Значение урбанизации в современном обществе




Урбанизация в широком смысле представляет собой многоплановый социально-экономический, демографический и географический процесс повышения роли городов в развитии общества. В узком смысле - это рост городов, преимущественно крупных, повышение удельного веса городского населения. Современная урбанизация происходит не только за счет классической схемы, характерной для прошлых веков, то есть благодаря приезжим сельским жителям и иностранцам. Особую значимость приобретают такие факторы, как преобразование сельских поселений в городские и формирование масштабных пригородных зон, имеющих все признаки города.

Следствием этого стала, так называемая, субурбанизация. Это возникновение городских агломераций (мегаполисов), то есть территориальных группировок городских и сельских поселений, образующих обширную зону сплошной застройки. Фактически они являются «сверхгородами» и состоят из ядра и периферии. Ядром агломераций преимущественно выступают столицы государств, важные промышленные центры. Население такого расползающегося города может составлять значительную долю жителей всей страны. Первые признаки субурбанизации начали проявляться до Второй мировой войны, как форма бегства состоятельных слоев от социальных болезней большого города.

В настоящее время на планете сформировалось порядка 25 крупных городских агломераций с населением свыше 10 млн. чел. Это Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, Токио, Нью-Йорк, Шанхай и Пекин, Бомбей, Джакарта. Крупнейшим городом мира является Мехико (25,8 млн. чел.). В нашей стране особо выделяется Московская агломерация, состоящая из сотни городских и нескольких сот сельских поселений.

Высочайшей степени урбанизация достигает в мегалополисах (слияние нескольких крупнейших мегаполисов), где из города в город можно попасть, не покидая городской черты. К таким образованиям можно отнести Босваш (Бостон - Вашингтон), Токайдо (Токио – Осака - Нагоя), Калифорнийский мегалополис, Рейнский мегалополис, Английский мегалополис с ядрами — Лондонской и Ливерпульской агломерациями.

Современные города занимают 1% площади суши, однако в них сконцентрирована половина населения мира и большая часть промышленности. В начале 90-х гг. ХХ века уровень урбанизации в развитых странах составлял около 72%, в развивающихся - 33%. Сейчас ситуация стремительно меняется. Поскольку коммуникационные технологии улучшаются и возрастают инвестиции в человеческий капитал, рост крупных городов в развивающихся странах будет продолжаться.

По уровню урбанизации страны мира подразделяются на две группы: высокоурбанизированные с долей городского населения выше 50% (Северная Америка, Австралия, большинство стран Западной Европы, Япония, Россия, Украина, Беларусь, ЮАР и т.д.) и среднеурбанизированные с долей городского населения ниже 20% (Афганистан, Непал, Лаос, Эфиопия, Сомали и др.).

Существует также ложная урбанизация, когда увеличение численности городского населения не сопровождается достаточным ростом рабочих мест. Вчерашние крестьяне пополняют ряды безработных, начинают создавать в черте города трущобы, которые называют «пояс нищеты». Так, в трущобах обитает 80% населения Аддис-Абебы, 70% населения Касабланки. Преимущественно ложная урбанизация применяется для характеристики ситуации в развивающихся странах. Она связана не столько с развитием городских функций, сколько с вытеснением людей из сельских поселений в результате относительного аграрного перенаселения.

Гиперурбанизация представлена зонами неконтролируемого развития городских образований и перегрузки естественного ландшафта, в которых нарушено экологическое равновесие. Если ложная урбанизация — проблема развивающихся стран, то гиперурбанизация характерна для развитых стран. В России существуют обе эти проблемы (менее распространена ложная урбанизация, которая имеет специфическую форму: неспособность городов обеспечить прибывающее население требуемой социальной инфраструктурой).

Россия - страна с высоким уровнем урбанизации. Урбанизация в нашей стране происходила за счет трех факторов: естественного прироста, миграционного прироста и административно-территориальных преобразований (например, включение сельских поселений в черту городов). Регионы Российской Федерации существенно различаются по степени урбанизации. Высокий удельный вес городского населения фиксируется в Северо-Западном (83,5%) и Центральном (81,3%) федеральных округах, минимальный уровень урбанизации характерен для Северо-Кавказского (49,1%) и Южного (62,4%) округов. Самая низкая доля городского населения зарегистрирована в Республике Алтай (27,6%), Чеченской Республике (35%), Республике Ингушетия (38,3%).

Урбанизация в современной России сопряжена с определенными противоречиями:

- сегрегация бедного населения и вытеснение его на «обочину» городской жизни;

- рост безработицы и внутренней миграции: в городах живет больше населения, чем они в состоянии «переварить»;

- предложение рабочей силы в городах значительно опережает спрос, что ведет к развитию неорганизованного сектора экономики, занятого мелким производством и обслуживанием;

- увеличение криминального сектора, в том числе, «теневой» экономики и организованной преступности.

Несмотря на то, что городская среда даже в провинциальных городах налаживается, для детей и подростков она опасна. Итог советской доктрины градостроительства — микрорайонная застройка не позволяет организовать общественно контролируемые дворовые пространства: дети и подростки перестали гулять во дворах. Городская инфраструктура досуга не ориентирована в большинстве своем на социальную группу подростков. Дополнительное образование, культура и спорт сильно коммерциализированы, практически ответствуют массовые подростковые общественные организации.

Тем не менее, городская жизнь и культура стали неотъемлемой частью среды социального обитания. Большинство россиян, являясь горожанами, задают тон в развитии общества, влияют на систему социального управления, изменение социальной среды, и, в конечном счете, на жизнь новых поколений.

В настоящее время урбанизация обусловлена научно-технической революцией, изменениями в структуре производительных сил и характере труда, углублением связей между видами деятельности, а также информационных связей.

Городская среда обеспечивает более высокий стандарт качества жизни в сравнении с периферийными негородскими территориями. Это выражено в большей развитости транспорта, связи и коммуникаций, здравоохранения и образования, культуры и индустрии досуга. Концентрация экономических, административных и людских ресурсов создает предпосылки для активного обмена информацией, зарождения и распространения изобретений. Поэтому города имеют преимущества для создания и внедрения новых технологий.

Размещение образовательных учреждений влияет на развитие территориальных систем расселения. Эта значимость особенно наглядна на примере небольших поселений. Закрывается в деревне школа и следом умирает само поселение, молодые родители перебираются в те поселения, где есть возможность дать детям образование и в умирающей деревне остаются доживать свой век пенсионеры и вскоре от поселения остается только почтовый адрес и заброшенные сельхозугодия. К сожалению, такая негативная для российской системы расселения тенденция пока только нарастает. Только в 2014 г. в рамках программ, так называемой, оптимизации было ликвидировано 592 малые школы, до 2020 г. намечено закрыть еще 3639 образовательных организаций. В настоящее время в России почти 6 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 300 до 1,5 тыс. человек не имеют школ. Из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.[2]

Трансформационные процессы в современной России привели к несоответствию структуры образования динамике расселения. «Изменяющаяся система расселения становится несомасштабна сетям социального обслуживания, спроектированным и построенным в соответствии со ступенчатой моделью пространственной организации».[3] Возникает институциональный дисбаланс, который наиболее заметен в системе основного общего образования. Поэтому требуется перепроектирование образовательной социальной сети, при соблюдении гарантии прав всех граждан на образование - обязательность, общедоступность и бесплатность - для горожан и селян.

Недопустима дискриминация по месту проживания: в сельском и городском школьном образовании могут применяться различные учебные технологии, однако результаты школьников по окончании обучения должны соответствовать единым требованиям. Преодолению институционального дисбаланса может способствовать переструктуризация основного общего образования: как внутри всего пятилетнего цикла основной школы, так и внутри учебного года. Подобные проекты построены с учетом возможностей школьников разного возраста к ежедневным или еженедельным маятниковым миграциям. Аналогичный вариант разделения по уровням образования успешно реализуется в Финляндии, которая занимает лидирующее положение по результатам PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся).[4]

Исследователями выдвинута концепция сжатия экономической ойкумены, которая основана на обширности территории России и недостаточности средств для ее освоения. Поэтому необходимо отказаться от развития Севера и Сибири, ограничившись только Европейской Россией. [5] Реализации этой концепции наблюдается сегодня в России: экономическое пространство концентрируется вокруг крупных социально–экономических центров, происходит сжатие экономического пространства, преимущественно из-за сокращения периферийных сельских населенных пунктов.

Сокращение сельской системы расселения трансформирует учреждения среднего общего (полного) образования. Школа начинает выполнять миссионерскую функцию, замещая функции исчезающих социальных институтов (клубов, библиотек, органов социальной опеки). Закрытие учреждений образования и исчезновения сел ведет к сокращению функционирующего культурного и экономического территориального пространства. Эти территории оказываются за границами социально–экономической жизни страны.

Исследование влияния урбанизационных процессов на функционирования образовательного социального института показало, что существуют как позитивные, так и негативные следствия этого процесса. Городская система расселения способствует концентрации и продвинутому развитию образовательных структур, с одной стороны, и сегрегации, вытеснению бедного населения на «задворки» городской жизни, с другой. Двойственную природу имеют результаты урбанизации и в сельской поселенческой структуре: интенсивное развитие дистанционного и самообразования уравнивают шансы городской и сельской молодежи на получение равнозначно качественного образования, однако сокращение образовательной инфраструктуры в сельской местности существенно снижает шансы для сельской молодежи. Сложность и многоаспектность процесса урбанизации требует взвешенного управленческого подхода, с учетом накопленного зарубежного и отечественного опыта решения вопросов социально-территориальной организации общества в целом и системы образования, как его подсистемы.

Социология как научная дисциплина формировалась в ответ на вызовы стремительной индустриальной урбанизации XIX в.: массовое переселение людей в города, разрыв традиционных социальных связей, образование новых видов общности, отличных от традиционных патриархальных форм солидарности, — стимулировало становление социологии. Поэтому можно говорить о том, что практически вся классическая социология по своей сути является социологией города.

Резюме

Социология расселения - область социологического знания, которая изучает происхождение, сущность, закономерности функционирования города и деревни как целостных систем.

Город — тип поселения, характеризующийся наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей такого пространства служили городские стены), большой численностью и высокой плотностью населения, высокой степенью разнообразия и интеграции профессиональной деятельности жителей, преимущественно анонимным характером их контактов.

Сельская поселенческая общность противоположна городу по всем основным характеристикам. Здесь относительно низка территориальная концентрация населения, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, преимущественное занятие людей — сельскохозяйственный труд, большая профессиональная и социальная однородность населения.

Урбанизация в широком смысле представляет собой многоплановый социально-экономический, демографический и географический процесс повышения роли городов в развитии общества. В узком смысле - это рост городов, преимущественно крупных, повышение удельного веса городского населения.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте сущность и типологию городов.

2. Каковы причины возникновения городов?

3. Деревня: определение, функции, типология.

4. Почему город становится причиной отчуждения людей?

5. Выделите сходства и отличия городской и сельской культур.

6. Сельская община, ее особенности в России.

7. Культура и субкультуры города, их роль в развитии личности.

8. Что такое урбанизация?

9. Каковы особенности образования в городских и сельских условиях?

10. Охарактеризуйте последствия урбанизационных процессов.

 

 


[1] Бёрджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект // Личность. Культура. Общество. - 2002. – Т. IV. - Вып. 1-2 (11-12).

[2] Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания // https://ach.gov.ru/press_center/news/21297

[3] Абанкина И.В. Проблемы основной школы и система расселения в России. //Вопросы образования. 2005. №2. С. 2-19.

[4] www.oecd.org

[5] Пивоваров Ю.Л. Сжатие «экономической ойкумены» России// Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4. С. 63-69.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: