При изучении русской экономической мысли XVII в. и первой половины XVIII в. необходимо обратить внимание на условия, в которых она развивалась.
В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. Были ликвидированы остатки прежней обособленности. Укреплялось Русское централизованное государство. Политика закрепощения крестьян получила своё завершение в Соборном уложении 1649 г.
Характерным для данного периода явилось зарождение внутри общества новых явлений2. Среди них - формирование всероссийского рынка, связанное с ростом общественного разделения труда, и выделение в среде городского населения новой социальной силы - купцов. В промышленности появляется крупное производство в форме мануфактуры, которые были немногочисленны; господствующим же оставалось мелкое производство. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным. Вместе с тем заметно увеличивается и производство на рынок. Зарождение всероссийского рынка означало развитие торговых связей. Возникли крупные торговые центры, быстро росла и развивалась внешняя торговля России.
В XVII в. государственный строй России все более приближается к абсолютной монархии. Все это оказало влияние на развитие русской экономической мысли рассматриваемого периода. Новым явилось ясное понимание и развернутое обоснование передовыми мыслителями и деятелями той эпохи необходимости ликвидации экономической отсталости России, сохранения и укрепления её независимости. Их отличает широта кругозора, общегосударственный и общехозяйственный подход к экономическим вопросам.
Путь ликвидации экономической отсталости страны они видели в создании крупной отечественной промышленности, развитии внутренней и внешней торговли, создании в стране собственного флота, путей сообщения, развитии
|
сельскохозяйственного производства, реорганизации финансовой системы. Всё это носило прогрессивный характер и отвечало назревшим потребностям общественной жизни Русского государства.
Русский меркантилизм возник гораздо позднее, чем в Западной Европе и соответственно имел свои особенности. Первоначальное накопление капитала в России началось в XVII в. и происходило это в основном за счет внутренних источников. В этот период формируется всероссийский внутренний рынок, возникают первые промышленные мануфактуры. Российские экономисты начинают предлагать государям проекты переустройства общества.[9]
В начале XVIII века веяния меркантилизма проникли в Россию. Следует отметить, что это было не слепое копирование модных западных идей, да и термин «копирование» в данной ситуации не совсем уместен. Русские мыслители своим путем подходили к анализу хозяйственных процессов, которые переживала Россия в то время.
В то время в России происходил переход от феодального строя к капиталистическому, шел процесс первоначального накопления капитала, поэтому неудивительно, что появились люди, которые в попытках осмыслить происходящие в России процессы приходили к выводам, сходным с полученными на Западе.
Конечно, в процессе развития русского меркантилизма очень большую роль сыграла и специфика хозяйства крепостнической России. С одной стороны, новые хозяйственные процессы происходили во время господства крепостничества. Поэтому важное место в теоретическом анализе помимо торговли занимает аграрный вопрос и положение крестьянства. С другой стороны, Россия была фактически исключена из системы мировой торговли (для этого был целый ряд объективных причин, начиная от экономического отставания, обусловленного татарским игом, до фактического запустения внешней и внутренней торговли из-за опричнины Ивана Грозного и Смутного Времени), да и собственных выходов к морю Россия не имела, хотя и
|
предпринимала попытки к этому. Поэтому в рассмотрениях важное место занимает не только внешняя, но и внутренняя торговля.
В русской торговле господствовали иностранные купцы. Поэтому понятно, откуда появились эти идеи о защите отечественной торговли. Русские меркантилисты стремились ограничить исключительно благоприятное положение иностранных купцов во внутренней и внешней торговле. Все они говорили о необходимости усиления роли отечественного купечества. Говорили о необходимости государственной поддержки.
В 1724 г., выходит “Книга о скудости и богатстве” первого русского экономиста Ивана Тихоновича Посошкова4. Его труд посвящался проблеме преобразований в российской экономике, направленных на преодоление бедности и преумножение богатства. Автор не отождествляет богатство только с деньгами. Он считает, что та страна богата, в которой богаты люди, а не государство. Это очень передовая мысль не только для того времени. Он считал, что труд является источником богатства и в промышленности, и в торговле, а само богатство – это материальные блага и справедливые законы в стране.
|
Иван Тихонович Посошков - оброчный крестьянин, впоследствии – купец-мануфактурист, домовладелец, землевладелец. За три последние десятилетия жизни написал ряд работ для царя Петра I. Основное произведение Посошкова — «Книга о скудости и богатстве». В 1726 году он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, где и умер.
Его воззрения во многом сходны с идеями меркантилизма (хотя он и не был знаком с трудами западных меркантилистов), но не идентичны им. По многим принципиальным вопросам он мыслит гораздо шире и делает, по моему мнению, более глубокие выводы.
С одной стороны, при оценке торговли, ее роли в хозяйственной жизни, страны он близок к меркантилистам. Он говорит, что «торг — великое дело» и «купечеством всякое царство богатитца». Другое дело, что здесь он имеет в виду не только (и не столько) внешнюю торговлю, роль которой усердно подчеркивали
меркантилисты, но и внутреннюю.
На первое место в обществе он выдвигает купцов, без которых и «малое царство стояти не может». Право торговли должно принадлежать только купечеству, а дворянам и крестьянам следует запретить занятие торговлей без записи в купечество. Он защищает интересы купечества, его монополию на право торговать. [9]
Дело в том, что торговля России находилась в плачевном состоянии. С одной стороны, отечественные купцы были зажаты налогами, повинностями и пошлинами, в то время как дворянство и духовенство могло торговать, не платя никаких пошлин, да и иностранные купцы находились в очень благоприятных условиях, пользовались коррумпированностью властей. Посошков в своей книге писал: «засунут сильным персонам подарок рублев во сто – другое, то за сто рублев сделают они, иноземцы, прибыли себе полмиллиону, потому что бояре не ставили купечество ни в яичную скорлупку». Наконец, сам товарный рынок крепостнической России был довольно узок из-за преобладания натурального хозяйства. Поэтому такая довольно жесткая позиция может объясняться его реакцией на исключительно тяжелые условия, в которые были поставлены русские купцы, которые не могли в данной ситуации конкурировать на равных. Выход Посошков видит в контроле за ходом торговли, предлагает «на одинаковые товары устанавливать одинаковую цену во всех лавках». Таким образом, он, как и меркантилисты, приветствует государственное регулирование экономики.
По вопросам внешней торговли его предложения очень близки к идеям меркантилистов. Посошков высказывает принципиальное положение меркантилизма о том, что необходимо сберегать деньги внутри страны. Выход он видит в развитии крупной промышленности, строительстве различных мануфактур (полотняных, суконных, стеклянных), для того, чтобы уменьшить импорт. «А как у нас в Руси обретаются вещи, та же соль, железо, иглы, стеклянная посуда, зеркала, очки, оконные стекла, шляпы, скипидар, ребячьи игрушки, то всем тем надобно управлятися нам самим, а у иноземцев
отнюдь бы никаковых тех вещей и на полцены не покупать. А и сукон солдатских, мнится мне, у иноземцев покупать ненадобно ж сукнами нам потребно заниматися своими ж, чтоб те деньги у нас в Руси были». [9]
А наладив производство товаров, которые сейчас импортируются, можно и вовсе начать их активно экспортировать, при этом наоборот деньги не только останутся внутри страны, но потекут в нее: «все денги, кои ныне за море идут, все останутся у нас в Руси, а если за море будем отпускать, то будут денги и к нам от них возвращаться».
Также он высказывает типично меркантилистские идеи о том, что вместо того, чтобы вывозить относительно дешевое сырье, необходимо его перерабатывать внутри страны на отечественных мануфактурах. При этом он считает, что Россия может удовлетворить не только потребности внутреннего рынка, но и обеспечить своими товарами и всю Европу: «А нам если заводов пять-шесть построить, то мы все их государства стеклянной посудой заполнить можем».
Здесь мы видим, что Посошков высказывает довольно очевидные и простые вещи. Но несмотря на их очевидность и простоту, мы и в настоящее время продолжаем экспортировать, в основном, только сырье (нефть, газ, металл, древесину и т.д.), получая в обмен товары не очень высокого качества или устаревшие и запрещенные там технологии, вместо того, чтобы развивать собственную промышленность, внедрять отечественные разработки, (перенимая при этом, конечно, положительный опыт Запада). А ведь по целому ряду направлений мы далеко впереди (авиастроение, производство вооружений), ведь можно это производить и экспортировать, и «люди бы российские богатились».
Таким образом, мы видим, что воззрения И.Т. Посошкова были очень передовыми для его времени (и не только). Его анализ экономической действительности намного опережает теоретические изыскания современных ему западных мыслителей. Он выдвинул очень рациональные планы реформирования хозяйственной жизни страны.
Видным и оригинальным представителем позднего модифицированного меркантилизма был хорват, католический священник Юрий Крижанич (ок. 1618—1683). С целью составления русской грамматики и словаря он дважды приезжал в Россию (в 1647 и 1659 гг.). Однако во второй приезд по неизвестным причинам он был арестован ив 1661 г. сослан в Сибирь, откуда только спустя 15 лет, после смерти царя Алексея Михайловича, ему удалось вернуться на родину. Находясь в ссылке, Крижанич разрабатывал проекты освобождения угнетенных славян и реформ в России ради ее возвышения и процветания.
В своем знаменитом труде «Политика и размышления о правлении» (1661 —1664), известном под более кратким названием «Политика», опираясь на концепции итальянских меркантилистов и первых протекционистов в Германии, Крижанич разработал широкую программу экономических и политических реформ в России, которой отводил роль освободительницы всех славян. Для того чтобы Россия могла выполнить эту миссию, она должна быть достаточно сильной в экономическом и политическом отношении. Поэтому в своей «Политике» Крижанич предлагал меры, при помощи которых можно достичь этой цели. При этом он ориентировался на общественно-экономический порядок западноевропейских стран того времени. Первостепенное внимание он уделял развитию торговли, земледелия, ремесла и горного дела в России. Только в экономической мощи, в правильном законодательстве, развитых торговле, ремесле и флоте видел Крижанич силу России и гарантию того, что она выполнит те задачи, которые он возлагал на нее. Экономическая политика, по его мнению, должна учитывать интересы не только господ и государства, но и всего народа. Чтобы государство стало богаче, необходимы государственные капиталовложения, хорошо обдуманные меры по развитию мануфактурного производства и ремесла. В «Политике» предприняты попытки определить «общественное богатство» как сумму материальных благ и выявить влияние производительности труда на его увеличение. Но эти вопросы остались
неразработанными.
Крижанич выступал против свободной торговли для иностранных купцов, которые скупают по дешевке русские товары, увозят их «от нашего пота, кормятся и богатеют». Чтобы защитить и развить русскую торговлю, Крижанич предлагал радикальное средство — царскую монополию на внешнюю торговлю. Тогда «всему народу будет общая польза», окажется возможным посредничество между восточной торговлей (с Персией, Турцией) и западной. Он рекомендовал создание «торговищ» на Дону, в Путивле и т. д. Главную задачу Крижанич усматривал в том, чтобы нужные России товары не вывозились за рубеж, а на ее территорию ввозились только необходимые ей продукты и изделия. Для поощрения русских купцов он рекомендовал выдавать беспроцентные ссуды. Крижанич высоко ценил мастеров, умеющих выплавлять металлы и изготовлять из них разные вещи (в том числе оружие), а богатым признавал государство, имеющее золотые, серебряные и другие рудники. Эти идеи Ю. Крижанича соответствовали принципам меркантилизма и приближались к теории «торгового баланса». Однако он не был последовательным меркантилистом. Он писал свои проекты для аграрной страны, какой была Россия XVII в., поэтому кроме рекомендаций по развитию отечественной промышленности и торговли большое значение придавал земледелию, считая последнее «основанием богатства».[5]
Глава 2. Развитие идей протекционизма в ХХ – нач. ХХI вв