Соотношение обучения и развития.




Тема 1. Предмет, цели, задачи и методы педагогической психологии

Пед. психология (Давыдов В.В.) – отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса УСВОЕНИЯ индивидом социального опыта в условиях У_В деятельности

 

Пед. психология (Петровский) – отрасль психологической науки, изучающая

· психологические проблемы Обуч и Восп,

исследующая

· психол. вопросы целенаправленного ФОРМИРОВАНИЯ познавательной деятельности и общественно-значимых качеств личности,

· условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения, возможности учета инд псих особенностей учащихся,

· взаимоотношения между педагогом и учащимся, а также внутри коллектива,

психологические вопросы самой пед деятельности

 

Объект: человек.

Предмет: факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

 

В упрощенном виде это можно сказать так: «закономерности овладения ЗУН»

Или «закономерности психического развития в условиях обучения и воспитания» (Пахальян В.Э.)

 

Задачи:

· Раскрытие мех-мов и закономерностей Обуч и Восп воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого

· Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта

· определение связи между уровнями интеллектуального и личностного развития и формами, методами Обуч и Восп воздействия

· Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность

· Изучение психологических основ деятельности педагога, его личностных и профессиональных качеств

· Определение механизмов и закономерностей развивающего обучения

· Определение закономерностей (условий, критериев) усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения различных задач

· Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами.

· Разработка психологических основ совершенствования образовательного процесса

 

Структура:

Различные учебники дают различное описание структуры пед. психологии

 

Большинство из них придерживаются следующего деления:

1. Психология учения

2. Обучения

3. Воспитания (пере-, само-)

4. Психология педагогической деятельности

5. Психология личности педагога

6. Психологические основы использования ТСО

 

Зимняя И.А. выделяет такие 4 компонента:

1. психология образовательной деятельности (единство 2 и 3, учителя и ученика)

2. психология учебной деятельности и его субъекта – ученика.

3. психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта – учителя, преподавателя

4. психология учебно-педагогического сотрудничества и общения

 

По критерию сферы примениения знаний, пед психология разделяется на

· психологию дошкольного воспитания

· обучения и воспитания в школьном возрасте

· психология профессионально-технического образования (специального)

· психология высшей школы

 

Методы

Наблюдение (используемое как метод, должно иметь цель, д.б. фиксация результатов, которые после подвергаются тщательному анализу)

Самонаблюдение (результатом является самоотчет, который также анализируется)

Беседа, интервью

Анкетирование

Тестирование

Эксперимент

Анализ продуктов деятельности

Основные тенденции современного образования:

· Создание системы непрерывного образования, что включает решение проблемы преемственности между уровнями образования: школой, вузом и обучением на рабочем месте, а также моделирование уже на ранних ступенях обучения будущих ситуаций практической деятельности.

· Компьютеризация и технологизация обучения.

· Переход преимущественно к активным формам и методам обучения.

· Стимуляцию и организацию самостоятельной и творческой деятельности обучающихся.

· Развитие сотрудничества между преподавателем и учениками.

Основные термины

Об учение – активный целенаправленный процесс передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений, организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности приметить этот опыт на практике.

Обучение предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта. Иногда обучение рассматривается как двухсторонний процесс включающий обучение, преподавание (с позиции учителя) и научение (с позиции ученика).

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Учение – научение в результате целенаправленного, сознательного присвоения опыта.

Учебная деятельность - деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач и посредством учебных действий.

 

Соотношение обучения и развития.

Существует несколько точек зрения:

1. Обучение и есть развитие (Бихевиоризм).

2. Обучение – это внешние условия развития, развитие создаёт возможности для обучения, обучать можно при достижении определённого уровня развития. (Ж. Пиаже, В. Штерн).

3. Обучение идёт впереди развития, вызывая в нём новообразования (Л.С.Выготьский, Дж. Брунер). Движущими силами психического развития являются противоречия между достигнутым уровнем развития и требованиями среды (необходимым уровнем знаний, способностей, мотивов,..). Развитие идёт по линям: умственное развитие (интеллекта), знаний и способов деятельности, развитие личности. Л.С. Выготский сформулировал положение о двух уровнях умственного развития: уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, определяется по типу задач, которые ученик может решить самостоятельно) и уровень ближайшего развития (определяемыё по типу задач, которыё ученик способен решить с помощью взрослого).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: