В начале 2009 года, опираясь на нормативные городские документы, принятые к исполнению в 20003 и 2006 году, власти Санкт-Петербурга выступили с инициативой по взысканию штрафов за несанкционированное остекление лоджий и балконов жилых зданий. Причём санкции касались даже тех, кто выполнил остекление 15-20 лет назад. Независимые юристы обозначили подобные действия как неправомерные, так как закон не имеет обратной силы. Административные органы в ответ сослались на то, что нормативы по содержанию жилого фонда действовали и при существовании Советского Союза.
Уже в июне 2009 года многие жители Красногвардейского района получили официальные уведомления от местных жилищно-эксплуатационных контор. В полученных документах говорилось о том, что самовольное застекление балконов и замена окон подпадает под статьи об административной ответственности, и виновники подлежат обложению соответствующими штрафами. А для желающих избежать более жёстких санкций вплоть до продажи квартир на торгах, предписывалось приведение фасадов в нормативное состояние до июля 2009 года. Жителей Красногвардейского района заинтересовал вопрос правомерности действий районных органов власти, в связи с чем появилось обращение граждан в Законодательное собрание с просьбой разъяснить, за что именно их пытаются привлечь к административной ответственности. Подключившийся к этой проблеме депутат Виктор Евтухов послал необходимый запрос губернатору города. В ответ было получено разъяснение, в котором говорилось, что действия жилищных контор соответствует городскому закону № 239-29 от 15.05.2003 «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства» и «Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений». Кроме того, в ответе губернатора говорилось о том, что в городе проводятся регулярные осмотры с целью обнаружения нарушений обликов фасадов. Далее сообщалось, что существует документ «Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений», утверждённый городским правительственным постановлением №1135 от 14.09.2006. На сорока пяти страницах этого документа описано, как часто нужно ремонтировать фасады, как необходимо их мыть и как при этих работах устанавливать наружные леса и т.п. Там же указаны правила, запрещающие установку непрозрачных, тонированных или цветных стёкол, а также рам, которые отличаются по своему цвету от предусмотренных проектом. Исходя из текста выше названного документа, собственникам строений предписывается мытьё фасадов и производство необходимых ремонтных работ. Регламентации не избежали и окраска фасадов, и типы оформления устраиваемых входов во встроенные магазины и офисы, а так же окна подвалов.
Что касается витрин и окон домов, то в правилах прописано следующее: «Действия, связанные с устройством, оборудованием окон и витрин, изменением их габаритов и конфигурации, установкой оконных и витринных конструкций, должны быть согласованы с КГА, для объектов культурного наследия, а также зданий и сооружений, расположенных в охранной зоне памятников истории и культуры, границах архитектурных ансамблей и охраняемых ландшафтов, с КГИОП, а также с собственниками зданий и сооружений».
Всё это также касается любого дополнительного оборудования, размещаемого жильцами по обыкновению на балконах, крышах, стенах, на дверях и окнах домов. Это могут быть антенны и кондиционеры, видеокамеры наружного наблюдения, настенные щиты и часы. Размещение всех этих устройств не предусмотрено проектом.
Указанные выше изменения подпадают под действие Жилищного кодекса Российской Федерации, которые связаны с переустройством помещений. Это квалифицируется как «установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или иного оборудования, которые требуют внесения изменений в паспорт жилого помещения». При возникновении подобных нарушений взимаются административные штрафы, а надзирает за выполнением требований Государственная Административно-Техническая Инспекция.
В итоге предпринятых административными органами действий фактические санкции ни к кому применены не были. Сотрудники районных агентств по приватизации смело утверждали, что остекление балконов и замена окон - это не переустройство, и подобные вещи не требуют никакого документального оформления.
Иного мнения придерживались чиновники из КГА, вывесившие на своём сайте соответствующую памятку, которая, по их мнению, должна была снять все спорные вопросы. В ней было подробнейшим образом дано разъяснение, за какие именно действия может последовать наказание, и порядок согласования изменений фасадов. Следом появилось заявление вице-губернатора Романа Филимонова, подтверждающее, что административная ответственность коснётся всех нарушителей без исключения.
Представители солидных агентств недвижимости высказали своё мнение по наболевшему «фасадному» вопросу. Они уверены: предъявляемые жилищно-эксплуатационными ведомствами требования к жителям по незаконному остеклению балконов и лоджий являются неправомерными. Поскольку закон не имеет обратной силы, а уведомления, касающиеся незаконного остекления, получили жильцы домов, которые произвели вышеуказанные изменения пятнадцать или тридцать лет назад, то любые санкции будут необоснованными. К тому же идёт речь о домах, построенных в брежневские и хрущёвские времена. Расположены эти строения далеко не на главных магистральных улицах города, а чаще в глубине микрорайонов, и никак не портят общий облик мегаполиса. Лучшим, по мнению крупных риелторов, был бы такой вариант, когда жилищные конторы сначала зафиксировали бы реальное состояние фасадов домов, а уже после этого отслеживали нарушения. При такой системе наложение административных штрафов выглядело бы правомерным. В нынешнем виде санкции районных администраций будут признаны незаконными при любом судебном разбирательстве.
Вмешавшиеся в полемику чиновники нормативно-правового отдела Государственной жилищной инспекции озвучили своё видение решения муссируемой проблемы. Было сообщено, что городские власти всё больше уделяют внимания внешнему облику Санкт-Петербурга, начат процесс паспортизации фасадов всех зданий, включая жилой фонд. Паспорт фасадов необходимо оформить всем владельцам домов, и если паспорт не удовлетворяет соответствию внешнего облика здания, то будет выдано предписание об устранении несоответствий с указанием сроков.
Эта нашумевшая в своё время история наглядно доказывает необходимость оформления паспорта фасада. Сегодня специалисты лицензированных, имеющих допуск к проектным работам фирм выполняют весь комплекс изготовления паспортов со всеми согласованиями изменений фасадов.
Нормативные документы определяют изменения фасада здания, как комплекс мероприятий, которые связаны с изменением архитектурного внешнего облика строения. Необходимо помнить о том, что данные изменения относятся к реконструктивным работам, а значит, заниматься подготовкой документации на их оформление должны специалисты.
Согласование фасада здания необходимо при проведении работ по:
· Изменению входных групп;
· Остеклению балконов и лоджий;
· Обустройству балконов и лоджий;
· Замене элементов фасада, в том числе столярных;
· Обустройству тамбуров входов и самих входов;
· Ликвидации, либо созданию дверных и оконных проемов;
· Изменению формы дверных и оконных проемов.
Процесс реконструкции фасадов является творческим и необходимым, но одновременно трудоемким и долгосрочным. Сегодня для согласования фасада здания следует подготовить внушительный пакет документации, согласованной и завизированной различными городскими инстанциями.
Согласование фасадов в Москве требует предварительной подготовки следующих документов:
· Оригиналы планов БТИ;
· Правоустанавливающую документацию;
· Заверенный в текущем году районным архитектором ситуационный план;
· Проект на реконструктивные работы;
· Техническое заключение, отражающее состояние несущих конструкций строения;
· Иные необходимые справки, документы, письма.
Документация должна пройти согласование в следующих инстанциях (для Москвы):
· Заключение УГПС;
· Согласование с ГУОП;
· Заключение ЦН СЭН;
· Необходимо получить согласие балансодержателя;
· Проект необходимо согласовать в проектной мастерской, либо с автором здания;
· Заключение АПУ;
· Заключение Мосгорэкспертизы;
· Одобрение ОПС Мосгоргеотреста;
· Решение Художественного совета столицы;
· Одобрение Мосжилинспекции или МВКК;
· Заключение Москомархитектуры;
· Также необходимо получить согласие владельцев помещений, которые расположены рядом, либо их коммуникации находятся поблизости от объекта.
Проект изменения фасада
Реконструктивные изменения фасада позволяют не только улучшить его внешнюю привлекательность, но и значительно повысить эксплуатационные характеристики.
Под проектом изменения фасада подразумевают специальную документацию, которая на основании которой проводятся изменения и реконструкция фасада. Проект следует согласовать в различных инстанциях, которых сегодня порядка двенадцати. После того как проведено согласование и получено разрешение, на его основании проводятся мероприятия по изменению фасада. Необходимо помнить о том, что оформляются и проводятся какие-либо реконструкции в соответствии законодательными актами Российской Федерации.
Согласование изменения фасада: содержание проекта
Специалисты нашей компании готовы предложить Вам комплексные услуги по подготовке и согласованию проекта на изменение фасада.
В большинстве случаев, готовый проект содержит следующие разделы:
· Пояснительную записку;
· Фотографии фасада в текущем времени;
· Схему изменения фасада и фотомонтаж;
· Перечень противопожарных мероприятий;
· Ситуационный план;
· Необходимые расчеты.