РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
ОТЧЕТ
О научно-исследовательской работе в 1 семестре
по магистерской программе:
Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
направление: 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистрант:
_________________________
курс - І, группа - 1752,
форма обучения - очная
Научный руководитель:
Шепелева Светлана Витальевна
___________________________________
Руководитель магистерской программы:
Спицнадель Владимир Борисович
___________________________________
Санкт-Петербург
201____г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема магистерской диссертации с обоснованием ее актуальности …... 3
2. План-график работы над магистерской диссертацией ………………… 8
3. Тезисы с научного семинара/круглого стола ………………….…… 11
Приложение 1: Курсовая работа на тему: «Прокуратура в странах СНГ».
Приложение 2: Курсовая работа на тему: «Освобождение от уголовной ответственности».
Тема магистерской диссертации: «Процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве».
Актуальность темы исследования. В условиях реформирования правовой системы России вопрос о месте и роли института прокуратуры в государственном механизме, о назначении и функциях прокурора в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса стали предметом острой полемики в научных, общественных кругах и властных структурах. Интерес к этой проблеме вполне понятен. Ведь, для того чтобы уяснить сущность и особенности участия прокурора в уголовном процессе нужно, прежде всего, определить место занимаемое прокуратурой в системе власти, а также ее роль в жизни общества. Вместе с тем, на данный момент отсутствует универсальный ответ на этот вопрос. Институт прокуратуры как структурный элемент государственной власти формируется с учетом обстоятельств жизни конкретного общества, специфики государства но, как правило, основываясь на общечеловечном представление о справедливости.
|
Важность глубокого и всестороннего исследования места прокуратуры в системе органов государственной власти с позиции разделения властей и их роли в системе «сдержек и противовесов» не вызывает сомнения. Но, современные конституционные модели органов прокуратуры не дают однозначного ответа на вопрос об утверждении оптимальной конструкции.
Неопределенность в вопросе статуса прокуратуры породила в научно-практических кругах России споры. Одни считают, что прокуратура должна примыкать к системе исполнительной власти, реализующей законы, другие отводят ей место в президентской структуре, некоторые предлагают отнести прокуратуру к законодательной власти. А также, существует теоретическое предложение выделить прокурорскую власть в качестве самостоятельной ветви власти. Данная проблема до сих пор не нашла своего однозначного решения.
УПК РФ побуждает переосмыслить понимание назначения и роли прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Строгое разделение сторон в уголовном процессе в соответствии с принципом состязательности обусловило отнесение прокурора к стороне обвинения на всем протяжении уголовного процесса. Однако, формальное толкование отдельными учеными принципа состязательности, сводиться только к осуществлению прокурором функции уголовного преследования, в противовес функции защиты. При таком подходе не учитываются конкретные социальные реалии, состояние преступности, потребности общества и государства в защите прав и законных интересов участников процесса в условиях построения правового государства в нашей стране. Не принимается во внимание действующий Закон «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому основной функцией прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст.1). Предметом споров продолжает оставаться и вопрос о четком разделении полномочий прокурора осуществляемых им в порядке надзора и в порядке уголовного преследования.
|
Немаловажное значение для уяснения роли прокурора в производстве по уголовным делам имеет рассмотрение факторов, обусловливающих его участие при возбуждении уголовного дела (ст. 144), так как действующий УПК РФ не наделяет прокурора такими функциями.
Введенный в последние годы судебный контроль за предварительным расследованием, безусловно, ограничил в этой сфере деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Вместе с тем, по своему назначению и характеру он не может заменить прокурорский надзор, последовательно и постоянно осуществляемый в досудебных стадиях уголовного процесса. Дискуссионным остается вопрос о соотношении прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля начальника следственного отдела за предварительным следствием, по-разному рассматривается в литературе концепция процессуального руководства расследованием.
|
Участие прокуратуры в судебной деятельности в условиях построения правового государства приобретает особо важное значение. В связи с принятием федерального закона от 29.12.2010 года № 433-Ф3, который по новому регламентирует производство в суде апелляционной и надзорной инстанции наблюдается необходимость определения как положительных, так и отрицательных моментов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере выполнения прокурором своих функций в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.
В предмет исследования входят:
- нормы, регламентирующие деятельность прокуратуры в Содружестве Независимых Государств;
- нормы уголовно-процессуального законодательства РФ современного периода;
- анализ судебной и следственной практики об уголовно-процессуальных полномочиях прокурора;
- постановления Пленума Верховного Суда РФ регламентирующие деятельность прокурора на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса;
Цели и задачи исследования. Цели данной работы заключаются в комплексном исследовании места и роли органов прокуратуры и прокурора, как участника уголовного судопроизводства, в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.
С учетом означенных целей необходимо было разрешить ряд основных задач:
1) проанализировать положение прокуратуры РФ в органах государственной власти, и сравнить ее с опытом стран СНГ;
2) дать предварительный анализ института прокуратуры в контексте различных систем права;
3) дать определение полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве;
4) разграничить полномочия прокурора осуществляемые им в порядке надзора и по уголовному преследованию;
5) выявить специфику участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса с учётом нового порядка рассмотрения дел в апелляционной и надзорной инстанции.
Методология исследования. В основу исследования положен диалектический метод познания социальных и правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности. Наряду с ним применялись такие общие и частные научные методы исследования, как сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, логический и иные современные методы исследования.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Конституционными законами, уголовно-процессуальным и другим федеральным законодательством Российской Федерации, постановлениями пленума Верховного Суда Российской Федерации, приказами Генерального Прокурора, ведомственными нормативными правовыми актами.
Эмпирическую базу исследования составили постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, а также зарубежная судебная практика государственных органов регламентирующих деятельность прокуратуры. Кроме того, в данной работе использованы данные, полученные в ходе анкетирования автором работников прокуратуры с целью решения научно-исследовательских задач в сфере реализации полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве.
Теоретическая основа работы. Проблемам осуществления уголовно-процессуальных функций прокурора уделялось внимание многими учеными-процессуалистами, среди которых С.Н. Алексеева, В.Г. Бессаробов, З.Ш. Гатауллин, Е.Н. Гринюк, К.Ф. Гуценко, С.В. Дехтяр, А.И. Долговой, Н.П. Кирилова, А.В. Петров, В.П. Рябцева, Т.Н. Самойлова, А.В. Тушев, В.Г. Ульянов и другие.
Теоретическая и практическая значимость работы: Материалы исследования могут быть полезны в дальнейших разработках этой темы. Автор в вопросе, о месте прокуратуры в системе государственных органов власти присоединился к мнению исследователей, которые полагают, что прокуратура является самостоятельным органом, не принадлежащим ни к одной из трех ветвей власти.
ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ