Проповедь для произнесения в Богоявленском Соборе 21.01. 2018




 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня, в 33-ю неделю по Пятидесятнице, Святая Церковь предлагает нам для осмысления два отрывка из Евангелия от Матфея (Мф 4. 7-13) и Луки (Лк 19. 1-10). В первом отрывке говорится о выходе Христа на проповедь – на общественное служение после заключения Иоанна Предтечи под стражу. Первый призыв Христа к народу при выходе Его на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4. 17). Что значит покаяние, т. е. изменение своей жизни, раскрывается во втором сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки, в котором идет повествование о начальнике мытарей Закхее в крупном и богатом городе Иерихоне. Его имя в переводе означает «справедливость», «праведность», что является некоей тонкой иронией, состоящей в полном несоответствии имени и образа жизни его носителя.

Перед входом в Иерихон Христос исцеляет от слепоты человека по имени Вартимей. Там же, у городских ворот, находились мытари – сборщики пошлин в пользу враждебной иудеям оккупационной римской власти и ее непобедимой армии. По всей видимости, эти мытари сообщают своему начальнику Закхею о чуде исцеления, поразившем их, и теперь сам Закхей хочет увидеть Спасителя. Он был уже не молодым человеком, богатым и презираемым людьми из-за своей службы ненавистной языческой власти и богатства, собранного на слезах вдов, стариков и детей. Закхей своей преступной деятельностью достиг высшего внешнего благополучия, но при этом у него не было спокойствия и удовлетворенности жизнью. В таком состоянии человек старается все более уйти из этой реальной жизни, предаваясь необузданным порокам и страстям, а в моменты просветления и возвращения к действительности пытается напрячь все силы воли, чтобы вырваться из плена своих греховных страстей. Но без помощи Божьей это невозможно, как невозможно вытащить себя за волосы из болота. В многолюдном городе Господь, как правило, был окружен толпой людей, Закхею же человеку маленькому ростом и презираемому народом вряд ли бы удалось пройти через толпу ко Христу. Поэтому он решается на отчаянный шаг – забирается на смоковницу! Смоковница или инжир имеет острые сучья и на нее не так просто залезть, не поранившись или не разорвав одежду. Христос, проходя через Иерихон, видит на смоковнице начальника мытарей и говорит ему: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19. 5). Закхей с большой поспешностью слезает и с радостью принимает Господа. Все роптали, что Христос зашел в дом к грешному человеку. Во время трапезы, когда все по восточному обычаю ели полулежа, Закхей встает – в знак того, что он будет говорить что-то важное, и во всеуслышание торжественно объявляет: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19. 8). Т. е. Закхей, будучи человеком по своему роду деятельности грубым и корыстолюбивым, при встрече с Господом становится милосердным и милостивым и обещает отдать все свое неправедно нажитое состояние. Поэтому Христос, видя сердце Закхея, на его крайне ответственное и решительное заявление говорит, что пришло спасение дому сему, и Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19. 1-10). Таким образом, Христос за грудой греховного мусора увидел в Закхее маленькую частичку праведности, разглядел в нем исковерканный образ Божий, помог ему найти себя и вернуться к реальной жизни без греховной фальши.

Повествование о Закхее открывает нам путь к подготовительным к Великому Посту покаянным притчам о «Мытаре и фарисее»; «О блудном сыне» и «Страшном суде» и является прекрасной иллюстрацией слов Спасителя о покаянии при выходе Его на проповедь. Покаяние, по-гречески «метанойя», означает изменение ума, а значит и всего образа жизни. Смоковница – это символ покаяния. Она символизирует уход от страстей и похотей в поисках горнего, несмотря на болезненные сучья – внутренние скорби и общественное мнение, которое питает наше тщеславие. Так, чтобы увидеть Христа, нужно сделать над собой усилие, вырваться из своих страстей и греховной суеты, не боясь порицания толпы. И Христос «намерения целует» - Закхей только хочет увидеть Господа, а Он уже заходит в его дом, в дом великого грешника и спасает его.

Так, Христос, будучи настоящей нашей Реальностью переворачивает всю жизнь стремящихся к нему, возвращает нас к реальности без греховной фальши и мечтаний. Поэтому в христианстве, по словам Иоанна Лествичника, одна из главных добродетелей – трезвение, т. е. осмысленное отношение к действительности, своим силам и возможностям. Таким образом, Евангелие учит нас жить в этой настоящей жизни, не уходя в придуманные миры и фантазии. Человек же вне Бога стремится уйти из этой реальности с помощью, например, привязанности к алкоголю, наркотикам, интернету, блудодеяниям и прочих зависимостей, упиваясь своими страстями и похотями. Как пес, который лижет пилу, по словам преподобного Исаака Сирина, и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Но это путь тупиковый, уводящий нас от Бога и действительной жизни. Бог же, как истинно воплотившийся и принявший все наши скорби человеческие, учит нас не уходить от проблем нашей жизни, а учит преодолевать их и решать их примером Своей жизни здесь на земле. Христианство – это не волшебная палочка, с помощью которой можно решить все свои личные или общественные проблемы. Христианство учит нас осмысливать наши жизненные трудности, духовно развиваться, и, с помощью Божьей и молитвой в сердце трудясь, с терпением стойко встречать все, с чем мы сталкиваемся в жизни.

Так, Святая наша мать Церковь постепенно нас подводит к Великому посту – духовной Весне. Во время которой – мы подобно Закхею по призыву своего сердца можем сделать над собой усилие и вырваться из тисков наших греховных страстей, суеверий и предрассудков, невзирая на то, что скажут о нас окружающие нас люди.

Аминь!

 

Иерей Александр Безруков,

и. о. настоятеля Патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Зеленограде г. Москвы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: