Цели, формы организации и функции центральных банков




Контрольная работа

На тему:

«Центральные банки»


Содержание

 

Введение

1. Цели, формы, организации и функции центральных банков

2. Пассивные операции центральных банков

3. Активные операции центральных банков

Заключение

Список использованной литературы

 

 


Введение

 

В странах с рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков. Эта система состоит из 3 трех элементов:

– центрального банка (ось банковской системы);

– коммерческих банков (основа банковской системы);

– учреждений банковской инфраструктуры, обеспечивающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Т.о. целью данной работыявляетсяраскрыть место центрального банка в банковской системе страны, определить его роль в экономике.

Задачи работы: проанализировать деятельность центральных банков, их структуру, функции и правовой статус; раскрыть содержание пассивных и активных операций банка, проанализировать их структуру.

Методической базой для написания контрольной работы являлись положения законодательных и подзаконных нормативных и правовых актов: Конституция РФ, Федеральный законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. (с изменениями на 27 октября 2008 г.), а также нормативными актами Банка России: «Бюллетень банковской статистики» и «Годовой отчет Банка России».

Источниками учебной и учебно-методической литературы были: учебник

«Банковское дело» под. ред. Е.Ф. Жукова; учебник «Деньги. Кредит. Банки» под ред. О.И. Лаврушина; работа под ред. А.Г. Грязнова «Банковская система России. Настольная книга банкира»; учебное пособие Полякова В.П., Москвиной Л.А. «Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт».

Объектом исследования контрольной работы является центральный банк.

Предметом исследования является роль и место центрального банка в кредитно-денежной системе.

Из определения предмета и сформулированных задач вытекает структура данной курсовой работы, которая состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе контрольной работы рассматриваются цели, задачи деятельности, функции центрального банка. Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций. Их рассмотрение представлено во второй и третьей главе.

 

 


Цели, формы организации и функции центральных банков

 

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали звать эмиссионными. В конце XIX – начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны, он служит осью, центром кредитной системы. [10, стр. 230]

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г., Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г., а также нормативными актами Банка России.

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Уставной капитал (в размере 3 млрд. руб.) и иное имущество Центрального банка являются федеральной собственностью. Банк Росси в своей деятельности независим от Правительства РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России подотчетен лишь Государственной думе Федерального собрания РФ. Государственная дума по представлению Президента РФ назначает сроком на четыре года Председателя Банка России. Банк России тесно связан с Правительством РФ, участвует в разработке государственной экономической политики. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Закон о Банке России существенно расширил полномочия Национального банковского совета − коллегиального органа Банка России. Из 12 членов Национального банковского совета два направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ, три – Государственной думой, три – Президентом РФ, три – Правительством РФ и Председатель Банка России. [7, стр. 67–68]

С точки зрения на собственности на капитал центральные банки бывают государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, Германия, Франция, Канада, Россия); акционерные, капитал которых принадлежит частным лицам (США, Италия); смешанные, часть капитала принадлежит государству, часть – частным лицам (Бельгия).

Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные Министерству финансов. В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральны банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа. [10, стр. 230–231]

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. определены цели деятельности Банка России (ст. 3) [2]:

1. Защита и обеспечение устойчивости рубля;

2. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения целей Банк России выполняет следующие функции (ст. 4):

1. во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5. устанавливает правила проведения банковских операций;

6. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами. Посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнения бюджетов;

7. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11. осуществляет самостоятельно или по поручение Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13. определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами. А также с юридическими и физическими лицами;

14. устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

17. устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. Осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19. исполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Все вышеперечисленные функции банка России можно сгруппировать в пять функций, которые в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран:

1. проведение денежно-кредитной политики;

2. монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения;

3. банка банков;

4. банка правительства;

5. внешнеэкономическую. [7, стр. 69–71]

Функция денежно-кредитной политики или функция денежно-кредитного регулирования. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует, прежде всего, способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а, следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

Суть в том, что имеется определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следовательно, вызывает необходимость увеличения обязательных резервов. Уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности подержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы (то есть сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты.

Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы.

Функция монопольной эмиссии банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами. Банкноты и монеты являются единственным законным средством платежа на территории РФ.

Функция банка банков. В отличие от коммерческих банков, центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки. Последние выступают как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, то есть их кассовые резервы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, то есть кредитором на крайний случай.

Являясь «банком банков», центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных систем, служит расчетным центром банковской системы.

В большинстве стран центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью подержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Основные направления надзора и контроля центрального банка над коммерческими банками следующие: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление норматива обязательных резервов и системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.

Функция банка правительства. Независимо от принадлежности капитала центральные банки тесно связаны с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.

Центральный банк кредитует государство, консультирует Минфин по вопросам размещения и погашения государственных займов, определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации, управляет государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления госдолгом: покупает и продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность; изменяет условия продажи; различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

Внешнеэкономическая функция. Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, он одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействуя на уровень ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки для выполнения им своей важнейшей функции – функции денежно-кредитного регулирования. [10, стр. 231–241]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: