Экономический потенциал Южного Федерального округа




Ю́жный федера́льный о́круг - административное формирование на юге европейской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Указом Д.А. Медведева от 19 января 2010г. из его состава выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск.

На западе округ имеет с Украиной сухопутные и водные границы, на востоке - с Казахстаном. На юге граничит с Абхазией и с Северо-Кавказским федеральным округом.

На востоке федеральный округ ограничен Каспийским морем, на западе - Азовским и Чёрным морями.

Южный федеральный округ (после выделения из него Северо-Кавказского федерального округа) включает 2 республики, 3 области и 1 край. Его площадь - 416 тыс. 840 кв. км.

В состав округа входят: Республики – Адыгея, Калмыкия; Краснодарский край; области – Астраханская, Волгоградская, Ростовская.

Основными направлениями внутрирегиональной политики в масштабе Юга России является интеграция: общерегионального экономического, рыночного пространства, путем усиления взаимодействия экономики и рынков субъектов РФ; региональных рынков и общерегионального рынка с крупным бизнесом, общероссийскими корпорациями; крупного региона и субъектов Федерации с отраслевыми и межотраслевыми комплексами (инвестиционно-строительным, аграрно-промышленным, транспортным, туристическо-рекреационным, промышленным); территорий, муниципальных структур с экономикой крупных городских центров, представляющих субъекты РФ и Северного Кавказа, всей территории Юга России.

Эти направления включают в себя также интеграцию: внутрирегиональную миграционную; финансово-банковскую, бюджетно-налоговую; государственных структур на основе федерального округа.

В основе объективных интеграционных процессов лежит развитие предпринимательства, слияние корпоративных структур, банковских организаций, возникновение регионального финансового рынка, миграция населения.

В интеграционных процессах в масштабе крупных регионов имеются как положительные тенденции, так и угрозы суверенитету, экономической безопасности, общегосударственной целостности страны.

Противоречивость интеграционных процессов в масштабе крупного региона может порождать явления сепаратизма, угрозы отделения, тенденции к автаркии вместо саморазвития в условиях единого государства и общероссийского экономического, финансового пространства.

Поэтому региональные интеграционные процессы требуется регулировать не только в интересах развития региона, но и всей Российской Федерации, ее единства и целостности.

Необходима активная промышленная, инвестиционная политика со стороны государства.

Исследования показывают, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем более развиты рыночные отношения, тем сильнее и многостороннее влияние государства на рыночные механизмы и регуляторы.

В стратегии ускоренного развития экономического потенциала Южного федерального округа и образующих его субъектов Федерации, повышения устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности необходимо усилить координацию деятельности федерального центра, структур Южного федерального округа и органов власти субъектов Федерации.

Координация регулирования и управления процессами социально-экономического развития субъектов Северного Кавказа и всего Южного федерального округа должна базироваться на интеграционных тенденциях в этом регионе и на более интенсивном вовлечении экономики отдельных субъектов Федерации в общероссийское рыночное пространство.

Важно также существенное увеличение инвестиционных потоков в этот регион из общероссийской финансово-кредитной, а не только бюджетной, системы.

Отрасли специализации:

- базовые отрасли топливно-энергетического комплекса (угольная, нефтяная, электроэнергетическое хозяйство);

- машиностроение (металлоемкое, сельскохозяйственная техника, оборудование для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности);

- химическая промышленность (химические волокна, азотные удобрения, пластмасса);

- пищевая индустрия (сахар, консервы, растительное масло, мясные и молочные продукты, вино);

- сельское хозяйство (зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахарная свекла, овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные культуры, виноград, чай, цитрусовые, табак, лен, мясо, шерсть);

- рекреационная отрасль (курортное хозяйство и т.п.).

Основные продукты ввоза в рамках экономической кооперации районов: нефть, лесоматериалы, металл, продукция машиностроения, изделия легкой промышленности, удобрения.

Основные продукты вывоза в рамках экономической кооперации районов: сельскохозяйственная продукция, продукция пищевой, легкой промышленности, цемент, уголь.

Преимуществами Южного федерального округа являются исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс развитию округа придаст проведение в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи.

Ограничениями для развития субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, являются неоднородность уровня их развития, слабая инфраструктурная обеспеченность, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов, значительная доля трудных для освоения горных территорий, угрозы проявления экстремизма и терроризма.

Перспективы развития северо-западной части округа (Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса), экономика которой специализирована на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей промышленности, транспортной логистике (с опорой на порт Тамань), а также секторах новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии).

Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятся группы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе (рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-Горячий Ключ-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс, транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс).

Для экономик субъектов РФ, расположенных в низовьях р. Волги, локомотивами опережающего экономического роста выступают, в основном, обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство.

Для Волгоградской области перспективы связаны с развитием металлургии, химии, ориентированного на производство дорожно-строительной техники машиностроения, научно-образовательного комплекса, транспортной логистики и агропромышленного комплекса.

В Астраханской области опережающими темпами будут развиваться судостроение, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, агропромышленный комплекс. С точки зрения межрегиональной интеграции и разделения труда, экономики этих субъектов РФ в силу сложившихся экономических специализаций и общей инфраструктуры интегрированы с субъектами РФ, входящими в состав Приволжского федерального округа, в большей степени, чем с другими субъектами Южного федерального округа.

Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны с переходом на современные технологии выращивания и переработки продукции в ее традиционной экономической специализации - агропромышленном комплексе.

Ключевыми условиями реализации экономического потенциала субъектов РФ, расположенных в Южном федеральном округе, выступают переход к конкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных специализаций и снятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений их развития.

На территориях субъектов РФ, обладающих богатым природно-рекреационным потенциалом, необходимо создать условия для опережающего развития туристической отрасли, что, в свою очередь, даст импульс развитию пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства коммерческой и жилой недвижимости. Для экономического подъема субъектов РФ, в которых накоплен мощный индустриальный потенциал, определяющее значение будет иметь оказание государственной поддержки модернизации их перспективных базовых отраслей с целью повышения производительности труда и производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Дополнительный базис для развития экономики округа может составить добыча и переработка ресурсов Каменск-Шахтинского золотоносного месторождения и Северо-Кавказской золоторудной провинции, охватывающей территории северокавказских республик - Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии и частично Дагестана, Тырныаузского месторождения вольфрама в Кабардино-Балкарии, титано-циркониевых месторождений Ставропольского края, месторождений антрацита в Ростовской области, месторождений поваренной соли в Краснодарском крае.

Развитие транспортной системы округа связано, прежде всего, с повышением ее связности и наращиванием пропускной способности всех видов транспортных коммуникаций.

Необходимо завершить создание единой опорной автодорожной сети без разрывов и «узких мест», восстановить международное и межрегиональное морское, речное и воздушное сообщение, что имеет принципиальное значение для развития мощного туристско-рекреационного комплекса округа.

Реализация транзитного потенциала транспортной системы округа и увеличение внешнеторгового грузооборота связаны с повышением пропускной способности железнодорожного транспорта и переходом к скоростному движению, организацией взаимодействия морского и железнодорожного видов транспорта с образованием крупных транспортных узлов на базе логистических центров и терминалов, развитием системы морских портов на Азово-Черноморском и Каспийском побережьях, Таманском полуострове, водно-транспортного сообщения между Каспийским и Черным морями и водных путей на участках международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Дунай-Дон-Волга», а также создания авиахаба на базе аэропорта г. Ростов-на-Дону.


Литература

1. Зотова А.И. Усиление финансовой самостоятельности субъектов Южного федерального округа // Материалы VII научно-практической конференции. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007.

2. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник / Главный редактор В.Л. Соколин – М.: Росстат, 2008.

3. Рощупкина В.В. Анализ финансового потенциала субъектов Южного федерального округа. - ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008.

4. Ярашева А.В. Северный Кавказ: проблемы экономической интеграции.//Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник статей. Вып. 38. -СПб.: ИПРЭ РАН, 2007.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/нефть

6. https://www.riatec.ru – сайт центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса.

7. https://www.mirnefti.ru – сайт Роснефти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: