. Анатомия и физиология человека. М., Академия, 2003г.
2. В.В. Гуровец. Возрастная анатомия и физиология. Владос, 2013.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА7: «Строение и функции крови. Иммунитет. Особенности у детей».
ЦЕЛЬ: Изучение клеток крови: особенностей их строения и функций; возрастных особенностей форменных элементов крови.
МАТЕРИАЛЫИ ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, рисунки, учебники, презентация.
ХОД РАБОТЫ
Кровь – это разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом – плазмой и взвешенными в ней форменными элементами – эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками – тромбоцитами. Между плазмой и форменными элементами крови существуют определенные объемные соотношения. Установлено, что на долю форменных элементов приходится 40-45%, крови, а на долю плазмы – 55-60%. Общее количество крови в организме взрослого человека в норме составляет 6-8 % массы тела, т.е. примерно 4,5-6 л.
|
Объем циркулирующей крови относительно постоянен, несмотря на непрерывное всасывание воды из желудка и кишечника. Это объясняется строгим балансом между поступлением и выделением воды из организма. Функции крови: транспортная, дыхательная, трофическая (питательная), терморегуляторная, защитная, поддержание постоянства внутренней среды, гуморальная регуляция.
1. Каковы функции крови?
2.Схематично изобразить состав крови.
Состав крови
![]() | ![]() |
-------------------------------------------------------------------------
![]() | ![]() |
------------------ ------------------ ------------ ----------- -----------
3. Составить в тетрадях таблицу: Форменные элементы крови человека.
Признаки сравнения | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
1.Размеры 2.Форма 3.Количество в 1мм3 4.Продолжительность жизни 5. Функции 6. Возрастные особенности 7. Где образуются? |
4. Самостоятельно составить форму таблицы, где отразить следующую информацию: Лейкоциты: классификация, названия, характеристика, количество в 1мм3, функции. Дать понятие «Лейкоцитарная формула».
5. Написать термины, исходя из определений соответствующих понятий:
|
а) Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов —
б) Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка —...
в) Плазма крови, лишенная фибриногена —...
г) Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел —...
д) Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которого раньше специально заражалось этим возбудителем —...
е) Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека —...
ж) Иммунитет, это —...
з) Орган, где формируются клетки крови и лимфы —...
ВЫВОД: Почему кровь относится к виду соединительных тканей?
ЛИТЕРАТУРА:
1.Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М., Академия, 1997.
2. В.С. Рохлов, В.И. Сивоглазов. Практикум по анатомии и физиологии человека. М.: Академия, 1999.
3. В.В. Гуровец. Возрастная анатомия и физиология. Владос, 2013.