народов Северо-Восточной Азии - 2




Февраля 2019 года № 13 (157)

Пламенный исследователь

народов Северо-Восточной Азии - 2

Несмотря на то, что политические ссыльные были прикреплены к Среднеколымску и за ними осуществлялся надзор, они постоянно разъезжали по Колыме. Сам Иохельсон высказывался, что ссыльные должны заняться изучением племён Крайнего Севера. В начале своей тяжёлой ссылки Владимир Ильич упорно приобретал навыки тундрово-таёжной жизни, рыбалки, охоты, общения с местными жителями. Он страстно впитывал их культуру, образ жизни, приспособления к жестокому климату. Собранные материалы он сумел опубликовать в «Заметках о населении Якутской области». Результаты исследований показали перспективность развития сельского хозяйства в этих районах. В сентябре 1895 года Русское географическое общество наградило Иохельсона за этот труд серебряной медалью.

С 1895 по 1897 год он участвует в экспедиции по изучению культуры и экономического положения народов Северо-Востока Сибири. За два с половиной года путешествий В. И. Иохельсон посетил десятки стойбищ якутов, чукчей и юкагиров, проживавших на реках Индигирка и Колыма. Особое внимание он уделил племенам юкагиров. "С отдельными родами юкагирского племени,...разбросанными на громадном расстоянии между реками Колымой и Яной, - писал В. И. Иохельсон - я жил и странствовал более двух лет". Он объехал все районы расселения этого племени, прекрасно изучил их язык, собрал большой фольклорный материал и ценные этнографические наблюдения. Племя юкагиров считалось вымершим и совершенно неизвестным науке. Иохельсон добыл первые научные данные о быте, способах охоты, социальных отношениях, верованиях, обрядах, духовной культуре, подробно изучил два диалекта, собрал словарь из 9.000 слов и записал 150 текстов. Этнографы считают, что он открыл совершенно новое племя, притом чрезвычайно интересное по особенностям его общественного быта. Множество живых и непосредственных наблюдений в ходе проживания исследователя среди этого народа позволили ему назвать юкагиров «живыми свидетелями старины». Юкагиры, в то время численностью всего чуть более 700 человек, относятся к древнейшему коренному народу Северо-Восточной Сибири. Самоназвание «одул» - силачи, богатыри. В прошлом могущественный народ, воинственный, имевший зачатки письменности и обосновавшийся здесь 5-6 тысяч лет назад. Их традиционными занятиями были рыболовство с помощью неводов, оленеводство, охота на диких северных оленей, ездовое собаководство. Среди юкагиров существовал культ предков, шаманизм, жертвоприношение собак, «воронов» эпос (чёрный ворон считался священной птицей).

Фото Иохельсона. Жилища русских на Колыме Жилища лесных юкагиров Юкагирские дети

В своих путешествиях Владимир Ильич часто использовал фотоаппарат, и все его работы о жизни северных народов сопровождаются неплохими чёрно-белыми снимками. Свои ежедневные наблюдения исследователь заносил в полевой дневник. Он перекладывал в письменный вид свои мысли, народные предания, сказки, мифы и предания, наблюдения. Иохельсон вёл исследования погоды, изучал время прилёта птиц. Ему интересно было знать, как сохраняется род, этническая чистота нации, поэтому, он скрупулёзно записывал роды, семьи, национальность супругов, сколько детей в семье.

Юкагиры Старый юкагир Юкагирские женщины. Сбор ягод

Описывая тяжёлый быт юкагиров, частые голодовки, обман их торговцами, Иохельсон отмечает, что «более жалкую жизнь трудно себе представить… На обязанности культурного государства лежит ограждение от…случаев обирания и забота о том, чтоб голодовки у этих остатков симпатичного и некогда многочисленного племени перестали быть нормальным явлением». Он также резко критикует власти за ввоз спиртного в Колымский край, отмечая, «что половина промысла из столь бедного края уходит на водку». В 1897 году Иохельсон избирается в действительные члены Восточно-Сибирского ИРГО. За работу «Бродячие роды тундры между Индигиркой и Колымой» путешественник награждён в январе 1900 года Малой золотой медалью Императорского Русского Географического Общества.

Юкагиры на треугольном плоту из брёвен Летнее селение юкагиров Группа кочующих юкагиров

Участие в первой экспедиции, профинансировал которую И.М.Сибиряков – крупный сибирский золотопромышленник и известный меценат, продлило Иохельсону ссылку, но её участники, в отличие от других политических ссыльных получали разрешение проживать в столицах России для обработки полученных материалов. Наш герой возвращается в Петербург в 1898 году, а вскоре уезжает в Швейцарию для завершения образования. Революционной деятельностью Иохельсон резко перестал заниматься, и уже никогда к ней не возвращался, направив все свои силы и помыслы на разработку этнографических, лингвистических, археологических проблем Северо-Восточной части России, Камчатки, островов северной части Тихого океана. В Швейцарии Владимир Ильич получает докторскую степень и встречается со своей любовью – Диной Лазаревной Бродской, получившей медицинское образование в Цюрихе. Она становится его женой, с которой он прожил всю свою оставшуюся жизнь. Дина Бродская сопровождала мужа во всех дальнейших экспедициях, выполняя работу антрополога, врача, фотографа. Здесь же Американский Музей Естественной Истории приглашает Иохельсона, как специалиста-этнографа, в Северо-Тихоокеанскую экспедицию по изучению народов Сибири и проблеме существования пешеходного перехода между Азией и Америкой в районе Берингова пролива в историческом прошлом. Иохельсон осуществлял общее руководство экспедицией и снабдил её, помимо обычного полевого снаряжения, фотоаппаратами, антропометрическими инструментами и фонографами для звукозаписи, с набором записей для демонстрации их работы. В конце 1900 года работа исследователей проводилась в районах Гижигинской и Пенжинской губ, в местах обитания коряков. Местные жители спокойно фотографировались, но возражали против антропометрических измерений. Изумление и восторг вызвала среди коряков ария из "Травиаты", проигранная на фонографе, а на оленных чукчей фонограф впечатления не произвел. Выполненные В. И. Иохельсоном фонографические записи сказок, камланий и песен коряков и юкагиров являются самыми ранними фиксированными образцами живой речи этих народов. Всего записано более ста валиков, продолжительностью до 3,5 мин. каждый.

Иохельсон с женой Семейная пара в путешествиях Ночёвка экспедиции на снегу

Находясь у береговых коряков, В. И. Иохельсон и Д. Л. Иохельсон-Бродская большую часть времени проводили в их полуподземных жилищах, входить в которые приходилось через отверстие для дыма по приставной лестнице. Работать в них было трудно из-за дыма и сутолоки. Зимние же чумы оленных коряков были очень холодными; поэтому В. И. Иохельсон установил обогревавшуюся металлической печкой экспедиционную палатку, в которой проводились антропометрические и этнологические исследования. Ночью в палатке было холодно, поэтому спали в мешках из волчьих шкур. В пути часто проводили ночи на снегу, закрываясь меховыми одеялами. Несколько раз отряд был вынужден подолгу пережидать пургу, лежа под засыпанными снегом одеялами. Очень часто приходилось пересекать тундру пешком с вьючными лошадями, сбиваться с пути в поисках этих лошадей, убежавших с провизией, бродить двое суток по безлесной высокогорной тундре без пищи, огня, укрытия от ветров и мороза.

Продолжение следует

Автошкола в Новоульяновске (ул. Ульяновская-24) Такси «НИКА »

7-52-15 8-927-631-33-90 8-951-094-33-13 8-908-472-63-43

НОВОУЛЬЯНОВСК, тел. 8 904 196 42 88; 8 927 829 45 91 Выпуск подготовил Владимир Киряшин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: