Профилактика девиантного поведения (разработка З.Н. Григорьевой, В.Н. Келасьева, Санкт-Петербург)




В основу следует положить ведущие идеи Руководства ООН по предотвращению детской преступности (1990 г):

- система образования должна отвечать разнообразным потребностям детей и их развитию, особенно детей в зоне социального риска или нуждающихся в специальной заботе и защите;

- официальное вмешательство в поведение ребенка должно осуществляться прежде всего в его интересах;

- необходимо учитывать особенности подросткового поведения, которое с возрастом изменяется;

- следует максимально избегать употребления таких терминов, как «ребенок с отклонениями», «преступник», «потенциальный преступник», поскольку это создает устойчивую предпосылку для нежелательного поведения подростка;

- необходимо активнее использовать общественность для предотвращения правонарушений подростков, а к официальным репрессивным мерам прибегать только в качестве самой крайней меры;

- средства массовой информации должны ответственно подходить к содержанию материалов, которые могут негативно влиять на поведение подростков.

Профилактика девиантного поведения направлена:

- на приобщение подростков (посредством различных видов практической деятельности) к социально одобряемым нормам поведения, ценностям, культуре, сознательной активной деятельности;

- оздоровление условий жизни и воспитания.

Программа разрабатывается с учетом групп девиантных подростков:

- подростки, не состоящие на учете и не замеченные в совершении правонарушений. Программа может реализовываться на базе образовательных учреждений, центров творчества, досуговых центров;

- так называемая «группа риска» (подростки, состоящие на различных видах учета: внутришкольном, в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)). Может проводиться как на базе образовательного учреждения, так и специализированных центров, ПДН.

Важнейшим элементом профилактики отклоняющегося поведения является выявление и современная коррекция склонности к нарушениям поведения. В образовательном учреждении для решения этой задачи может быть выстроена система работы:

1) работа с учащимися:

- диагностическая (изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц группы «социального риска», психологическое исследование личностных особенностей детей и подростков, исследование морально-психологического климата в классе и группе;

- коррекционная и профилактическая – систематическая работа с учащимися с использованием индивидуальных и групповых форм (в том числе и тренингов);

- индивидуальная коррекционная работа с учениками, имеющими отклонения в поведении, дезадаптации, пограничные нервно-психические расстройства;

- разрешение конфликтных ситуаций социально приемлемым способом, поиск и возможное устранение причин данного конфликта;

- привлечение к групповой и индивидуальной работе широкого круга специалистов;

2) работа с педагогическим коллективом:

- семинары-тренинги по обучению эффективным моделям поведения в конфликтных ситуациях;

- деловые игры с целью совместного обсуждения особо сложных социально-педагогических случаев;

- посещение специалистами занятий для последующего совместного анализа вместе с педагогом особенностей того или иного ученика и путей адекватного его обучения («обратная связь», определение индивидуального подхода к «трудным» ученикам);

- проведение консультаций со специалистами: психологами, юристами, медиками и т.д.;

3) работа с родителями:

- семинары-тренинги, посвященные возрастным особенностям ребенка, методам и тактикам воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы;

- семейное консультирование;

- совместные занятия для детей и их родителей одновременно;

- информирование родителей о различных социальных, психологических, медицинских центрах и службах города.

Для того чтобы профилактическая работа с подростками была более результативной, необходимо взаимодействие всех специалистов, основанное на следующих принципах:

- своевременный обмен информацией между субъектами профилактической работы;

- совместное планирование индивидуального и группового маршрутов объектов профилактической работы;

- обеспечение совместного постоянного контроля.

Один из возможных алгоритмов:

1 этап: диагностика индивидуальных особенностей, анализ поведения для последующей разработки плана индивидуального обучения социально-приемлемым навыкам.

2 этап: интенсивное обучение подростка нормам и принципам жизни в обществе (в этот процесс желательно вовлечь семью).

3 этап: патронаж (пристальное внимание к жизнедеятельности подростка в течение определенного периода времени – до 6-9 месяцев. Необходимость патронажа оговаривается с подростком, при необходимости заключается договор).

4 этап: социально-педагогическое сопровождение (специалист держит в круге своего внимания жизнедеятельность данного подростка, продолжает общение с ним (преимущественно неформальное), откликается на его вопросы, оказывает необходимую помощь, фактически выступая в роли наставника).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: