Процесс голосообразования




 

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе.

Процесс голосообразования начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Когда связки размыкаются при выдохе, возникает звук.

Что такое резонаторы?

В воздухоносных полостях звуки претерпевают акустические изменения, т.е. усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние головные и нижние грудные резонаторы.

Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок (связок): верхний отдел гортани с надгортанником, глоточная, ротовая, носовая полости и придаточные пазухи.

Глоточная, ротовая, носовая полость и придаточные пазухи, формируют звуки речи, повышают силу певческого голоса и влияют на его тембр. (!)

В результате головного резонирования голос обретает "полетность", собранность, "металл". Эти индикаторы являются указателями правильного голосообразования.

Нижний резонатор (грудь) – трахея с бронхами.

Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания.

 

Рассмотрим ещё раз, строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из 3 главных частей. Это дыхательный аппарат и гортань со связками, а также резонансная область.

1ч.Дыхательный аппарат включает лёгкие (это надувные воздушные резервуары); дыхательные пути (трахея, бронхи); диафрагма (это мышца, отделяющая грудную полость от живота, она прикреплена к нижним рёбрам и позвоночнику). В состоянии покоя диафрагма поднята кверху куполом, а при вдохе она опускается, лёгкие наполняет воздух. Умение управлять ею важно для певчих. За счет активности диафрагмы у профессиональных вокалистов есть опора дыхания и певческое вибрато.

В дыхании принимают участие и мышцы брюшного пресса, они оказывают на диафрагму давление; межрёберные мышцы грудины, от сокращения их происходит сжатие грудины или расширение и вдох. Зависимо от участия определенных мышц в дыхательном движении и при пении определяют: грудное, брюшное, смешанное дыхание.

2ч.Гортань – трубка, соединяющая трахею и глотку. Она занимает часть шеи и состоит из 5 подвижных между собой хрящей, мышц. Поднятие, опускание и фиксация гортани – очень важные свойства для певчих. Все внутренние мышцы нужны для выполнения дыхания, для голосообразования. В состоянии покоя связки образуют отверстие (треугольник) - голосовую щель, посредством нее воздух проникает в легкие.

Над голосовыми связками есть ложные связки, в пространстве меж голосовыми связками есть углубления, их слизистая увлажняет истинные связки.

3ч.Резонансная область – это часть трахеи с крупными бронхами, глоточная, ротовая, носовая полость и придаточные пазухи. Назначение ее: усиление звука, создание тембра (окраска) голоса.

ПОНЯТИЕ РЕЗОНАНСА И РЕЗОНАТОРА.

Акустическим (звуковым) резонатором (просто резонатором) является любой пустотелый сосуд (или полость), наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством (атмосферой) одним или несколькими отверстиями. Т.к. воздух способен активно вибрировать, он является основой резонатора. Отличительным свойством акустического резонатора является способность «откликаться» (это резонанс) только на те колебания, которые совпадают с его резонансной частотой звука (измеряется в Гц). Так, например, если подуть в полую трубку (дудку), то в ней начнет вибрировать воздух, и образуются колебания (волны). Частота этих колебаний (а, следовательно, и высота издаваемого ею тона) будет строго зависеть от размеров дудки (или от объема воздуха, заключенного в ней). Если поставить в ряд несколько трубок разной длины, то, дуя поочередно, то в одну, то в другую можно составить мелодию. На этом принципе основано звучание абсолютно всех без исключения духовых инструментов, от флейты и гобоя до органных труб.

Резонатор, кроме того, усиливает первоначальный звук. Если совсем тихо в резонатор спеть ноту, соответствующую его резонансной частоте [Гц], то эта нота зазвучит неожиданно громко. Но это касается только этой самой ноты — на другие ноты резонатор не откликнется. В этом состоит еще одно свойство резонатора — его избирательность. (!)

Резонансной техникой голосообразования называется техника с
эффективным использованием резонансных свойств голосового аппарата с целью достижения необходимой громкости (силы), легкости, мягкости, звонкости, полётности голоса и защиты гортани от перегрузок.

Голосовой аппарат включает три основные составляющие: дыхание, гортань и резонаторы, и эффективный певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов.

Певческое дыхание играет важную роль. (!)

В соответствии с выполняемой ролью, голосовой аппарат включает:

1. Гортань с голосовыми связками. Если быть точным, то термин "голосовые связки» не совсем то, о чем мы привыкли думать, как о голосовых связках. В анатомии есть другой термин — «голосовые складки», обозначающий мышечную ткань. А сами голосовые связки состоят из особых эластичных волокон, пролегающих по наружным краям голосовых складок.

2. Дыхательный аппарат. Включает в себя легкие, трахею, бронхи и дыхательные мышцы: межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.

3. Резонаторы. Поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются — это у кого как!) в единую взаимосвязанную систему, то иногда мы будем применять термин «резонаторная система».

По расположению различают верхние резонаторы - это то, что выше гортани, и нижние - трахея с крупными бронхами.

Верхние резонаторы еще называют надставной трубкой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов самую важную роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что обеспечивает внятное произношение —артикуляцию, как певческую, так и речевую и позволяет сконцентрировать звук на выходе. (!)

Важнейший резонатор — глотка. Эта полость также весьма подвижна, изменчива по объему и по форме. (!)

Наконец, к верхним резонаторам относятся носовая полость и, так называемые придаточные пазухи носа. Это — гайморовы полости (по бокам носовой полости), основная носовая полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Они соединены с носовой полостью узкими проходами.

 

В известной теории резонансного пени я, разработанной профессором Московской государственной консерватории Морозовым В. П., условно выделяются семь взаимосвязанных функций резонаторов: энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная, активизирующая.

 

1) Энергетическая функция резонаторов состоит в многократном усилении человеческого голоса. Овладев в полной мере резонаторами, певец становится способен озвучивать большие концертные залы, преодолевать звуковую завесу оркестрового сопровождения, тесситурные трудности, и при этом без какого-либо перенапряжения и заболевания голосовых связок певца в течение многих лет профессиональной деятельности. Голосовые связки сами по себе издают очень слабый звук, что было доказано опытами на мертвой гортани с искусственным поддувом воздуха.

Неподготовленные певцы пытаются петь громче за счет напряжения всей гортани и зажимают связки. Воздух буквально продирается через такие зажатые связки, травмируя их и такое «горлопение» приходится часто слышать вокруг себя.:(

Энергетическая функция резонаторов состоит и в придании звуку «полетности». «Полетность» - это способность голоса распространяться на более длинные дистанции с меньшими потерями силы звука. Для того чтобы голос стал полетным у певца должно появиться ощущение «близкого звука», появляющегося благодаря особой организации резонаторной системы певца. «Близкий звук» - это ощущение звука как бы вне голосового аппарата. «Звук под носом», как образно выразился И. Козловский. У слушателя такой звук будет вызывать ощущение, что певец находится где-то рядом, а не на далекой сцене. Многие годы проходят в упражнениях, пока голос вокалиста становится полетным.

 

2) Генераторная функция резонаторов состоит в том, что не связки, а именно резонаторы заставляют звучать голос. Именно в резонаторах слабый звук обрастает тембровыми оттенками, набирает силу и обретает полетность.

 

3) Фонетическая функция резонаторов. Человеческая речь, а тем более, человеческое пение, были бы совершенно нечленораздельными и непонятными, если бы слова не разбивались на слоги, а слоги не включали бы в себя гласные звуки. Благодаря подвижности ротовой полости человека, а также языку, способному принимать различные положения, мы можем издавать членораздельные звуки.

Как же нам удается произносить разные гласные звуки? Благодаря огромной подвижности языка, губ и нижней челюсти наш рот превращается в постоянно изменяющийся резонатор. Мы легко можем изменить объем резонатора, стоит нам чуть прикрыть рот или приподнять язык. Кроме того, изменяется путь, который воздух должен пройти. От объема и пути как раз и зависит тип гласной, которую в данный момент мы произносим.

 

4) Эстетическая функция резонаторов. Резонаторы придают нашему голосу приятную на слух тембровую окраску. Вокальная педагогика всего мира борется за эти качества всеми средствами, стремясь искоренить неприятные на слух оттенки горлового, связочного тембра.

5) Защитная функция резонаторов. Мы уже упоминали о том, как опасно петь «на связках», пытаясь усилить звук голоса одним лишь мышечным напряжением в горле. Поскольку певческие резонаторы обладают чудесным свойством усиливать певческий голос без какой-либо дополнительной энергии, а только лишь путем превращения большей части энергетических затрат певца — дыхания, мышечных усилий без сильного напряжения — в звук, можно назвать добавку в силе голоса, которую дают нам резонаторы «даровой энергией».

Наш слух организован так, что звуки одной высоты мы воспринимаем громче, чем звуки другой высоты, хотя и те и другие издаются с одинаковой мощностью. Т.е. резонаторы при правильно поставленном голосе преобразуют голос так, что он попадает в зону максимальной чувствительности слуха. Таким образом, голос вокалиста становится слышнее без дополнительного усиления.

 

6) Индикаторная функция резонаторов. Резонируя в полостях дыхательного тракта, звук вызывает у певца различные ощущения в силу сотрясения воздуха. Такая чувствительность обусловлена наличием виброрецепторов (нервных окончаний) в мышечных тканях и, особенно, на внутренних слизистых оболочках. Если приложить руку к груди, то можно явственно ощутить дрожание грудной клетки на низких нотах — это происходит благодаря резонансу звука в трахее. Другой пример — резонанс в гайморовых трубах носовой полости. По наличию или отсутствию ощущений вибрации в этой области можно сказать, попал звук «в маску» или не попал. Ощущение «маски» - одно из важнейших для профессионального певца. (!) Благодаря тому, что певец способен ощущать внутри себя эти самые «содрогания» от резонанса, он может управлять настройкой резонаторов, добиваясь их оптимальной работы. Мы не научились бы пользоваться резонаторами, если бы их не ощущали.

 

7) Активизирующая функция. При определенной оптимальной настройке резонаторной системы начинает оказываться стимулирующее воздействие на резонаторы, а также на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический характер и происходит рефлекторно, процесс запускается автоматически при оптимальной работе резонаторной системы. Иными словами, достигнув однажды определенного уровня резонанса, певец запускает механизм самоподдержки, когда резонанс берет на себя часть работы по активизации остальных резонаторов. Нужно лишь взять это знание и упорно трудиться. И кто знает, может человеческая история обогатится еще одним именем великого вокалиста:)

 

 

Упражнения для распевки

 

В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.

Немецкий педагог Ю. Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора (если растянуть мышцы вокруг носа), называемого им "золотым мостом".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: