В основу следует положить ведущие идеи Руководства ООН по предотвращению детской преступности (1990 г):
- система образования должна отвечать разнообразным потребностям детей и их развитию, особенно детей в зоне социального риска или нуждающихся в специальной заботе и защите;
- официальное вмешательство в поведение ребенка должно осуществляться прежде всего в его интересах;
- необходимо учитывать особенности подросткового поведения, которое с возрастом изменяется;
- следует максимально избегать употребления таких терминов, как «ребенок с отклонениями», «преступник», «потенциальный преступник», поскольку это создает устойчивую предпосылку для нежелательного поведения подростка;
- необходимо активнее использовать общественность для предотвращения правонарушений подростков, а к официальным репрессивным мерам прибегать только в качестве самой крайней меры;
- средства массовой информации должны ответственно подходить к содержанию материалов, которые могут негативно влиять на поведение подростков.
Профилактика девиантного поведения направлена:
- на приобщение подростков (посредством различных видов практической деятельности) к социально одобряемым нормам поведения, ценностям, культуре, сознательной активной деятельности;
- оздоровление условий жизни и воспитания.
Программа разрабатывается с учетом групп девиантных подростков:
- подростки, не состоящие на учете и не замеченные в совершении правонарушений. Программа может реализовываться на базе образовательных учреждений, центров творчества, досуговых центров;
- так называемая «группа риска» (подростки, состоящие на различных видах учета: внутришкольном, в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)). Может проводиться как на базе образовательного учреждения, так и специализированных центров, ПДН.
Важнейшим элементом профилактики отклоняющегося поведения является выявление и современная коррекция склонности к нарушениям поведения. В образовательном учреждении для решения этой задачи может быть выстроена система работы:
1) работа с учащимися:
- диагностическая (изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц группы «социального риска», психологическое исследование личностных особенностей детей и подростков, исследование морально-психологического климата в классе и группе;
- коррекционная и профилактическая – систематическая работа с учащимися с использованием индивидуальных и групповых форм (в том числе и тренингов);
- индивидуальная коррекционная работа с учениками, имеющими отклонения в поведении, дезадаптации, пограничные нервно-психические расстройства;
- разрешение конфликтных ситуаций социально приемлемым способом, поиск и возможное устранение причин данного конфликта;
- привлечение к групповой и индивидуальной работе широкого круга специалистов;
2) работа с педагогическим коллективом:
- семинары-тренинги по обучению эффективным моделям поведения в конфликтных ситуациях;
- деловые игры с целью совместного обсуждения особо сложных социально-педагогических случаев;
- посещение специалистами занятий для последующего совместного анализа вместе с педагогом особенностей того или иного ученика и путей адекватного его обучения («обратная связь», определение индивидуального подхода к «трудным» ученикам);
- проведение консультаций со специалистами: психологами, юристами, медиками и т.д.;
3) работа с родителями:
- семинары-тренинги, посвященные возрастным особенностям ребенка, методам и тактикам воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы;
- семейное консультирование;
- совместные занятия для детей и их родителей одновременно;
- информирование родителей о различных социальных, психологических, медицинских центрах и службах города.
Для того чтобы профилактическая работа с подростками была более результативной, необходимо взаимодействие всех специалистов, основанное на следующих принципах:
- своевременный обмен информацией между субъектами профилактической работы;
- совместное планирование индивидуального и группового маршрутов объектов профилактической работы;
- обеспечение совместного постоянного контроля.
Один из возможных алгоритмов:
1 этап: диагностика индивидуальных особенностей, анализ поведения для последующей разработки плана индивидуального обучения социально-приемлемым навыкам.
2 этап: интенсивное обучение подростка нормам и принципам жизни в обществе (в этот процесс желательно вовлечь семью).
3 этап: патронаж (пристальное внимание к жизнедеятельности подростка в течение определенного периода времени – до 6-9 месяцев. Необходимость патронажа оговаривается с подростком, при необходимости заключается договор).
4 этап: социально-педагогическое сопровождение (специалист держит в круге своего внимания жизнедеятельность данного подростка, продолжает общение с ним (преимущественно неформальное), откликается на его вопросы, оказывает необходимую помощь, фактически выступая в роли наставника).