План семинарского занятия № 2
Тема занятия: Философия Нового Времени и эпохи Просвещения
Цель занятия: изучить особенности философии XVII–XVIII веков, а также метод познания Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы
Количество часов: 2 часа
Дата: ___.06.2020 г.
Группа: ЗМИИ-19, ЗМИВ-19
Литература:
Основная
1. Азаренко С.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А. Азаренко. – Электрон. дан. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 220 с. ЭБС «ЛАНЬ» Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99534.
2. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник / Л.Е. Балашов. – Электрон. дан. – Москва: Дашков и К., 2017. – 612 с. ЭБС «ЛАНЬ» Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93388.
3. Гриненко Г. В. История философии: учебник для бакалавров / Г.В. Гриненко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 214 с.
4. Нижников С.А. История философии / С.А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 336 с.
5. Островский Э. В. Философия / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 313 с.
6. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 367 с.
7. Хрусталев Ю. М. Философия / Ю.М. Хрусталёв. – М.: Академия, 2014. – 320 с.
8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев. – М.: Высш.шк., 2003. – 703 с.
Дополнительная:
1. Делёз Ж. Спиноза. Практическая философия: монография / Ж. Делёз. – Электрон. дан. – Москва: ИОИ, 2018. – 204 с. ЭБС «ЛАНЬ» Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/114710.
2. Зайкина Т.В. Философия. Основы философских знаний [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов технических ВУЗов (по всем направлениям подготовки бакалавров) / Т.В. Зайкина. – Электрон. текстовые данные. – Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. – 156 с. ЭБС «IPRbooks» Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/75399.html.
3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга вторая. Философия XV-XIX вв. [Электронный ресурс]: учебник для Вузов / А.Б. Баллаев [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2017. – 495 с. ЭБС «IPRbooks» Режим доступа:
https://www.iprbookshop.ru/36372.html.
4. Кузнецова Е.В. Философия [Электронный ресурс]: практикум / Кузнецова Е.В. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 58 с. ЭБС «IPRbooks» Режим доступа:
https://www.iprbookshop.ru/74556.html.
5. Орлова С.А. Философия [Электронный ресурс]: практикум / Орлова С.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Российская международная академия туризма, Университетская книга, 2017. – 168 с. ЭБС «IPRbooks» Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/70542.html.
6. Философия: методические рекомендации / сост. И.Г. Ломко., В.Э. Вейсова. – Симферополь: РИО КИПУ, 2019. – 36 с.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности философии XVII-XVIII веков.
2. Проблема метода Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы.
3. «Монадология» Г. Лейбница.
4. Философские идеи Т. Гоббса, Дж. Беркли, Дж. Локка, Д. Юма.
Темы докладов и рефератов:
1. Просветительские идеи Д. Дидро, Ж. де Ламетри, П. Гольбаха.
2. От ренесансного философствования к способу мышления Нового времени.
3. Р. Декарт: понимание философии как метафизики.
4. Французское Просвещение XVIII века: основные представители.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Основные черты и проблемы новоевропейской философии. Эмпиризм и рационализм.
2. Методологические принципы философии Р. Декарта и монадология Г. Лейбница.
3. Мировоззренческие и познавательные принципы философии Ф. Бэкона.
4. Предпосылки и черты европейского Просвещения.
Комплект заданий к тестовому контролю знаний
Тема. Философия Нового Времени и эпохи Просвещения.
1. Тестовый вопрос 1. Метод исследования природы по Ф. Бэкону:
а) анализ
б) синтез
в) индукция
г) дедукция
2. Тестовый вопрос 2. Какую человеческую способность считал главной в познании мира Ф. Бэкон?:
а) чувственный опыт
б) разум
в) внутреннее восприятие
г) врождённые идеи
3. Тестовый вопрос 3. Мыслитель эпохи Просвещения, считавший, что движение природы осуществляется по вечным законам, но Бог неотделим от природы:
а) Вольтер
б) Руссо
в) Гельвеций
г) Монтескье
4. Тестовый вопрос 4. Как определяет человека Р. Декарт?:
а) Человек – мыслящая вещь
б) Человек – канат, натянутый между животным и сверхчеловеком
в) Человек – родовое существо
г) Человек – пастух бытия
5. Тестовый вопрос 5. Метод исследования природы по Р. Декарту:
а) анализ
б) дедукция
в) индукция
г) синтез
6. Тестовый вопрос 6. Этот философ считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны «всех против всех», но и что между людьми существовало дружба и гармония:
а) Монтень
б) Руссо
в) Гоббс
г) Вольтер
7. Тестовый вопрос 7. Мыслитель, который перешёл на позиции объективного идеализма, что нашло выражение в его учении о монадах (множественности субстанций):
а) Декарт
б) Бэкон
в) Спиноза
г) Лейбниц
8. Тестовый вопрос 8. К какому философскому направлению принадлежит философия Р. Декарта?:
а) материализм
б) идеализм
в) дуализм
г) эмпиризм
9. Тестовый вопрос 9. Мыслитель считавший, что свойство вещей есть субъективная реальность, вещи даны в сознании человека:
а) Спиноза
б) Беркли
в) Лейбниц
г) Юм
10. Тестовый вопрос 10. Мыслитель, который прошёл путь от деизма и этического идеализма к материализму и атеизму:
а) Монтень
б) Руссо
в) Дидро
г) Вольтер
11. Тестовый вопрос 11. Как звучит всемирно известное высказывание Р. Декарта, в котором заключается его философское кредо?:
а) «Мыслю, следовательно, не глуп»
б) «Мыслю, следовательно, не обманите»
в) «Мыслю, следовательно, существую»
г) «Мыслю, следовательно, добиваюсь»
12. Тестовый вопрос 12. Кто из философов Нового Времени высказывался о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт, источником которого выступает внешний мир?:
а) Ф. Бэкон
б) Дж. Локк
в) Т. Гоббс
г) Р. Декарт
13. Тестовый вопрос 13. Кому принадлежит знаменитое высказывание: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»?:
а) Э. Роттердамскому
б) Г. Лейбницу
в) Б. Спинозе
г) Ф. Бэкону
14. Тестовый вопрос 14. Философ который усмотрел влияние климата и географии на устройство общества:
а) Э. де Кондильяк
б) Ж. Ламетри
в) Г. Мабли
г) Ш. Монтескьё
15. Тестовый вопрос 15. Кто из выдающихся французских философов-материалистов внёс большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»?:
а) Д. Дидро
б) Ж.Ж. Руссо
в) Ф. Вольтер
г) П. Гольбах