народов Северо-Восточной Азии - 3




Февраля 2019 года № 14 (158)

Пламенный исследователь

народов Северо-Восточной Азии - 3

В августе 1901 года вдвоём с женой, наняв лошадей с погонщиками, путешественники предприняли поход на Колыму из посёлка Гижига, что в северной части Охотского моря. На реке Колыма объектом исследований должны были стать юкагиры. Их поход до Верхнеколымска длился 46 дней. Это было, по словам В.И.Иохельсона, самое трудное путешествие, которое он когда-либо предпринимал в своей жизни. Болота, горные реки, каменистые перевалы, густые леса осложняли продвижение отряда. Часть провизии экспедиции состояла из хлеба и сухой рыбы. Сильные продолжительные дожди промочили груз и испортили продукты, из-за чего порции еды были урезаны чуть ли не с самого начала путешествия. Преодолев Становой хребет, отряд достиг верховий реки Коркодон (притока Колымы), но к этому времени лошади были истощены и нуждались в отдыхе. Между тем надо было спешить, чтобы достичь Верхнеколымска до того, как река замерзнет. Поэтому В.И.Иохельсон отправил лошадей с погонщиками обратно, а сам с остальной группой решил сплавиться по реке на плоту. Сплав был очень опасным из-за многочисленных порогов и коротких изгибов реки с каменистыми берегами и завалами плавника. Несколько раз плот чуть не перевернулся. Всё снаряжение, полевые дневники попали в воду. Проводники уверяли, что спустятся за два дня, на что и был рассчитан запас продуктов, но сплав растянулся на 9 дней, и отряду пришлось голодать. Добравшись до стойбища в низовьях Коркодона, они остановились на четыре дня у юкагиров. Проведя исследования и пополнив свои запасы рыбой, отряд продолжил путь на лодке к Верхнеколымску по рекам Коркодон и Колыма. На восьмой день пути река замерзла; до поселка же оставалось еще 64 км. Путешественники оставили лодку и, после двух дней пешего пути, 9 октября 1901 г. достигли Верхнеколымска. В поселке В.И.Иохельсона ожидало снаряжение, которое он послал вперед в 1900 году из посёлка Ола на Охотском побережье. Здесь он провел почти три месяца, совершая исследовательские поездки к юкагирам на реку Ясачная. Далее он путешествовал по Колыме, спасал от голодной смерти три чума юкагир на реке Омолон (приток Колымы), поделившись провизией экспедиции, а жена лечила туземцев. Только осенью 1902 года они прибыли в Петербург, а затем в Нью-Йорк. Началась интенсивная обработка экспедиционных материалов. Царское правительство препятствовало возвращению Иохельсона на родину из-за его бурного и активного революционного прошлого, поэтому ему приходилось жить в Германии, Англии, Швейцарии.

Фото Иохельсона. Поездка на нартах Поездка по верхнему течению реки Колыма На указателе надпись «Дорога в Гижигу»

В 1908 году при поддержке ИРГО на средства крупного промышленника Ф.П.Рябушинского началась подготовка к комплексной (зоология, ботаника, геология, климатология и этнология) научной экспедиции на Камчатку. На должность начальника этнологического отдела экспедиции был приглашен В. И. Иохельсон, к тому времени уже известный исследователь северных народов. Его кандидатуру, несмотря на революционные страницы жизни, рекомендовал П.П.Семёнов-Тян-Шанский, российский сенатор и вице-президент ИРГО. На правах руководителя Иохельсон расширил территорию исследований, включив в план экспедиции проведение этнографических работ и археологических раскопок на Алеутских островах. В течение трёх лет (1909-1911), претерпевая различные трудности океанских путешествий и работу в суровых условиях Севера, семейная чета собирает, как всегда, огромный полевой материал. Экспедиция Рябушинского была последним полевым исследованием Иохельсона, хотя он планировал в дальнейшем посетить остров Кадьяк. Всего он затратил на полевую работу больше, чем все другие учёные-этнографы, более 10 лет.

Морское побережье Камчатки Жилища коряков Корякская женщина-шаман Коряки в деревянных масках

До самой смерти В.И.Иохельсон трудился над обработкой обширных экспедиционных материалов, выступал с результатами исследований в различных научных собраниях. 1 февраля 1912 года он прочитал доклад «Три года на Алеутских островах» на общем годовом собрании ИРГО. Он фотографируется для официальной прессы с Семёновым-Тян-Шанским и Рябушинским. На фоне всемирного признания странно выглядит, что Иохельсону так и не предложили штатную должность в музеях российских университетов и ему приходилось оставаться без средств к существованию. В феврале 1914 года «за всю совокупность трудов по изучению народов северо-восточной Азии и сопредельных стран» учёный-этнограф был награждён золотой медалью Императорского Русского Географического Общества. Первая мировая война застала его за границей в Германии, и он с трудом сумел перебраться оттуда в родную Россию. Затем были годы революции, гражданской войны, и до 1921 года Иохельсон оказался оторван от мировой науки. В 1922 году он эмигрирует в США, где с головой окунается в свою любимую этнографическую работу на лично им собранном экспедиционном материале. Он пишет работы, научные статьи, но не меняет гражданства, оставаясь преданным своей Родине. Хотя из России на него обрушиваются предательские и ложные высказывания бывших соработников по экспедиции, лицемерная критика советских этнографов того времени, попытки разъединения учёных на два враждующих фронта. Иохельсон просто работал.

Скончался Владимир Ильич в Нью-Йорке 1 ноября 1937 года. После смерти родственники обратились к президенту Академии Наук СССР с письмом о последнем желании Иохельсона, «чтобы его научный архив и библиотека после его смерти были непременно доставлены в Россию», которую он не переставал считать своей единственной Родиной. Почти все его критики-этнографы, которые отталкивались от политического строя советской власти, поддерживали его, говорили и писали так, как того требовала советская пропаганда, были репрессированы сталинским правлением в течение последующего 1938 года.

Воины-лучники коряков На краю тундры Прыжки на моржовой шкуре С убитым белым медведем

Хотя Иохельсон и пытался забыть революционную деятельность, но в этнографических работах прослеживается «народническая» жилка. В его статьях и книгах кроется большой материал для разоблачения царского колониального режима, приведшего, по его мнению, к голодовкам и вымиранию северных племён, к вырождению и обесцвечиванию их общественного строя. «Только тогда, когда судьба сибирских туземцев перейдет из рук бюрократии в руки народа, многие из русской интеллигенции охотно пожертвуют удобствами и привычным образом жизни ради просвещения и улучшения экономического положения народов крайнего Севера», - писал он в одной из глав книги «Коряки». Вспоминая свой путь в царскую ссылку, он вспоминал: «Крестьяне в Западной Сибири были очень зажиточны. Я говорю, были, ибо советская власть, несомненно, успела их разорить».

Рыба – «хлеб» северных народов Подлёдный лов рыбы сетями Ловушки для рыб Якутские кузнецы

Своей научной деятельностью В.И.Иохельсон внёс огромный вклад в исследование языка и культуры якутов, коряков, ительменов, алеутов, юкагиров. Он собрал значительные коллекции, сохраняющие наряду с исследованиями, несомненную актуальность и значимость. Экспонаты до сих пор выставляются в музее антропологии и этнографии Петербурга. Огромный научный потенциал содержат и его архивы, далеко не полностью изученные специалистами, что говорит об огромном собранном материале учёного, который даже сам за свою долгую жизнь не успел их обработать и проанализировать. Опубликованные материалы уникальны и подчас представляют единственные наши знания о культуре некоторых из северных народов. На сегодняшний день в России проживает около полутора тысяч юкагиров, но подавляющее большинство уже не знает своего языка, своих сказок, сказаний и преданий, своих традиций, забывает свою многотысячелетнюю культуру.

Из самых выдающихся учёных-этнографов мы широко знаем лишь о славном Н.Н.Миклухо-Маклае (1846-1888), который проводил исследования среди аборигенов не нашей страны, а далёкой Новой Гвинеи. Оказывается, что наряду с ним можно поставить и Владимира Ильича Иохельсона, который посвятил свою исследовательскую работу аборигенным племенам нашей страны, проживая долгое время бок о бок с ними в их жилищах, среди морозно-зимней погоды, которая уничтожает особое буйство органической жизни. Такое приспособление и проживание человека в труднейших, очень некомфортных условиях, удивляет и поражает жителя более благоприятных географических широт. И нашёлся тот путешественник-исследователь, который изучал культуру народов сурового края пламенно и с огромным усердием. С таким же отношением к делу, как и в свои молодые годы к своей революционной деятельности, к которой Владимир Ильич уже не возвращался, но всегда держал в памяти. Может быть потому, что его соратники-народовольцы погибли за дело освобождения народа, за вознесение его интересов выше интересов самодержавной власти. И может быть потому, что они погибли молодыми, идейными, целеустремлёнными, самоотверженными, людьми с чистыми сердцами и искренними намерениями на лучшую, свободную, равноправную, братскую жизнь своего народа, своих простых соотечественников.

Иохельсон с группой ссыльных Семья казака в Верхнеколымске Часовня в северном селении

(сидит с женой и собакой), 1902 год

Автошкола в Новоульяновске (ул. Ульяновская-24) Такси «НИКА »

7-52-15 8-927-631-33-90 8-951-094-33-13 8-908-472-63-43

НОВОУЛЬЯНОВСК, тел. 8 904 196 42 88; 8 927 829 45 91 Выпуск подготовил Владимир Киряшин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: