А.Н. Леонтьев, выдающийся отечественный психолог, выделил следующие структурные компоненты деятельности: мотивы, цели, действия, составляющие их операции, средства, результаты, а также субъект и предмет деятельности.
Педагогическая деятельность также имеет данную инвариантную структуру и соответствующую специфику.
Субъектом педагогической деятельности является, что очевидно, педагог. Субъект – это тот, кто инициирует, выстраивает, целеобразует и планирует свою активность, осуществляет действия, направленные на объект (предмет), стремясь к запланированным результатам.
Включение в деятельность вызывается определенными потребностями (например, в профессиональной самореализации, в стремлении оказывать содействие детям, получать материальное вознаграждение, получить определенный социальный статус и пр.), которые, выражаясь в той или иной конкретной форме, при столкновении с так называемым предметом или условиями их удовлетворения, превращаются в мотивы, т.е. побудительные силы активности человека.
Объект – то, на что направлена деятельность. В качестве объекта педагогической деятельности, как считалось достаточно длительное время, выступает ребенок. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:
1. Человек не мертвый материал природы, а активное существо. Ребенок по-разному относится к педагогическому воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои взгляды, убеждения.
Мы подчеркивали выше, сторонники гуманистического подхода в педагогике указывают на бинарность как на особую характеристику педагогической деятельности, предполагающей активность и субъектную позицию ребенка во взаимодействии со взрослым, т.е. ребенок в образовательном процессе выступает одновременно и как деятель, участник разнообразных видов деятельности, который ставит цели, планирует свои действия, осуществляет их, добиваясь результатов.
2. Педагог имеет дело с постоянно развивающимся, растущим человеком, поэтому важнейшей характеристикой педагогической деятельности является творчество. Ребенок субъект потому, что он сам оказывает воздействие на себя, сверстников, взрослых, в том числе учителей. Дети умеют делать то, что не могут делать взрослые. У них иной взгляд на мир.
3. Ребенок находится под влиянием (позитивным и негативным) большого количества социальных факторов – семьи, общества сверстников, соседей, микросоциума, средств массовой коммуникации, общественных организаций, типа поселения и т.д., поэтому, педагог конкурирует с ними за степень этого влияния, осуществляет коррекцию воздействий отрицательных факторов на учащегося.
Педагоги того или иного образовательного учреждения, учитывая социальный, государственный заказ на образование детей, а также ожидания родителей школьников и их собственные потребности и интересы, ставят перед собой цели, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащихся, планируют и осуществляют систему действий и взаимодействий с учащимися в процессе обучения и воспитания с помощью специальных средств (материально – технических и пр.) и способов – методов, приемов, а также с их родителями, представителями государственных и общественных структур, коллегами, которые оказывают реальную помощь и поддержку в реализации целей и достижении запланированных результатов.
В педагогике преобладает подход выделения компонентов педагогической деятельности как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности. Другими словами, сколько функций выполняет педагог, столько выделяется и соответствующих им видов деятельности. Большой вклад в разработку вопроса о структуре педагогической деятельности внесли А.А. Байкова, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, И.А. Зязюн, Г.Ф. Карпова, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Спирин, Е.В. Титова, А.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.
Дадим общую характеристику компонентам пед. деятельности, среди которых называют от 3 до 13. Мы остановимся на основных видах:
· аналитической;
· прогностическо – проективной;
· конструктивной;
· организаторской;
· коммуникативной;
· рефлексивной;
· исследовательской.
·
1. Аналитическая (диагностическая) деятельность предполагает изучение педагогом и оценку им состояния:
· учащихся (персонально каждого ребенка и групп ребят);
· их сообществ (классов, кружков, общественных, специализированных и творческих объединений), общешкольного сообщества;
· среды (семей учащихся, микросоциума, компаний сверстников, СМИ и пр.);
· самой педагогической деятельности, организации процессов воспитания и обучения.
Аналитическая деятельность осуществляется с помощью специальных инструментов – методов исследования и соответствующих процедур (наблюдения, изучения документации, продуктов деятельности детей, опросных методов (анкетирования, интервьюирования, собеседования) и др.)
Анализ позволяет выявить проблемы, противоречия в развитии детей и их сообществ, трудности в организации и осуществлении образовательного процесса, с учетом которых педагоги приступают к проектированию учебно – воспитательной работы.
2. Прогностическая деятельность связана с осуществлением педагогического целеполагания и планирования. Цель – системообразующий фактор педагогической деятельности, поскольку от нее зависит и определение содержания образования, и отбор форм, методов, приемов, технологий обучения и воспитания.
Цели имеют исторический характер, т.е. меняются в зависимости от потребностей и возможностей общества, государства, отдельных социальных групп. В качестве далекого идеала цели и сегодня выступает идея, рожденная еще греками, – воспитание всесторонне развитой, гармонической личности. На современном этапе цели образования, зафиксированные в нормативно – правовых документах РФ, трактуются следующим образом. В «Федеральной программе развития образования» указано: «Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования ».
Для достижения целей педагогического процесса разрабатываются планы работы: перспективные и текущие, планы развития школы в целом, планы различных структур и подразделений образовательного учреждения, планы работы конкретных учителей, планы организации учебного и воспитательного процесса в конкретном учебном году и т.д.
3. Конструктивная деятельность выражается в:
· - отборе содержания учебного материала и содержания воспитания, их структурировании;
· - в построении действий учителя и учащихся, в отборе способов педагогического влияния и взаимодействия с учащимися;
· - в проработке вопроса о материально – техническом обеспечении работы с детьми.
4. Организаторская деятельность заключается в осуществлении системы действий, направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Характеристика организаторской деятельности представлена в работах Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина. Широко известны их работы «Как вести за собой», «Психология и педагогика работы комсорга». Смысл организаторской деятельности в мобилизации и включении учащихся в разнообразные виды совместной деятельности, в полноценное общение, в формировании разнообразных коллективов школьников.
5. Коммуникативная деятельность связана с осуществлением перцепции и эмпатии, т.е. проникновением во внутренний мир другого человека, стремлением его понять, установить с ним духовный контакт, а также необходимостью гармонично строить с ним взаимоотношения.
6. Рефлексивная деятельность педагога направлена на оценку собственной деятельности. Б.З. Вульфов и В.Н. Харькин в книге «Педагогика рефлексии» пишут: «Рефлексия – один из внутренних голосов, созвучием которых рождается совесть, - удел каждого…». Профессиональная рефлексия – та же внутренняя работа: соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия, в том числе – с существующими о ней представлениями. Рефлексия – это всегда импульс к новым педагогическим достижениям, творчеству.
7. Исследовательская деятельность. Обновление образования – не кратковременная кампания, оно происходит непрерывно. Педагогическая деятельность по своему существу должна содержать элемент поиска лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов ее выполнения. Сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами психолого – педагогического исследования не только учеными, но и педагогами – практиками. В современных условиях проведение в образовательных учреждениях научных исследований – уже повседневная жизненная практика.
Выводы:
1. Проблема структуры педагогической деятельности широко рассматривается в отечественной науке.
2. Традиционно превалирует подход к трактовке структуры педагогической деятельности, связанный с выделением в ней компонентов, соответствующих функциям, которые выполняют представители педагогической профессии.
3. Среди структурных компонентов различными авторами называются от 3 до 13, среди которых важнейшими являются аналитический, прогностическо – проектный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный, исследовательский.