Холдинги — это специфические объединения предприятий, являющихся звеньями технологической вертикали. Холдинговая компания- это особая форма акционерной собственности, во главе которой находится материнская компания, обладающая контрольным пакетом акций дочерних компаний.
Холдинги: производственные и финансовые холдинги. Производственные холдинги — это результат объединения предприятий в границах технологической вертикали. Создание таких холдингов наиболее оправдано в производствах с длительным производственным циклом и высшим уровнем кооперации. В качестве гол. предприятий - как правило, выступают предприятия по сборке готовой продукции.
Фин. отношения и фин. потоки произв. холдингов аналогичны финансовым отношениям и потокам акционерных обществ. Ответственность по обязательствам произв. холдингов их участники несут в пределах своего участия в них. В объединениях такого типа участники интеграции продолжают выполнять свои технологические функции, но теряют свою хозяйственную и финансовую самостоятельность. Произв. холдинги могут объединить предприятия нескольких государств.
Фин. холдинг — это компания, владеющая пакетом акций других предприятий, фирм с целью контроля и управления их деятельностью. Эффективное управление обеспечивается контр. пакетом акций. Однако, холдинги могут владеть паритетными (50%) и неконтрольными пакетами акций(пакетами участия).
Доход холдинга - в виде дивидендов. В фин. холдинге сохраняется конкуренция между ее членами - главное отличие чистого холдинга от концерна.
Классификация: а) от способа слияния капитала:
1) круговые (приобретение акций мамы дочками),
2) перекрестные (мамы холдингов А покупают пакеты акций дочек холд.Б);
|
б) в зависимости от характера деятельности:
1) чистые (мат. фирма осуществляет только управленческие и контрольные функции по отношению к доч. предприятиям).
2) смешенные (мат.фирма руководит в доч. компаниях также производственно-коммерческими, кредитно-финансовыми и иными видами деятельности);
в) от способа управления: 1) 2-уровневая система мамы и дочки,
2) многоуровневая появление «внучатых» и «провнучатых» компаний;
г) по принципу построения: 1) территориальные, 2) одноотраслевые, 3) многоотраслевые, 4) региональные, 5) межрегиональные, 6) международные.
Финансовые аспекты функционирования финансово-промышленных групп
Финансово-промышленные группы (ФПГ) — это объединение множества субъектов хозяйствования, относящихся к разным отраслям экономики. Они основаны на технологической связи по вертикали и связи с фин. институтами государства, что порождает фин. отношения и фин. потоки.
Предпосылки создания ФПГ:
- исчерпание внутриотраслевых инвестиционных возможностей;
- возможность использования в роли потенциальных инвесторов торг. и банк. капитала.
В этой связи ФПГ следует рассматривать как корпоративные структуры, обеспечивающие интеграцию фин. и промышленного капиталов, позволяющую осуществлять широкомасштабную инвест. деятельность;
Во главе ФПГ стоит центр. компания— это юр. лицо, учрежденное всеми участниками на ведение дел ФПГ. Она создается в форме хоз. общества, ассоциации или союза и выполняет функции:
- выступает oт имени участников ФПГ;
|
- ведет консолидированный учет, отчетность и баланс ФПГ;
- выполняет в интересах участников отдельные фин. операции.
Высшим органом управления ФПГ в РБ является совет управляющих.
Прибыль ФПГ отражается на балансе центральной компании. По обязательствам участники несут солидарную ответственность.
Гос. поддержка ФПГ в РБ:
1) предоставление права определять сроки АО;
2) передача в доверительное управление центр. компании закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;
3) гос. гарантии для привлечения инвестиций;
4) предоставление гос. кредитов. В РБ обязательным является присутствие в ФПГ банка. При этом счета всех участников должны находиться именно в этом банке.
Классификация ФПГ:
1) в зависимости от роли и статуса гол. участника:
• объединение вокруг банка;• научно-исследовательские организации;
• торговые фирмы;
2) от формы производственной интеграции: • вертикальные;
• горизонтальные • конгламерат
3) от отраслевой принадлежности:• отраслевые • межотраслевые
4) по степени диверсификации: • моно-• многопрофильные;
5) от масштаба деятельности: • международные,
• республиканские
• региональные;
Примеры ФПГ: «Славнефть», «Газпром», «Аэрофин», «Лукойл» …