Занятие 3. Идем по курсу. Компас. Маяк




Психолого – педагогическая коррекционная работа в детском саду.

Важную роль в развитии дошколь­ников играет психолог, одна из задач которого — помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваиваю­щим учебного материала, соответству­ющего возрастным возможностям. Если эти трудности не являются следствием органического поражения центральной нервной системы, не имеют патопсихологической или де­фектологической природы (что уста­навливается дифференциальной диа­гностикой), то необходима психолого-педагогическая коррекция. Коррекци­онная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражне­ния по тренировке умений и навыков. Поскольку ведущая деятельность до­школьника — игра, она может быть с успехом использована для коррекции личности ребенка, развития его по­знавательных процессов.

В результате психолого-педагогичес­кого обследования и изучения меди­цинских карт нами были выявлены дети, имеющие трудности в обучении: отвлекались на занятиях, неправильно выполняли задания, не усваивали учебного содержания. После этого пе­дагогом-психологом проводились заня­тия. Отметим, что такие занятия могут проводиться и воспитателем, так как

не требуют специальной психологичес­кой подготовки.

Мы предложили детям серию заня­тий на тему «Путешествие на яхте». Яхта плывет по морю, каждый ребе­нок может стать капитаном, выбрать курс. Чтобы идти намеченным кур­сом, необходимо следить за показа­ниями приборов, особенно компаса. Есть определенные правила, как отой­ти от причала, как расходиться судам в море, как причалить. Этим прави­лам нужно подчиняться, чтобы избе­жать аварии. Помогают судам нахо­дить путь в море своим светом маяки.

Эти занятия имеют и другой смысл, который мы перед детьми не раскры­вали: в жизни каждый может стать капитаном, выбрать свой путь, но обязательно должен сверять его со своей совестью (компасом). Чтобы меньше было неприятностей, надо уметь соблюдать правила, принятые между людьми. Поможет в этом тот «маяк», который ты выберешь и заметишь сам.

В занятия были включены элементы психогимнастики, например упражне­ния, направленные на развитие

• восприятия (посещая камбуз, оп­ределяем запахи, вкус);

• памяти (что было в каюте);

• мышления (на острове спрятан клад, надо его найти — чтение схем).

Для развития воображения сначала использовались методики типа «За­кончи рисунок». Затем дети сами придумывали название для своей яхты, флаг, выбирали цвет паруса.

При сохранении предложенной формы содержание занятий может меняться в зависимости от конкрет­ных условий детского сада. Возможно изменение количества занятий по развитию определенного познаватель­ного процесса, например, уделить больше внимания развитию мышле­ния, а число занятий по развитию памяти сократить. Можно расширить тему: например, яхта подошла к волшебному городу, в котором проис­ходят различные превращения; пасса­жиры яхты (количество их также может меняться) высадились на ост­рове и т. д. Но при этом

следует сохранить все упражнения на разви­тие различных познавательных про­цессов.

Примерные конспекты занятий «Путешествие на яхте»

 

Занятие 1. Собираемся в путешествие

Цель: развивать произвольное вни­мание, зрительную память, мышле­ние; упражнять в создании в вообра­жении новых образов на основе восприятия схематических изображе­ний.

Материал: аудиокассета с записью шума моря; плакат с изображением флажков, на которых нарисованы геометрические фигуры; схематичес­кое изображение камушков разной формы; рисунок яхты, бланки — лабиринт; таблицы с геометрическими фигурами; листы с изображением контура флажков; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит». О чем эта загадка? (О реке.) (Звучит музыка — шум волн). «Послушайте: как ласково шумит море. Хотелось бы вам отпра­виться в плавание? Мы поплывем вот на такой яхте. У яхты есть паруса, но она может плыть и без парусов — с помощью мотора.

На этой картинке нарисован берег (показ схематического изображения ка­мушков разной формы). Но по берегу прошел волшебник и... все, что увидел, превратил в камушки. Что же было на берегу? Около берега стоят разные корабли, у каждого есть свой флажок (показ плаката с изображением флаж­ков). Постарайтесь их запомнить (через 30 сек. плакат убирается). Теперь возьмите листки, где нарисованы толь­ко контуры флажков, и вспомните, какие флажки вы видели». (На флаж­ках нарисованы треугольник, круг, квад­рат, прямые линии — горизонтальная и вертикальная, косая линия, зигзаг, крес­тик, ромб.)

Физкультурная пауза: «На море бывает качка. Потренируемся перед плаванием:

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем».

Воспитатель. Теперь мы заполним входные билеты. На таблицах с геометрическими фигурами надо найти только треугольники, круги, флажки. В треугольнике поставим «минус», в круге — «плюс», во флажке — «точку». (Работа детей в течение 2 мин.)

Чтобы попасть на яхту, нам надо еще пройти лабиринт. Возьмите кар­точки, и пусть каждый найдет путь к яхте (в начале лабиринта — ворота, в конце — яхта). (Работа детей в течение 3—5 мин.) Теперь к плаванию мы готовы.

 

Занятие 2. Отплытие

Цель: развивать образную память, активное внимание, понимание про­странственного соотношения предме­тов, наблюдательность, вкусовое вос­приятие, тренировать координацию рук.

Материал: аудиокассета с записью песни «Море синее»; наборное полот­но с картинками (часы, книга, ком­пас, чемодан, ваза, лампа, очки, чашка, ботинки, шляпа); картинка-не­былица; карточки с изображением рыбок, корабликов, яхт; кусочки варе­ных овощей, ложки, карандаши. Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку: «Два братца в воду глядятся, век не сойдутся». (Берега.) У моря тоже есть берега, только они очень далеко друг от друга. (Звучит песня «Море синее».)

Наше плавание начинается. Прохо­дите на яхту, вещи оставим в каюте (показ картинок на наборном полотне). Вот наши вещи, запомните их. (Кар­тинки убираются.) Скажите, что было в каюте? (Дети отвечают.) Давайте пройдем по яхте (показ рисунка яхты). Это каюты, здесь управляют яхтой — это рубка. Пол называется палубой. Кто знает, как называют кухню на яхте? (Камбуз.) А как называется повар? (Кок.) Попробуем, что приго­товил кок. (Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки вареных овощей и определяют по вкусу, какой это овощ.) Мы попробовали: картофель, морковь, свеклу, горох. Что из этого можно приготовить? (Винегрет.)

Моряки любят разные небылицы. Посмотрите, вот картинка-небылица (водолаз поливает цветы под водой). Что перепутал художник? (Дети отве­чают.)

Физкультурная пауза.

Воспитатель. Интересно в плавании. Давайте выйдем на палубу, посмот­рим, как много кораблей в море. Возьмите бланк с изображением ко­рабликов, найдите одинаковые и обведите их кружками. А вот и рыбы плещутся в глубине. Среди рисунков, их четыре, найдите такой, на котором одна рыбка плывет глубже всех (на первом рисунке три рыбки в ряд, на втором — рыбки одна над другой, на третьем — одна выше, две ниже, на четвертом — все рыбки внизу; правиль­ный ответ — рисунок 2). Следующее задание: на бланке, где нарисованы яхты и их курс, проведите внутри полоски, не отрывая карандаша от бумаги.

Занятие 3. Идем по курсу. Компас. Маяк

Цель: развивать устойчивость вни­мания, зрительную память, наглядно-образное мышление, целостность вос­приятия.

Материал: аудиокассета с записью песни «Мой кораблик»; схема с изображением курса яхты; схема «Рыбка»; компас; карточки с изобра­жением лодок и маяков; компасов; наборы геометрических фигур; пласт­массовая бутылка; чистые листы; карандаши.

Ход занятия

Звучит песня «Мой кораблик».

Воспитатель. Командир корабля — капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. Помощник капитана — штурман следит, чтобы путь корабля был безопасным. Штур­ман прокладывает курс. Вот, напри­мер, на схеме нанесен курс яхты.

Посмотрите внимательно, запомните (схема убирается). Нарисуйте, что вы запомнили. Дорог в море нет. Как же находят свой путь моряки? В давние-давние времена находили путь по звездам. Потом придумали разные умные приборы. Какой из них глав­ный? Посмотрите на таблицу (изобра­жены песочные часы, антенна, секун­домер, компас), отгадайте загадку: «Чтоб в пути не заблудиться, надо взять его с собой. Он вам очень пригодится, он укажет путь домой». (Компас.)

Физкультурная пауза.

Воспитатель. Чтобы не сбиться с курса, надо быть очень внимательны­ми. Поиграем в игру «Повтори движение». Стрелка компаса всегда показывает на север, как бы компас ни повернули. Это помогает найти дорогу (демонстрация компаса). Возь­мите листочки с изображением ком­паса и его стрелки. Наверху нарисова­ны три компаса, стрелки которых показывают вверх, вправо, вниз. Ниже нарисовано еще несколько рядов с компасами. Если сравнить их между собой, то увидим, что в компасах нижнего ряда некоторые стрелочки направлены так же, как в первом ряду, а некоторые по-другому. Посмотрите внимательно, как стрелки направлены в верхних компасах. Те­перь вам надо внимательно посмот­реть на каждый компас нижнего ряда (показ) и зачеркнуть те из них, в которых стрелки направлены так же, как в компасах верхнего ряда: вверх, вправо, вниз. (Методика П. Я. Кеэса «Тест школьной зрелости», фигурки в кружках заменены на стрелки в компасах.) Чтобы кораблям не раз­биться о скалы или подводные камни, ставят маяки (рассказ из книги И. И. Кобитиной «Дошкольникам о технике»). Возьмите листочки с рисунками ко­раблика, яхты и маяка (всего картинок три: на первойяхта ближе к маяку, на второйкораблик ближе к маяку, на третьей — суда на одинаковом расстоянии от маяка). Отметьте ту картинку, на которой кораблик нахо­дится ближе к маяку и дальше от яхты. В море плавает много разных рыб, например таких (показ схемы «Рыбка»методика В. В. Холмовской). Попробуйте из геометрических фигур сложить такую же рыбку.

Педагог подтягивает веревку, к ко­торой привязана пластмассовая бутыл­ка: «Оказывается, кроме рыб, в море и бутылки плавают. Посмотрим, что внутри?» Достает карточки с незавер­шенными рисунками и предлагает дорисовать то, что испортила вода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: