Цель: развивать зрительную и моторную память, логическое мышление, устойчивость внимания, воображение.
Материал: аудиокассета с записью голосов дельфинов и китов; плакаты с азбукой Морзе и морским семафором (флажки); карточки-бланки для кодирования; бланк для заполнения в логической последовательности недостающего изображения; карандаши.
Ход занятия
Воспитатель. Отгадайте загадку: «Когда нужен — в воду бросают, когда не нужен — вверх поднимают». (Якорь.) Для чего якорь на корабле? Чтобы стоял корабль на месте, например, если водолазы дно моря осматривают. А как корабли в море между собой разговаривают? Можно включить прожекторы и вспышками света передавать буквы: короткая вспышка — точка, длинная — тире. Эти точки и тире складываются в буквы (показ плаката). Вот самый главный сигнал, просьба о помощи (показ). Еще можно разговаривать флажками. Вышел матрос на палубу, взял в руки флажки и... да не так просто. Каждый взмах означает букву. Как руки поставил, так тебя и поняли. (Показ семафора на плакате.) Я нарисую несколько точек и черточек, запомните {знаки стираются). Сколько было точек и черточек? (Упражнение повторяется 3—4 раза.) Так разговаривают в море корабли. А животные в море разговаривают? Послушайте загадку: «Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту прячет». (Кит.) Послушайте голоса китов и дельфинов (аудиозапись).
Физкультурная пауза. Педагог показывает движение, дети должны повторить его с открытыми глазами, затем — с закрытыми.
Воспитатель. Мы знаем, как с помощью условных сигналов в море передают слова. Теперь мы сами станем радистами и закодируем наше сообщение. Возьмите бланки с геометрическими фигурами. Посмотрите на звездочку, в ней нарисована черточка (показ), а в кружке две черточки и т. д. Теперь посмотрите на первый ряд, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Теперь возьмите карточки, где нарисованы яхты. В верхнем ряду — три яхты, в среднем — тоже три, а в нижнем одной яхты не хватает. Посмотрите на все изображения внимательно, определите, какая яхта должна быть в пустой клеточке (яхты отличаются расположением парусов: парус вправо, влево, два паруса; в пустой клеточке надо нарисовать яхту с расположением паруса вправо).
|
Занятие 8. Поиски клада. Возвращение домой
Цель: развивать наглядно-образное мышление, умение использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве, развивать произвольное внимание, умение ориентироваться на образец, восприятие пространственных отношений, развивать воображение.
Материал: аудиокассета с записью песни «Чунга-Чанга» (В. Шаинский, Ю. Энтин); таблица с изображением пяти геометрических фигур; бланки-карточки с изображением домика для срисовывания; бланки для нахождения одинаковых предметов; карандаши.
Ход занятия
Воспитатель. Плавание наше подходит к концу. Мы многому научились, например, внимательно смотреть и запоминать. Давайте попробуем еще раз. Посмотрите на таблицу (показ таблицы с изображением пяти геометрических фигур).
После ответа на вопрос, что нарисовано вверху, предлагаются более сложные: «Что нарисовано внизу справа?» (После каждого вопроса таблица убирается.)
Воспитатель. Новое задание: мы ищем клад. Возьмите лист, на котором нарисована схема острова. Я вам раздам письма-схемы, как этот клад найти. Давайте вместе их прочитаем. В письме говорится, что сначала надо дойти до елки, потом повернуть к цветку. Плывем к острову (звучит музыка «Чунга-Чанга»). Смотрите, какой интересный остров. Как тут клад найти? Давайте сначала определим, какие здесь есть растения. Возьмите бланки, на которых нарисованы листья, грибы и цветы, и в каждой строке найдите одинаковые. Теперь принимаемся за поиски клада. Возьмите карандаши и нарисуйте ту дорогу, которая приведет к кладу.
|
Физкультурная пауза. Дети нашли клад, радуются и танцуют под музыку «Чунга-Чанга».
Воспитатель. Пора возвращаться домой. Каждый из вас может придумать для своей яхты название, выбрать флажок, даже цвет паруса.
Беседа с детьми на тему: какой у тебя будет флажок, парус, название яхты и т. д.
Воспитатель. Теперь отгадайте загадку: «По морю идет, идет, а до берега дойдет — тут и пропадет». (Волна.) Что мы видим на берегу? Домик. Посмотрите, какой красивый. Давайте нарисуем его. Плавание наше заканчивается, мы вернулись домой, здесь нас ждут, здесь нам рады.
Вышеизложенные методики не могут быть использованы для диагностических целей, так как мы подбирали их для коррекционной работы с детьми.
Дети, с которыми проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа, стали более заинтересованно относиться к занятиям, меньше отвлекались, у них увеличился коэффициент продуктивности умственной работоспособности, они стали делать меньше ошибок.
Список использованной литературы.
Прохорова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду. // Дошкольное воспитание № 4, 1998г. с. 45 – 52.