1. Гражданско- правовая ответственность за причинение вреда. Аудиторская организация в полной мере несет ответственность за выраженное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. При неправильно выданном заключении от работы аудитора могут пострадать, как само аудируемое лицо, так и третьи лица инвесторы и кредиторы. В связи с этим пострадавшие лица могут подать на аудитора или аудиторскую компанию в суд и потребовать возмещения материального и морального ущерба, так же аудитора могут обязать оплатить услуги другой аудиторской компании за проведение повторной проверки.
2. Административная ответственность. Данный вид ответственности может применяться к аудиторам и аудиторским организациям в случае если они не предоставили в сао ежегодный отчет о проделанной работе. В качестве меры пресечения могут быть использованы либо штрафные санкции, либо письменные замечания и предупреждения.
3. Уголовная ответственность. Данный вид ответственности распространяется только на физ.лиц, в уголовном кодексе предусмотрена статья 202, которая называется злоупотребление полномочиями, частными нотариусами и аудиторами. В соответствии с данной статьей, если аудитор выдает заведомо ложное аудиторское заключение, то к нему могут применяться штрафы, арест до 6месяцев, либо лишение свободы до 5 лет, а так же могут запретить заниматься аудиторской деятельностью.
Степень тяжести наказания зависит от количества выявленных правонарушений, а также от их чистоты.
При страховании ответственности аудиторов возникают след.проблемы:
1. Высокая стоимость страховых услуг
2. Сложно доказать страховой случай
Страховым случаем признается вступившее в силу решение суда о признании ответственности аудитора.
|
Тема 3. Контроль и аудит.
1. Место аудита в системе контроля
2. Контроль качества аудита
1. Место аудита в системе контроля:
Контроль - является важной функцией любого управления.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действия в области образования, распределения и использования гос. и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально экономического развития страны. Фин.контроль можно классифицировать по следующим признакам:
1. В зависимости от субъекта контроля выделяют:
- государственный
- ведомственный
-вневедомственный
2. В зависимости от объекта:
- внутренний
- внешний
3. По форме контроля:
- ревизию
- аудит
-бухгалтерская экспертиза
Контроль должен осуществляться на каждом уровне управления без контроля не эффективны.
Гос.контроль осуществляется уполномоченными гос.органами (мин.финансов,налоговая служба, счетная палата). Гос-во контролирует, как предприятия так и физ.лиц.
контроль за деятельностью предприятий у разных субъектов имеет разное значение:
1. Контроль за коммер.организацией осуществляется с целью подтверждения правильности расчета налогов и своевременности их уплаты в бюджет.
2. Контроль за бюджетными организациями осуществляется с целью проверки правильности использования целевого финансирования, а так же за полнотой исполнения своих функций.
При ведомственном контроле ведомственные учреждения контролируют, подведомственные им предприятия.
|
Внутренний контроль осуществляется собственником предприятия или руководителем с целью определения эффективности хоз.деятельности
Основным из видов контроля является аудит, так же внутренний контроль может быть проведен и с помощью ревизионной проверки. Между ревизией и аудитом существуют, как существенные отличия так и сходства.
1.Критерии:
1.Цели
Аудит:
1.Цели | 1. Подтверждение достоверности фин.отчетности, а так же выявление недостатков фин.хоз.деят. | Выявление недостатков фхд и способствование наказанию виновных лиц |
Правовое регулирование | Гражданское право- проверка проводится на основании заключенного договора | Выделяют административное право,т.е. Отношения строятся на основании распоряжений приказов, а так же к виновным лицам может применяться кодекс об админ.правонаруш-х. |
3.Объект проверки | Все что ухудшает фин. Состояние | Все что нарушает законодательство РФ |
4. По типу правления | Горизонтальные связи | Вертикальные связи |
5. Решаемые практические ошибки | Аудит способствует привлечению новых пассивов и укреплению фин.положения | Ревизия направлена на сохранение активов и пресечение злоупотреблением |
6. Завершающие действия после проверки | Составление аудиторского заключения в двух экземпляров, а так же разработка рекомендаций по устранению ошибок | Это составление акта ревизии в трех экземплярах, а так же разработка выводов и взысканий |
7. Платности | Аудиторские услуги оДля проверяемой орг плачиваются, той орга низацией, которая была инициатором проверки и ту которую проверяют | анизации ревизионная проверка является б есплатной |
8. Критерий конфицециальностм | Требования у них предъявляются одинаковые по скольку информация о рнзультатах проведенной проверки предоставляются, только лицам непосредственно принимаашим участие в проверке | Тоже самое |
9. Методы проверки | Методы проверки в аудите и ревизии совпадают |
|
Контроль самого аудитора за своими ассистентами.
Со стороны государства контроль за аудиторской деятельностью осуществляется со стороны совета по аудиторской деятельности. Данный совет вырабатывает гос.политику регулирующую деятельность аудиторов. В рамках своих полномочий совет обязан следить за выполнением выработанной политики, так же совет ведет реестр СРАО и анализирует рынок аудиторских услуг. В большей степени гос.надзор направлен на контроль деятельности СРАО.
Если срао нарушают законодательство, то к ним могут применяться след.меры воздействия:
1. Выносится предписание устранить выявленные нарушения вынести предупреждения в письменной форме о дальнейших последствий подобных нарушений
2. Принять решения об исключении САО из гос.реестра срао в свою очередь саморегул.организации обязаны установить контроль за деятельностью аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Аудиторские организации обязаны ежегодно сдавать в сао зачеты о работе проведенной за текущий год. Кроме того сао обязано разобраться в жалобах полученных от клиентов на действие аудиторов.
Сао периодически должна проводить внеплановые проверки аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Аудиторская организация обязана осуществлять внутренний контроль за работой аудиторов.
Данная проверка и контроль могут осуществляться след.методами:
1. Личное собеседование аудитора принимаемого на работу.
2. Оценка составленного аудитором плана и программы проверки.
3. Оценка действий аудитора в ходе проверки.
4. Повторные, бесплатные аудиторские проверки в аудируемом лице.
Сам аудитор обязан контролировать своего помощника. Данный контроль осуществляется путем оценки полноты и правильности выполнения задания помощникам аудиторов в ходе проверки, а так же периодическое тестирование аудиторам своего помощника.
Тема. ЭТИКА АУДИТОРОВ.
Вопрос 1. Кодекс этики
- это свод правил поведения обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами в процессе осуществления проф.деятельности, каждая саморегулируемая организация принимает в рамках своей системы одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс проф.этики аудиторов, помимо базовых требований саморегулируемые организации в праве включать в кодекс этики доп.требования.
Этика проф.поведения аудиторов определяет нравственные и моральные ценности, которые должны быть укреплены в аудиторской сфере и которые должна использоваться всеми аудиторами без каких либо нарушений и отклонений. Нарушители этических норм подрывают доверие к представителям профессии и снижают ее рейтинг.
Кодекс этики устанавливает определенные принципы которым должны следовать аудиторы на протяжении всего периода проф.деятельности для достижения конечной цели. Цель - это проведение аудиторской проверки с высокой долей профессионализма для того чтобы обеспечить лучшие результат работы повышая при этом уровень доверия к специалисту.
В кодексе проф.этики указываются основные принципы, которыми руководствуются специалисты в ходе своей деятельности:
1. Отношение с другими представителями профессии специалистам рекомендуется периодически обмениваться опытом с другими профессионалами для повышения личного опыта, а так же для возможности перенять свою практику, какие либо особенности работы другого специалиста. Также не рекомендуется, как либо негативно отзываться о другом специалисте и комментировать его проф. И личные качества.
2. Рекламирование услуг. Реклама должна быть содержательной, но в то же время ненавязчивой и не агрессивной.
3. Технические стандарты, любой аудитор в своей работе обязан использовать стандарты аудиторской деятельности используя данные стандарты, аудитор так же повышает степень доверия профессии аудиторам и повышают престиж аудиторских услуг.