Содержание.
Задание на курсовую работу …………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………………..4
1. Расчет и выбор посадки с натягом………………………………………………..5
2. Выбор посадок для гладких цилиндрических соединений методом подобия…8
3. Выбор степеней точности и посадок резьбового соединения…………………..9
4. Выбор степеней точности и вида сопряжения зубчатой передачи…………….11
5. Определение допусков и предельных отклонений размеров, входящих в размерную цепь………………………………………………………………………13
6. Назначение посадки шпоночного соединения ………………………….………15
7. Выбор прибора для контроля параметров: Радиальное биение………………15
Литература…………………………………………………………………………….19
Исходные данные.
Наименование параметров | Вариант 03 | |
Требование к зубчатой передачи | Точность вращения | |
Характер нагрузки | Спокойная или с умеренными точками, перегрузка до 150% | |
Матер. корпуса | АЛ8 | |
Матер. зуб. кол. | 40Х | |
t°C корпуса | -25°С | |
t°C зуб. кол. | -25°С | |
Посадка с натягом | ||
материал венца зуб. колеса | 40Х | |
материал втулки зуб. колеса | Сч15 | |
диаметр соединения, мм | ||
длина соединения, мм | 22.5 | |
вращающий момент, Нм | ||
шероховатость сопрягаемых поверхн., мкм | ||
2,5 | ||
Резьба крепежная | ||
M5x0,8 | ||
M6x1,5 | ||
M8x1,5 | ||
M4x0,8 | ||
M10x1,5 | ||
M15x2,5 | ||
Зубчатое колесо | ||
m | ||
z | ||
i | 1.25 | |
, м / с | ||
Размеры размерной цепи, мм | ||
A1 | ||
A2 | ||
A3 | ||
A4 | ||
A5 | ||
A6 | ||
A7 |
Введение.
В машиностроении созданы и освоены новые системы современных, надежных и современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда; увеличивается выпуск автоматических линий, новых видов машин, приборов, аппаратов, отвечающих современным требованиям. Увеличивается доля изделий высшей категории качества в общем объеме их производства.
|
Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применении надежных средств технических измерений и контроля.
Одной из основных задач конструктора в процессе проектирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является подготовка чертежной документации, способствующей обеспечение необходимой технологичности и высокого качества изделий. Повышение эффективности труда и качества выпускаемой продукции связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, расчетом размерных цепей, выбором шероховатости поверхностей, а также выбором отклонения от геометрической формы и расположения поверхностей.
Целью курсовой работы по НТТИ является закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков по расчету и выбору посадок типовых соединений, по решению размерных цепей, простановки на чертежах обозначений посадок, предельных отклонений размеров и требований к точности формы и расположения поверхностей.
1. Расчет и выбор посадки с натягом.
Посадки с натягом предназначены для образования неподвижных соединений. Величина натяга складывается из деформации сжатия и деформации растяжения контактных поверхностей соответственно вала и отверстия. Упругие силы, возникающие при деформации, создают на поверхности деталей напряжение, препятствующее и взаимному смещению.
|
1. Определяем минимальный и максимальный функциональный натяги по формулам:
(3 стр. 224)
(3 стр. 224)
где Т – вращающий момент, ;
– диаметр и длина соединения, м;
– коэффициенты жесткости конструкции;
– модуль упругости материалов охватывающей детали и вала, (1 табл. 1.106 стр.335);
f – коэффициент трения (3 стр. 225);
– наибольшее допустимое давление на поверхности контакта вала и охватывающей детали, при котором отсутствуют пластические деформации, .
Коэффициенты жесткости конструкции определяем по формулам (3 стр. 223):
;
где – наружный диаметр охватывающей детали (зубчатого колеса), м;
;
– внутренний диаметр полого вала (ступицы зубчатого колеса), м;
– коэффициенты Пуассона (1 табл. 106 стр. 335).
; .
Наибольшее допустимое давление определяется по формулам (3 стр. 224):
а) для охватывающей детали
;
б) для вала
,
где – предел текучести материалов охватывающей детали и вала.
а) ;
б)
Принимаем .
Рассчитываем минимальный и максимальный функциональный натяги:
;
.
2. Определяем поправки к найденным значениям
а) uш – смятие неровностей
, (3 стр. 224)
где – коэффициенты, учитывающие величину смятия неровностей (3 стр. 225).
, отсюда
.
б) поправка учитывает различие рабочей температуры и температуры сборки и различие коэффициентов линейного расширения материалов вала и отверстия.
(3 стр. 225)
где и – коэффициенты линейного расширения материала деталей (1 стр. 188 табл. 1.62);
|
и – рабочие температуры деталей;
t – Температура сборки деталей;
.
в) поправку uц не учитываем (3. стр. 225).
3. Определяем и c учетом поправок:
При и поправка берется со знаком «минус»(3. стр. 225).
;
.
4. Находим функциональный допуск посадки:
,
.
5. Распределяется функциональный допуск между эксплуатационным и конструктивным допусками таким образом, чтобы .
;
Принимаем .
6. Определяем число единиц допуска а и соответствующий ему квалитет
(3 стр. 15),
где i – число единиц допуска, мкм
(3 стр. 15)
.
.
Выбираем 8-ой квалитет (1 табл. 1.18 стр. 67).
7. Выбираем стандартную посадку по ГОСТ 25347-82, при этом соблюдаем следующие условия:
·
·
·
где
;
Проверяем посадку в системе отверстия по 8-му квалитету – Н8/x8 (1. стр. 156)
·
·
·
;
Т.к. все условия выполняются, принимаем посадку Н8/x8
Данные расчета | Данные по выбору ст. посадки | Параметры стандартной посадки | |||||||||||||
Поля допусков и предельные отклонения, мкм | Пред. натяги | Запас прочн. | |||||||||||||
Отверстие | Вал | ||||||||||||||
По-ле доп | Es | Ei | По-ле доп | es | ei | N max | N min | ||||||||
228,9745 | 49,017 | 179,957 | 89,978 | 89,978 | H8 | x8 | 50,982 | 36,974 |
(Es, Ei, es, ei-1. стр. 79,99)
2. Выбор посадок для гладких цилиндрических соединений методом подобия.
1. Выбор посадок для соединения «шайба-корпус».
Выбираем посадку H8/h8 – посадка с зазором. Достаточно широко используется для подвижных и неподвижных соединений и относится к числу предпочтительных. Применяется в неподвижном соединении при невысоких требованиях к соостности, для установки на валу деталей, передающих крутящий момент, через шпонки при небольших и спокойных нагрузках, закрепляемые винтовыми зажимами (1. с.300).
2. Выбор посадки для соединения «фланец-корпус».
Выбираем посадку H11/h11 – посадка с зазором. Предназначена для неподвижного и подвижного соединения малой точности, является предпочтительной. Применяется в неподвижных соединениях для центрирующих фланцев корпусов(1. с.301).
3. Выбор посадки для соединения «втулка-фланец».
Выбираем посадку H7/p6 – посадка с натягом. Характеризуется минимальным гарантированным натягом. Применяется в случаях когда крутящие моменты или случайные относительные смещения несущественны(1. с.340).
4. Выбор посадки для соединения «втулка-корпус».
Выбираем посадку H7/m6 – переходная посадка. Обеспечивает преимущественно натяг, вероятность получения зазора относительно мала. Соединение втулки с корпусом без дополнительного крепления. Втулка не испытывает значительной нагрузки(1. с.329)
5. Выбор посадки для соединения «штифт-втулка».
Выбираем посадку H7/n6 – переходная посадка. Наиболее прочная из переходных посадок. Зазор при сборке практически невозможен. Одно из применений– установочные пальцы и контрольные штифты(1. С.325).
6. Выбор посадки для соединения «втулка-венец».
Выбираем посадку H7/k6 - переходная посадка. Наиболее характерный и применяемый тип переходных посадок. Вероятность получения зазоров и натягов примерна одинакова.
7. Выбор посадки для соединения «втулка-фланец».
Выбираем посадку H7/p6 – посадка с натягом. Является предпочтительной для данного типа посадок.
8. Выбор посадки для соединения «вал-втулка».
Выбираем посадку H7/n6 – переходная посадка.
Итоговые данные по выбору допусков посадок гладких
цилиндрических соединений методом подобия.
Обозначение соеди- нения на сбор. чертеже | Наиме- нование соединения | Выб- ранная посадка | Предельные отклонения и допуски, мкм | Предельные зазоры и натяги, допуски посадок, мкм | ||||||||||
Отверстие | Вал | |||||||||||||
Es | Ei | TD | es | ei | Td | |||||||||
Ø 154H8/h8 | Шайба-корпус | H8/h8 | -63 | |||||||||||
Ø150 Н11/h11 | Фланец-корпус | H11/h11 | -250 | |||||||||||
Ø28 Н7/p6 | Втулка-фланец | H7/p6 | ||||||||||||
Ø6 Н7/m6 | Втулка-корпус | H7/m6 | ||||||||||||
Ø5 Н7/n6 | Штифт-втулка | H7/n6 | ||||||||||||
Ø75 Н7/k6 | Втулка-венец | H7/k6 | ||||||||||||
Ø33 Н7/p6 | Втулка-фланец | H7/p6 | ||||||||||||
Ø15 Н7/n6 | Вал-втулка | H7/n6 |
3. Выбор степеней точности и посадок резьбового соединения.
Выбор параметров резьбовых соединений.
Тип посадки рассматриваемых соединений определяется характером заданной нагрузки. Если для узла задана спокойная нагрузка, то следует применять посадку с зазором. Эти посадки наиболее распространенные для резьбовых деталей, обеспечивают быструю и легкую свинчиваемость, в том числе при небольшом загрязнении резьбовых деталей или имеющий на рабочих поверхностях антикоррозионные покрытия.
Для соединения «втулка-корпус» следует применить посадку с натягом, предотвращающую самосвинчивание без дополнительных средств крепления при любом характере нагрузки и любых рабочих температурах.
Выбираем посадку с натягом (3 стр. 289), так как материал корпуса выполнен из алюминиевого сплава.
Для соединения «шайба-корпус», «болт-корпус» выбираем посадку с зазором 6H/6g (2 стр. 123), посадку выбираем из числа рекомендуемых.
Для соединения «крестовина-втулка» выбираем посадку с натягом .
Для соединения «фланец-корпус» выбираем посадку с натягом , так как материал корпуса выполнен из алюминиевого сплава.
Для соединения «упор-корпус» выбираем посадку с зазором 6H/6g, посадку выбираем из числа рекомендуемых.
Для соединения «опора-корпус» выбираем посадку с зазором 6H/6g, посадку выбираем из числа рекомендуемых.
Для соединения «гайка-вал» выбираем посадку с натягом .
Данные берем из 1.с.677,с.691-708, 988.
Итоговые данные по выбору посадок для резьбового соединения.
Наименование деталей | Обозначение на чертеже | Номинальные размеры пара-метров резьбы, мм | Предельные отклонения диаметров резьбы, мкм | Допуск, мкм | |
Верхнее Отклонение | Нижнее Отклонение | ||||
1.Болт | d (D) = 5 | ||||
2.Болт | d = 6 | ||||
3.Болт | d (D) = 6 | ||||
4.Болт | d (D) = 8 | ||||
5.Болт | d = 4 | ||||
6.Болт | d = 10 | ||||
7.Вал | d (D) = 15 |
4. Выбор степеней точности и вида сопряжения зубчатой передачи.
4.1. Выбор степеней точности зубчатого колеса.
При выборе степеней точности зубчатого колеса учитывается назначение передачи, режим ее работы, требования к надежности и долговечности и т.п. Все показатели точности сгруппированы в три нормы: норму кинематической точности, норму плавности работы и норму контакта зубьев. Т.к. по условию необходима «точность вращения», то выдерживаем все стандарты, предъявляемые к кинематической норме точности.
В зависимости от окружной скорости выбираем степень кинематической точности зубчатого колеса 6 (нормальная), т.к. (1 стр. 857), т.к. отсутствуют особые требования к зубчатой передаче, то по назначенной степени точности выдерживаем все показатели, входящие во все три нормы точности.
4.2. Расчет бокового зазора и выбор вида сопряжения.
Гарантированный боковой зазор находится по формуле (1.стр. 873):
где V – толщина слоя смазки между зубьями; – межосевое расстояние; и – коэффициенты линейного расширения материала колеса и корпуса; и – отклонение температур колеса и корпуса от 20°С; – угол профиля исходного контура, (1 стр. 1000).
Величина толщины слоя смазки зависит от способа смазывания и окружной скорости колес. Ориентировочно ее можно определить по формуле (1 стр. 873):
где m – модуль зубчатого колеса, мм.
(4 П7 таб. 3)
.
, где и – диаметры зубчатых колес.
,
, отсюда .
. Находим
.
Определяем
Из условия выбираем вид сопряжения зубьев С (1 стр. 863) для которого .
Наибольший боковой зазор, получаемый между зубьями в передаче не ограничен стандартом.
Его можно подсчитать для установленного вида сопряжения с соответствующим ему видом допуска по формуле:
где и – соответственно допуск на смещение исходного контура колес зубчатой передачи (1 стр. 866);
– алгебраическая разность верхнего и нижнего отклонений межосевого расстояния зубчатой передачи (1 стр. 863).
Так как нам неизвестно , то принимаем вид допуска соответствующий виду сопряжения, т.е. виду сопряжения С соответствует вид допуска с (3 стр. 316).
(1 стр. 846)
(1 стр. 849)
Норма точности и вид сопряжения | Степень точности | Наименование и обозначение контрольного параметра | Числовое значение параметра | |||
Колес | передачи | Таблица ГОСТ | ||||
6—C | Контрольные параметры по кинематической степени точности | допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса мкм допуска на накопленную погрешность шага по зубчатому колесу мкм | 1643-81 |
Определение допусков и предельных отклонений размеров, входящих в размерную цепь.
5.1. Расчет размерной цепи методом на максимум-минимум.
- Составляем размерную цепь.
2. Принимаем 7-ой квалитет точности.
Назначаем допуски на составляющие звенья по установленному квалитету, кроме замыкающего звена(2 стр. 23).
В качестве замыкающего звена выбираем зазора между зубчатым колесом и подшипником качения.
(3 стр. 252)
Допуск замыкающего звена определяем по формуле:
(3 стр. 253)
- Устанавливаем предельные отклонения составляющих звеньев, кроме замыкающего звена
Размеры мм, мм, , , , , отклонения для , мкм;
, мкм,
, ,
, мкм,
, ,
, ,
, .
- Определяем предельные значения замыкающего размера
- определяем предельные отклонения замыкающего размера
ES(es)= +0,063мм
EI(ei)= -0,063мм
5.2 Расчет размерной цепи вероятностным методом
Исходя из выбранного квалитета(7-ой квалитет), определяем поля допусков линейных размеров (2 стр. 23), кроме замыкающего звена.
Определяем допуск замыкающего звена по формуле:
(3 стр. 260)
Считаем, что рассеяние отклонений подчиняются закону нормального распределения, размахи полностью вписываются в поля допусков, кривые распределения симметричны относительно середины полей допусков. Тогда kj=1.
Определяем предельные отклонения звеньев, кроме зависимого звена (указаны в предыдущем пункте).
Определяем предельные отклонения замыкающего звена
ES(es)= +24,9195мкм
EI(ei)= -24,9195мкм
Метод расчета | Составляющие звенья цепи с указанием их предельных отклонений | Замыкающее звено | ||||||
максим.- миним. | ||||||||
вероятн. метод |
6. Выбор шпонки.
Диаметр вала, мм | Размеры сечения шпонки | Глубина паза, мм | Интервалы длин шпонок, мм | |||
вала | втулки | |||||
b | n | от | до | |||
св. 12 до 17 | 2,3 |
Длину шпонки выбираем из ряда (2 стр.211) – 12 мм.
7. Выбор прибора для контроля
Радиального биения.
Контроль биения зубчатого венца осуществляется с помощью биениемеров. Схемы биениемеров представлены на рис. 1.
Измерительный наконечник (1) занимает во впадине между зубьями определенное положение, которое фиксируется индикатором (2).
Измерительный наконечник (1) может отводиться от оси О колеса по радиусу и возвращаться в исходное положение с помощью пружины растяжения (3).
Биение зубчатого венца определяется как разность наибольшего и наименьшего показаний индикатора при расположении наконечника во всех впадинах контролируемого колеса.
По форме наконечники подразделяются на тангенциальные (рис. 2,а), выполненные в виде конуса, и шариковые (рис. 2,б).
Рис. 1. Схемы биениемера: