Раскройте сущность и значение принципа уголовного процесса «всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела».




В соответствии со ст. 24 УПК органы уголовного судопроизводства обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, т. е. выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие его ответственность и наказание

Данный принцип обеспечивает законность и обоснованность всех следственных и судебных актов, гарантирует правильное осуществление правосудия. Он действует в единстве всех трех требований и одинаково важен для всех стадий.

Строжайшее соблюдение данного принципа — безусловная, непререкаемая обязанность органов уголовного судопроизводства.

Особенность данного принципа заключается в обязательном присутствии всех трех составляющих элементов: полнота, объективность, всесторонность. Они взаимообусловлены, связаны.

Игнорирование хотя бы одного из указанных элементов означает недостижение истины по делу, что ведет к прекращению дела либо к его отмене.

Всесторонность предполагает исследование всех обстоятельств, имеющих значение для дела, т. е. обстоятельств, предусмотренных ст. 117, 481, 506 УПК.

Полнота означает привлечение к исследованию такой совокупности доказательств, которые позволяют выполнить поставленную задачу.

Объективность представляет собой непредвзятое, беспристрастное исследование как уличающих, так и оправдывающих, как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств дела.

Нарушение принципа всесторонности, полноты, объективности влечет процессуальные последствия: направление уголовного дела на доследование, прекращение производства по делу, вынесение оправдательного приговора, отмену приговора в вышестоящих инстанциях.

20. Раскройте сущность принципа «право на защиту» и его значение в уголовном судопроизводстве. В Конституции РК записано, что каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми, не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону, а также, что каждый задержанный, арестованный, обвиняемый имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, ареста или предъявления обвинения (ст. 13, 16 Конституции РК).

Содержание рассматриваемого принципа конкретизируется в ряде норм УПК.

Право обвиняемого, подозреваемого на защиту понимается как совокупность предоставленных им законом прав для защиты от предъявленного обвинения, выдвинутого подозрения и связанных с этим последствий.

Право обвиняемого, подозреваемого на защиту закон связывает с особенностью органов уголовного судопроизводства обеспечить им возможность защищаться законными средствами и способами от обвинения, обеспечить охрану его личных и имущественных прав.

Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается, получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела либо протокола задержания, давать объяснения и показания или отказаться от дачи показаний; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться бесплатной помощью переводчика и т. д. (ст. 68 УПК).

Более широкими правами наделен обвиняемый (ст. 69 УПК).

Существенной гарантией и элементом права обвиняемого, подозреваемого на защиту является участие защитника в уголовном судопроизводстве. Причем защитник наделен значительными полномочиями: иметь с подозреваемым и обвиняемым свидания наедине и конфиденциально, без ограничений их количества и продолжительности; собирать и представлять предметы, документы и сведения, необходимые для оказания юридической помощи; присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе подозреваемого и обвиняемого и т. д. (ст. 74 УПК). Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты. Защитник обязан использовать все законные средства и способы в целях выявления обстоятельств, опровергающих обвинение или смягчающих ответственность подозреваемого и обвиняемого, и оказывать им необходимую юридическую помощь.

Процессуальный закон запрещает органам уголовного судопроизводства принуждать подозреваемого, обвиняемого к даче показаний, представлению каких-либо материалов, оказанию государственным органам какого бы то ни было содействия.

21. Раскройте сущность гласности судопроизводства и ее значение как принципа уголовного процесса. Одним из важнейших демократических принципов уголовного процесса является гласность, означающая, что разбирательство уголовных дел во всех судах и судебных инстанциях происходит открыто (ст. 29 УПК).

Вместе с тем в законе указано, что закрытое судебное разбирательство допускается, когда это связано с интересами охраны государственных секретов, а также:

• по делам о половых преступлениях;

• по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-го возраста;

• другим делам в целях предотвращения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц;

• в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участвующих в деле лиц и членов их семей или близких родственников.

В силу принципа гласности законодатель независимо от ограничения установил публичное провозглашение приговоров во всех случаях.

Гласность способствует решению задач уголовного судопроизводства, создает дополнительные гарантии установления истины по делу. Гласный процесс мобилизует общественность на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, содействует усилению контроля со стороны граждан за соблюдением прав и законных интересов личности в уголовном процессе. Велико значение гласности для обеспечения независимости судей и подчинения их только закону, права обвиняемого на защиту.

Гласность повышает чувство ответственности судей. Она является формой общественного контроля в судебном разбирательстве за действиями органов уголовного судопроизводства.

Интересы правосудия требуют дифференцированного подхода к определению конкретного проявления этого принципа в различных стадиях уголовного судопроизводства. Реализация принципа гласности на досудебных стадиях несколько ограничена. Так, данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения дознавателя, следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным, если это не противоречит интересам расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов других лиц (ст. 205 УПК). Полное же осуществление всех заложенных в данном принципе идей обеспечивается на стадии главного судебного разбирательства.

Раскройте понятия «Реабилитации» и «Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс». Дайте перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс.

Реабилитация означает восстановление в судебном порядке нарушенных праву доброго имени, репутации и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного судопроизводства.

Восстановление прав и законных интересов указанных лиц предполагает не только отмену незаконных решений, опорочивших их доброе имя. Оно должно также повлечь неотвратимое устранение по возможности любых негативных последствий решений такого рода. Это нужно и тем, кого реабилитируют, и правосудию, иным государственным органам для поддержания их престижа на необходимом уровне. Основанием реабилитации в уголовном процессе служит оправдание судом подсудимого либо вынесение органом уголовного преследования постановления о прекращении уголовного дела по обстоятельствам, имеющим позитивный характер. Указанное лицо считается невиновным, и оно не может быть подвергнуто каким-либо ограничениям в правах.

Орган уголовного судопроизводства, приняв решение о реабилитации, должен признать за ним право на возмещение вреда. Практически это означает обязанность органа, ведущего процесс, реабилитированному лицу направить наряду с копией оправдательного приговора либо постановления о прекращении дела по реабилитирующим основаниям и извещение с разъяснением порядка возмещения вреда.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания, ареста, домашнего ареста, временного отстранения от должности, помещения в специальное медицинское учреждение, осуждения, применения принудительных мер медицинского характера, возмещается из государственного бюджета независимо от вины органа уголовного судопроизводства. Законом предусмотрен достаточно широкий круг подозреваемых, обвиняемых, чьи права незаконно были ущемлены, которые имеют право на возмещение вреда.

Так, в соответствии со ст. 38 УПК право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий органов уголовного судопроизводства, имеют:

— лица, оправданные по суду, а также подозреваемые, обвиняемые, в отношении которых органами уголовного преследования прекращены уголовные дела по основаниям, носящим позитивный характер;

— лица, уголовное дело в отношении которых не должно было быть возбуждено, а возбужденное подлежало прекращению по некоторым основаниям (примирение потерпевшего с обвиняемым в совершении преступления небольшой или средней тяжести, отказ частного обвинителя от обвинения по делам о преступлениях частного обвинения), но уголовное дело было все же возбуждено или не было прекращено с момента выявления обстоятельств, исключающих уголовное преследование;

— лица, уголовное дело в отношении которых должно было быть прекращено вследствие акта амнистии, истечения срока давности, но не было прекращено с момента установления вышеуказанных обстоятельств, и уголовное преследование незаконно продолжалось, несмотря на согласие таких лиц на прекращение уголовного дела;

— лица, осужденные к аресту, лишению свободы, задержанные или содержащиеся под стражей, после изменения квалификации содеянного на статью УК РК, предусматривающую ответственность за менее тяжкое преступление, если при этом не допускается законом задержание либо арест. Эти правила распространяются также на случаи, когда изменение квалификации по УК РК предусматривает назначение нового, более мягкого наказания или исключение из приговора части обвинения и снижение в связи с этим наказания.

— лица, содержавшиеся под стражей сверх положенного срока без законного основания, а равно незаконно подвергнутые любым другим мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.

Дайте понятие субъектов уголовного процесса, приведите их классификацию. Дайте общую характеристику государственных органов и лиц, участвующих в уголовном процессе.

Субъекты уголовного процесса — это лица, вступающие в уголовно-процессуальные правоотношения в связи с событием преступления, права и обязанности которых регламентируются действующим законодательством.

По характеру исполняемых функций, заданий и своему процессуальному статусу они могут быть разделены на четыре группы:

1. Органы и должностные лица, ведущие и непосредственно осуществляющие уголовно-процессуальное производство: следователь, орган дознания (лицо, производящее дознание), суд (судья), прокурор. Общим для них является охрана государственных интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса.

2. Участники процесса, имеющие и отстаивающие самостоятельный интерес: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик.

3. Участники процесса, защищающие и представляющие интересы «третьих лиц»: защитник, представитель гражданского истца, представитель гражданского ответчика.

4. Лица, содействующие уголовному судопроизводству: свидетель.понятые, переводчик, эксперт, специалист, секретарь судебного заседания и др.

Государственные органы и должностные лица, ведущие производство по уголовному делу.

В уголовно-процессуальном контексте суд — это любой суд, входящий в судебную систему РК, и в любом составе (судья, коллегия, состоящая из трех профессиональных судей), рассматривающий уголовное дело в первой инстанции, в апелляционном, кассационном и судебно-надзорном порядке, в связи с исполнением приговора, а также рассматривающий уголовно-процессуальные вопросы в порядке контроля за законностью следственных решений.

К суду как основному участнику уголовного процесса предъявляются два главных требования: его состав должен быть законным, а судьи беспристрастными.

По действующему законодательству прокуратура РК представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени РК надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Наряду с другими функциями прокуратура осуществляет:

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Прокурор в уголовном процессе — это Генеральный прокурор РК, областные, районные и городские прокуроры, военные, транспортные и другие прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры отделов и управлений прокуратур, действующие в пределах своей компетенции.

Следователь — должностное лицо, управомоченное законом на производство предварительного следствия по уголовным делам.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение

Орган дознания — это определенный законом государственный орган, наделенный правом, как и следователь, осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в пределах установленной компетенции, а также выполняющий иные функции и задачи, стоящие перед ним.

В соответствии с законом дознаватель — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА, ЗАЩИЩАЮЩИЕ СВОИ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ

Подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо

Потерпевшим в уголовном процессе признается лицо, в отношении которого есть основание

Частным обвинителем является лицо, подавшее жалобу в суд по делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде, а также потерпевший по делам публичного и частнопубличного обвинения, самостоятельно поддерживающий обвинение в суде в случае отказа государственного обвинителя от обвинения.

Иные лица, участвующие в уголовном процессе

Свидетель — любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела

Эксперт — это незаинтересованное лицо, обладающее специальными научными знаниями.

Специалистом является незаинтересованное в деле лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств.

Понятой — это лицо, привлеченное органом, ведущим процесс, для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов

Переводчиком является незаинтересованное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, и привлеченное для участия в следственных и судебных действиях в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники, либо потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, а также свидетели и иные участники процесса не владеют языком, на котором ведется производство по делу, а равно для перевода письменных документов

Секретарь судебного заседания — это незаинтересованный в уголовном деле государственный служащий, который ведет протокол заседания суда.

Судебный пристав — это должностное лицо, выполняющее возложенные на него законом задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных решений.

24. Дайте общую характеристику суда как органа судебной власти. Назовите исключительные полномочия суда. Суд как орган государственной власти, осуществляющий правосудие, является главным субъектом процессуальной деятельности. Место суда в системе государственных органов, отправляющих уголовное судопроизводство, определяется как орган судебной власти. Суд — единственный орган государства, облеченный правом осуществлять правосудие.

Руководящая роль суда в процессе предопределена его функцией по разрешению дела по существу посредством отправления правосудия.

В содержание функции суда входит:

а) создание необходимых условий для разрешения дела по существу;

б) установление фактической стороны дела (объективной истины);

в) определение юридической квалификации деяния и меры наказания, если лицом совершено преступление;

г) оправдание подсудимого, если в рассматриваемом деянии нет признаков преступления или будет установлена невиновность подсудимого;

д) прекращение дела при наличии к тому законных оснований.

Только суд правомочен:

1) признать лицо виновным в совершении уголовного правонарушения и назначить ему наказание;

2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера либо принудительные меры воспитательного воздействия;

3) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом;

4) пересмотреть судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам;

5) санкционировать избранную следователем, дознавателем, органом дознания, прокурором в отношении подозреваемого, обвиняемого меру пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста и продлевать их сроки;

6) санкционировать в отношении подозреваемого, обвиняемого меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности и запрета на приближение;

7) принудительно поместить не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства судебно-психиатрической и (или) судебно-медицинской экспертизы;

8) санкционировать эксгумацию трупа, объявление международного розыска, наложение ареста на имущество, осмотр, обыск, выемку и личный обыск.

25. Раскройте полномочия следственного судьи. Назовите общие условия осуществления полномочий следственным судьей. В ходе досудебного производства следственный судья в предусмотренных настоящим Кодексом случаях рассматривает вопросы:

1) санкционирования содержания под стражей;

2) санкционирования домашнего ареста;

3) санкционирования временного отстранения от должности;

4) санкционирования запрета на приближение;

5) санкционирования экстрадиционного ареста;

6) продления сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста;

7) применения залога;

8) санкционирования наложения ареста на имущество;

9) принудительного помещения не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства судебно-психиатрической и (или) судебно-медицинской экспертиз;

10) при установлении факта психического заболевания о переводе лица, в отношении которого ранее применено содержание под стражей, в специальную медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, приспособленную для содержания больных в условиях строгой изоляции;

11) эксгумации трупа;

12) объявления международного розыска подозреваемого, обвиняемого;

13) санкционирования осмотра;

14) санкционирования обыска;

15) санкционирования выемки;

16) санкционирования личного обыска.

Следственный судья осуществляет свои полномочия согласно правилам настоящей статьи и особенностям, предусмотренным соответствующими статьями настоящего Кодекса. Следственный судья рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, единолично без проведения судебного заседания.

Если необходимо исследовать обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения, следственный судья постановляет о проведении судебного заседания с участием соответствующих лиц и прокурора. Следственный судья вправе:

1) требовать от органа, осуществляющего досудебное производство, дополнительной информации по рассматриваемому вопросу;

2) знакомиться со всеми материалами соответствующего досудебного производства и исследовать их;

3) вызывать участников процесса в судебное заседание и получать от них необходимую информацию по уголовному делу.

Следственный судья не должен предрешать вопросы, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут быть предметом судебного рассмотрения при разрешении дела по существу, давать указания о направлении расследования и проведении следственных действий, совершать действия и принимать решения вместо лиц, осуществляющих досудебное производство, и надзирающего прокурора, а также суда, рассматривающего дело по существу.

26. Назовите государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования.

27. Раскройте задачи и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве. Прокурор - должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса, а также полномочия в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан и с настоящим Кодексом. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем.

Прокурор вправе предъявить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому или лицу, которое несет имущественную ответственность за их действия, иск в защиту интересов:

1) потерпевшего, не способного самостоятельно воспользоваться правом на предъявление и отстаивание иска, в силу своего беспомощного состояния, зависимости от подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или по иным причинам;

2) государства.

Прокурор вправе своим постановлением принимать дела к своему производству и лично производить расследование, пользуясь при этом полномочиями следователя. Надзор за законностью досудебного расследования осуществляет уполномоченный на то прокурор.

При осуществлении своих процессуальных полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.

28. Назовите полномочия следователя. Раскройте понятие и границы процессуальной самостоятельности следователя. Следователь вправе своим постановлением принять дело к своему производству, осуществлять по нему предварительное следствие и выполнять все следственные действия, предусмотренные настоящим Кодексом. Следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описанием собранных доказательств. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях уведомляет прокурора об установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение.

В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества следователь обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия.

При производстве расследования по уголовным делам следователь обязан принять меры также к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц.

Следователь вправе в любой момент своим постановлением принять дело к производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.

Все решения при производстве досудебного расследования следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, суда или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора по расследуемому делу он вправе обжаловать их вышестоящему прокурору.

По расследуемым им делам следователь имеет право знакомиться с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий органов дознания, относящимися к расследуемому делу, истребовать их для приобщения в установленном настоящим Кодексом порядке к данному делу, давать органам дознания обязательные для исполнения поручения и указания о производстве розыскных, следственных и негласных следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий.

Процессуальная самостоятельность - это возможность следователя, закрепленная в УПК РК, самостоятельно принимать процессуальные решения о направлении следствия, производстве следственных и иных действий и реализовывать эти решения без вмешательства каких-либо должностных лиц. Вместе с тем и она имеет свои пределы, наличие которых обусловлено как собственными полномочиями следователя, так и возможностью воздействия на следователя со стороны иных участников уголовного судопроизводства. Наличие у следователя процессуальной самостоятельности является исходным положением, определяющим его процессуальные полномочия. Там, где процессуальная самостоятельность следователя ограничивается, ограничиваются и его полномочия. Действуя в пределах предоставленной ему законом процессуальной самостоятельности, следователь вправе выбирать различные варианты поведения из числа дозволенных. Нельзя не заметить, что на выбор вариантов поведения следователя влияют самые разнообразные факторы. Авторы обоснованно выделяют в качестве главных из них следующие: социально-политические условия, в которых действует данная система судоустройства и судопроизводства; задачи, поставленные перед этой областью государственной деятельности и принимаемые в ней решения; уровень правового регулирования по принятию решений; особенности правил принятия решений; гносеологические принципы, лежащие в основе познания фактических оснований решений; идеологическое обеспечение правоприменения (правосознание, правовая культура); социально-психологическая детерминация решений, психологический механизм действия правовых и моральных норм, мотивация решений; ценностная детерминация в профессиональной ориентации правоприменителя; личностные свойства лица, принимающего решения (образование, возраст, стаж работы, профессиональные знания, умения, навыки); и, наконец, условия труда, загруженность, техническое и научное оснащение, научная организация труда и др.

29. Назовите органы дознания, дайте общую характеристику их полномочий. Дайте перечень лиц, имеющих право производить дознание. На органы дознания в зависимости от характера уголовного правонарушения возлагаются:

1) принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и розыскных мероприятий в целях обнаружения признаков уголовных правонарушений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения уголовных правонарушений;

2) выполнение уголовно-процессуальных и розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном статьей 196 настоящего Кодекса, по делам, по которым проводится предварительное следствие;

3) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, предусмотренном статьей 191 настоящего Кодекса;

4) осуществление ускоренного досудебного расследования, установленного статьей 190 настоящего Кодекса;

5) осуществление досудебного расследования в протокольной форме по уголовным проступкам;

6) производство предварительного следствия в случаях, предусмотренных частями третьей и пятой статьи 189 настоящего Кодекса.

2. Органами дознания являются:

1) органы внутренних дел;

2) органы национальной безопасности;

3) антикоррупционая служба;

3-1) служба экономических расследований;

5) органы военной полиции - по делам обо всех уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

органы военной полиции Комитета национальной безопасности - также по делам обо всех уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими и сотрудниками специальных государственных органов;

6) органы пограничной службы - по делам о нарушении законодательства о Государственной границе Республики Казахстан, а также уголовных правонарушениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан;

7) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции, - по делам обо всех уголовных правонарушениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, по делам об уголовных правонарушениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

8) руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств Республики Казахстан - по делам об уголовных правонарушениях, совершенных их работниками в стране пребывания;

9) Служба государственной охраны Республики Казахстан - по делам об уголовных правонарушениях, совершенных в зоне проведения охранных мероприятий и непосредственно направленных против охраняемых лиц, перечень которых установлен законом;

Права и обязанности органа дознания по досудебному производству и выполнению неотложных следственных действий по делам обо всех уголовных правонарушениях возлагаются также на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геолого-разведочных партий, других государственных организаций и их подразделений, удаленных от органов дознания, перечисленных в части второй настоящей статьи, - в период отсутствия транспортного сообщения.

30. Дайте общую характеристику обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по уголовному делу (Отводы, самоотводы). В целях обеспечения всестороннего, полного, объективного и беспристрастного исследования обстоятельств дела и его правиль­ного разрешения, охраны прав и законных интересов всех участ­ников процесса закон исключает возможность участия в процессе судьи, народных заседателей, присяжных заседателей, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, если имеются осно­вания, вызывающие сомнения в их беспристрастности, т.е. если они лично, прямо или косвенно заинтересованы в этом деле. Общие критерии, устраняющие орган, ведущий процесс, участников уголовного процесса из конкретного уголовного дела, определены в УПК, которая дает перечень обстоятельств, при наличии которых судья не может участвовать в рассмотрении уголовного дела, если он:

— не является судьей, к подсудности которого уголовное дело отнесено;

— если он рассматривал жалобу на решение прокурора,

— если он является по данному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, вызывался либо может быть вызван в качестве свидетеля;

— если он участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, дознавателя, следователя, прокурора, защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

— если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником обвиняемого или его законного представителя, родственником прокурора, защитника, следователя или дознавателя;

— если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в данном деле.

В состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, связанные родственными или другими отношениями личной зависимости.

Вышеперечисленные обстоятельства являются общими основаниями для отвода не только судьи, но и прокурора, следователя, дознавателя, понятого, секретаря судебного заседания, переводчика, специалиста, эксперта.

Вместе с тем кроме перечисленных общих оснований в законе указаны и обстоятельства, по которым подлежат отводу отдельные участники уголовного процесса. Так, например, не допускается повторное участие судьи в рассмотрении дела.

Понятой не может участвовать в производстве по уголовному делу, будучи лично или по службе зависим от органа, ведущего процесс.

Эксперт не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от дознавателя, следователя, прокурора, судьи, подозреваемого, обвиняемого, их защитников, законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или представителей, а также, если он проводил ревизию или другие проверочные действия, результаты которых послужили основанием возбуждения уголовного дела или обнаружилась его некомпетентность.

Эксперт также не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он участвовал в деле в качестве специалиста, за исключением случаев участия врача-специалиста в области судебной медицины в осмотре трупа человека.

Помимо этого, закон запрещает участвовать в деле защитнику, представителю потерпевшего (частного обвинителя), гражданского истца, гражданского ответчика в том случае:

— если он участвовал в деле в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, судебного пристава, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;

— если он состоит в родственных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или судебном рассмотрении данного дела;

— если он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, имеющему противоположные с подзащитным либо доверителем интересы, а равно находится с такими лицами в родственных отношениях;

— если он не вправе быть защитником или представителем в силу закона или решения суда

Отводы разрешаются в основном судом. Вопрос об отводе прокурора в стадии предварительного расследования разрешается вышестоящим прокурором, а в судебном заседании — судом, рассматривающим дело.

Отвод следователя, дознавателя разрешается прокурором. Отвод других участников уголовного процесса разрешается органом, ведущим процесс.

Отвод, заявленный судье, разрешается остальными судьями в отсутствие отводимого. Отвод, заявленный несколькими судьями или всему составу суда, разрешается судом в полном составе большинством голосов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: