Работа со словарными словами
В начальной школе
Классы
Е.Н. Стеценко.
Предисловие
Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение словарных слов. За годы обучения в начальной школе ученику предстоит запомнить написание около 200 словарных слов с непроверяемыми гласными и согласными звуками и буквами. Механическое запоминание путем многократного повторения не всегда дает нужный результат. Необходим эффективный метод, который позволит детям быстро соориентироваться и вспомнить безошибочное написание словарных слов.
Особые трудности при запоминании написания словарных слов дети испытывают потому, что у них нет слуховой и зрительной опоры, которая помогла бы им запомнить написание непроверяемого безударного гласного или непроизносимого согласного звука.
Четверостишия, в которых называется словарное слово, не всегда достигают своей цели, так как ученик, называя слово не вызывает тем самым у себя в памяти его зрительный образ. Среди различных факторов, влияющих на формирование грамотности учащихся, особенно важным является фактор одновременного взаимодействия зрительной и слуховой памяти. Написанные автором четверостишия содержат именно такие слуховые и зрительные опоры.
Буква, написание которой необходимо запомнить, повторяется в других словах четверостишия так, что на нее падает при произношении ударение, и как бы подсказывает ученику, какую именно букву необходимо писать в том или ином словарном слове. Иногда такой заключительной строки нет, но подсказками являются многие слова во всех строчках стихотворения. В этих словах повторяется в качестве ударного тот слог, написание которого необходимо запомнить в словарном слове.
|
Если необходимо запомнить написание удвоенной согласной буквы, рекомендуем также использовать стихотворные рифмовки:
Такие четверостишия можно записывать в рабочие тетради. При этом ученикам дается задание найти слова с повторяющейся буквой, слогом или парами слогов и их обратить внимание на то, что именно такую букву или такой слог нужно писать в словарном слове. При этом очень важно обратить внимание детей на тот факт, что «вспомогательные» слова не являются однокоренными по отношению к словарному слову и служат только зрительным и слуховым ориентиром.
Адрес
Адр е са друзей не забывай,
Письма им почаще посылай.
Знают все ребята во дворе
Слово «адр е с» пишем с буквой Е.
Акварель
Я достану краски «А кв а рель»,
Нарисую солнечный апрель.
И запомню раз и навсегда:
В слове «акв а рель» две буквы А.
Аллея
Я гуляю в парке по а лл ее,
А вокруг звенит-поет апрель.
- Хочешь слово написать «а лл ея»?
Не забудь удвоенную Л.
Альбом
Аля купила новый а льбом,
Будет цветы рисовать она в нём.
Вот уже алая роза видна.
В слове «а льбом» напиши букву А.
Аптека
А не в а птеке лек а рство купили,
Ане лекарство в ложку налили,
Ане лекарство выпить пора,
Слово «аптека» начни с буквы А.
Багаж
Ба бушка Г а ля сдавала ба гаж –
Четыреста дв а дцать один каранд а ш.
Б а бушка Г а ля помнит всегд а:
В слове «б а г а ж» обе гл а сные – «А ».
Банан
Старый кабан скушал сладкий банан
И прохрюкал: «Вот это еда!»
|
Запомните, дети, что в слове «банан»
Мы пишем две гласные А.
Берег
Чтоб пров е рить слово «бе ре г»
Остался способ пр е жний:
Слово «бе ре г» проверяют
Словом поб ере жье.
Берёза и берёста
Запомнить это очень просто,
Запомнить это всем пора,
Что называется б е рестой
Б е рёзы бе лая кора.
Беседа
Без бе седы только бе ды,
Без бе седы нет друзей.
Очень скучно без бе седы.
Две буквы «Е » пиши скорей!
Бидон
О би делось слово «би дон» на детей.
(Дети, утешьте его поскорей.)
- Никак, - говор и т, - не запомнят он и,
Что в слове «б и дон» после «Б » буква «И »!
Билет
Слово «билет» я в тетрадке пишу,
Очень стараюсь, почти не дышу.
- Мама, скорее иди, посмотри:
В слове «билет» я пишу букву И.
Ботинки
Как у нашей у Полинки
Бо ты, бо тики, бо тинки.
Зв о нко ц о кают, блестят
С буквой «О » дружить хотят.
Болото
Бо льше на бо лото мы точно не пойдём,
Мы за сотню метров бо лото обойдем.
Т о пкое бо лото, опасное оно,
Не х о чешь в нём увязнуть,
Пиши три буквы «О»!
Валенки
Пусть ле том Ле на валенки не носит,
Пусть Ле на носит ва ле нки зимой.
Но в слове ва ле нки в любое время года
Мы букву «Е » должны писать с тобой.
Вагон
Хотите написать «ва гон»?
Совсем тут не нужна отв а га,
А только ручка и бум аг а,
И все же вспомните сперв а:
Вторая буква – буква «А »!
Восток
В о т на в о стоке с о лнце всх о дит.
В о сток для солнышка окн о.
Как сл о во пишется «в о сток»?
Конечно, в нем две буквы «О ».
Весело
В е с е ло в е т е р на с е в е р л е т е л,
В е село ветер нам п е с е нку п е л.
П е с е нка нравится мне и тебе.
|
Не забывайте писать буквы «Е »!
Вместе
Запомните, что в слове «вместе »
Все буквы пишут только вместе.
И правило второе есть:
Букв в этом слове только шесть.
Герой
Ге на-крокодил – ге рой,
За друзей стоит горой.
Друзьям поможет всегда и везде.
В слове «герой» пиши букву Е.
Гореть
Румяный Е го рка катается с го рки.
Как яблоки, щёки го рят у Е го рки.
Го рят как ог о нь на мор о зе они.
Эх, хороши ново го дние дни!
Даже гирлянды на ёлках го рят,
В слове «го рят» буква «О » у ребят.
Девочка
В о т о чень хор о шая дев о чка,
Мы вместе х о дим в кин о.
Я знаю, что в сл о ве «дев о чка»
Вторая гласная – «О ».
Дежурный
Рано д е журный в школу придет,
Цветы аккуратно в классе польёт,
Губку намочит в чистой воде.
В слове «д е журный» пиши букву Е.
Деревня
Из де рева дома в де ревне,
У де да де ревянный дом.
«Де ревня» - слово не простое:
Две буквы «Е » пишу я в нём.
Долина
Д о лина, д о лина,
Широкий простор,
Родины нашей приволье.
Слово «д о лина» нам очень легко
Проверить словом «разд о лье».
До свидания
Если сви деться хот и м,
«До сви дания» говор и м.
Вновь ув и дим мы друзей,
Будем на свидании.
Букву И пиши скорей
В слове «до свидания».
Железо
Же ня и Ле на учатся в школе.
У Же ни и Ле ны желе зная воля.
Знают желе зно всегда и везде:
В слове «желе зо» две гласные «Е ».
Жилище
Жи л жи раф в высоченном жи лище,
Ростом был наш жи раф метра три!
Не забудьте, что в слове «жи лище»
После «Ж » пишут гласную «И ».
Заяц
За я ц Я шка я сно знает,
Знает заячья семья:
Если пишешь слово «заяц»,
Третья буква в слове – «Я»
Здравствуйте
Здоро в ья, здра в ия мы всем всегда желаем
И в слове «здра в ст в уйте» две буквы «В »
Писать мы никогда не забываем!
Земляника
На по ля не – з е м ля ника.
Сколько я год! Посмотри-ка!
Хоть все земли обойдёшь,
Слаще я год не найдёшь!
Завтрак
Зав тра к на тра вке
Устроить нам по ра.
Пишешь слово «зав тра к»?
Пиши две буквы «А »!
Йогурт
Пейте, дети, каждый день
Йогурта пакет.
Будете здоровыми
Много-много лет.
Бодрыми, здоровыми на урок придете,
В тетрадке слово «йогурт»
С буквы Й начнете.
Иней
На ёлочке и ней белеет,
Блестит и сверкает на ней.
И снежные звёзды на солнце
Горят всё силь ней и силь ней.
Каблук
Ах, как Катя к а блуками,
Каблуками стук да стук!
Не забудь, что с буквой А
Слово пишется «к а блук».
Календарь
Катя и Лена взяли словарь,
Ищут, как слово писать – к а л е ндарь.
Ответ, надеюсь, известен тебе:
Через гласную А, через гласную Е.
Картофель, кастрюля, капуста
Ка ртофель с ка пустой
В ка стрюле варились
И буквою «А »
Чрезвычайно гордились.
Карандаш
На уроках он помощник наш -
Разноцветный яркий карандаш.
Ты, дружок, запомни навсегда:
В слове «карандаш» три буквы А.
Карман
На брюках у Ма ка ра два ка рмана
И два ка рмана у Ма ка ра на рубашке.
«Ка рман» - два раза пишем букву «А ».
Об этом знают даже первоклашки.
Картина
Кар пова Ка тя рисует кар тину.
Кар тина раск ра шена наполовину.
Ка тя устала, поспать ей пора.
В слове «кар тина» пиши букву «А ».
Квартира
Л я гушка- ква кушка ква ртиру купила,
Ква сом соседей своих угостила.
Ква кали гости, отведавши квас:
«Ква-ква-ква ртира у вас просто класс»!
Командир
Ко ля Ма ркин – ко мандир отряда,
На линейке он к о м а ндует как надо.
Мой совет запомнить вам легко:
В слове «командир» пишите «ко».
Комната
У Наты красивая комн а та,
Чиста и уютна она.
Запомни, что в слове «комн а та»
Вторая гласная А.
Компот
Толстый ко к и толстый ко т
Вместе кушали ко мпот.
А в ко мпоте груши, сливы.
Букву «О » не подменили?
Компьютер
Кот на компьютер запрыгнул вчера,
Мышь у компьютера прятать пора.
Слово «компьютер» пиши с буквой О,
Котик тогда не сломает его.
Коньки
Ловкие стальные ко ни
По катку меня погонят.
И удобны, и легки,
Ловко скованы ко ньки.
Корабль
К о рабль ух о дит далек о,
Растаял в синем м о ре.
В слове «К о рабль» пишем гласную «О ».
С этим я даже не сп о рю.
Костёр
Кос тя разводит кос тёр на лугу.
Кос те кос тёр развести помогу.
Ломкие сучья в кос тёр положу.
В слове «к о стёр» букву О напишу.
Котёл
Крот и кот к о тел купили,
Вкусный борщ в котле сварили.
Съели борщ, сверкает дно.
В слове «к о тёл» пиши букву О.
Крокодил
Добрый крошка-кр о к о дил
Очень кроликов любил.
В этом слове «кр о к о дил»
Две гласных О. Ты не забыл?
Кружево
Ай да Женя-кру же вница,
Золотая мастерица –
Кружево сплела уже.
После «кру» пишите «же ».
Лагерь
Л е ра с Г е рой е дут в л е тний лаг е рь
Загорать и плавать в солнечной вод е.
Л е ра с Г е рой – умные ребята:
В слове «лаг е рь» пишут букву «Е ».
Ладонь
Часто играют в ла душки с Ла дой.
Весело ла дится наша игра.
Всем грамотеям запомнить бы надо:
В слове «ла донь» пиши гласную «А ».
Ласточка
В небе ласт о чка, словно точка,
Так взлетела она высоко.
Все помнят, что в слове «ласт о чка»
Вторая гласная О.
Лебедь
Белый-пребелый леб е дь
Качался на лёгкой волне.
Запомни, что в слове «леб е дь»
Мы пишем две буквы Е.
Лестница
По с т упенькам вверх и вниз
Долго нам с т обой ид т и.
В слове «лес т ница» в т е т радке
Букву «Т » не пропус т и.
Линия
Длинную ниточку – лин и ю
Я начертил, посмотри!
Запомни, что в слове «лин и я»,
Мы пишем две гласные И.
Лопата
Ло пата ло вко трудится весь день.
Ло патой п ло тный снег сгребать не лень.
Чтоб от усердия не ло пнула ло пата,
Мы букву «О » подарим ей, ребята.
Лучше
Луч шептал в тиши лучу:
«Слушай, луч, как я шепчу,
Слушай лу чш е, слушай лу чш е».
Луч шептал в тиши лучу.
Лягушка
Пляшет и поет л я гушка
Звонко-звонко: «Ля-ля-ля!»
Голосистая квакушка
Мечтает спеть для короля!
Малина
Ма ша ма лину в лесу собир а ла.
Ма ло ма лины Ма ша нашл а.
Ма ша медведя в лесу увид а ла.
В слове «ма лина» пиши букву «А »!
Магазин
Большие неприятности у мага:
Закончилась волшебная бу мага.
Маг знает: выход у него один –
Отправиться в волшебный мага зин.
И будет бумага в твоей корзине,
Если напишешь два буквы «А » в «мага зине».
Макароны
Макар и Маша ели м а к а роны.
Полезна эта пища и легка.
Запомните, что в слове «м а к а роны»,
Мы пишем «МА », а после пишем «КА ».
Машина
Ма ма у Ма ши – водитель такси,
По пр а вилам водит ма шину он а.
А Ма ша в а м ск а жет, когда ни спроси:
- В слове «м а шина» пишу букву «А ».
Мебель
Купила бе лка ме бе ль,
Расставила в дупле.
Давайте в слове «ме бе ль»
Писать две буквы «Е ».
Месяц
Я сный мес я ц встал над садом.
На крыльце мы с я дем р я дом.
С я дем р я дом, посидим
И на мес я ц поглядим.
Медведь
Мё д решил ме дведь отведать,
Пчёл лесных пошёл пров е дать.
Теперь с досады он рев ё т:
Кусачим оказался мё д.
Молоко
Вот льётся м оло ко в ведр о,
Скорее кружку подставляй.
Когда ты пишешь слово «м оло ко» -
Три буквы «О » не забывай!
Монета
Если есть у нас м о нета,
Сразу купим эскимо.
Слово звонкое «м о нета»
Мы напишем с буквой о.
Морковь
Я плыл в м о рковном м о ре,
В м о рковной л о дке плыл,
М о рковный с о н мне снился.
Я о чень м о рковку любил.
Народ
Как стра на прекрас на на ша,
Нет страны на свете краше.
И в на роде на шем знают:
Лучше нет родного края!
А на род все уважают,
Облако
Обл а ка плывут по небу,
Обл а ка блестят слегк а.
Кто-то, видно, белым лак ом
Покрывает об лак а!
За об ла ками наблюдай,
Слог – ЛА - писать не забывай.
Огород и огурец
В о г о роде п о мидоры,
В о г о роде о гурец.
Не забыл про букву «О?
Грамотей, ты – м о л о дец!
Ошибка
Ох, ошибочки, о шибки,
Вы вредите мне давно.
Слово вредное «о шибка»
Начинаю с буквы О.
Пакет
Н а до н а м з а втра сходить в магазин,
П а ру п а кетов купить молок а.
Выпьем по кружке и ск а жем друг дружке:
- В слове «п а кет» пишем гласную «А ».
Пальто
Па па и Па ша па льто поку па ли.
Па па и Па ша купили па льто.
Б а бушке с м а мой па льто показали,
Б а бушка с м а мой сказали: «Не т о »!
Парад
П а ра за п а рой, п а ра за п а рой
Мы маршируем вперед и назад.
П а ра за п а рой шагаем недаром.
Завтра наш первый школьный п а рад!
Пассажир
Две буквы С уселись в самолёт
И па сс ажирами отправились в полёт.
Взлетели до заоблачных небес.
Ты в слове «па сс ажир» пиши две буквы С.
Петух
Пе тя, Пе тя, Пе тушок
Пе л нам пе сню на зар е,
Пе тушиный пере пе в
Вс е х разбудит во двор е!
Песок
Пе гий пё с зарыл в пе сок
Хл е ба б е лого кусок.
Пё с ув е рен – два куска
Вырастают из пе ска!
Пенал
В е село Пе тя в школу шагал.
В портф е ле у Пе ти новый пе нал.
Пе те теп е рь не к лицу забывать
В слове пе нал букву «Е » написать!
Платок
У Ла ры п ла ток и у Ла ды п ла ток,
Узор на п ла тке – красот а!
Как будто на небе в п а смурный день
Р а дуга вдруг расцвел а!
Пловец
Ло вкий п ло вец по реке проплывал.
Ло вкий п ло вец даже п ло т обогнал.
Ло вкий п ло вец уплывёт далек о.
В с ло ве «п ло вец» напиши букву «О ».
Пшеница
Ученикам и ученицам
Ше пчет, шелестит п ше ница:
- Не забудьте, что во мн е
Тр е тья буква – буква «Е ».
Посуда
Маме я верный по м о щник давн о –
М о ю на кухне по суду.
В слове «п о суда» гласную «О »
Я никогда написать не забуду!
Праздник
Д ома в праз д ник не си д и,
А из д ома выхо д и.
Целый д ень хо д и, гуляй,
Букву «Д » не пропускай!
Простуда
Я давно простыл, это просто пр о студа.
Просто пр о студа взялась ниоткуда.
Теперь не пойду я ни в цирк, ни в кино.
Слово «пр о студа» пиши с буквой О.
Работа
Мы ра но вст а ли,
Мы ра ботали весь день,
Мы ра ды, что ра ботать нам не лень.
Но все же мы ра ботаем с ут ра
И отдохнуть нам все-таки по ра.
Ракета
Ра к ра кету смастерил,
Прямо в речку запустил.
Ра ки крикнули: «У ра!
В космос нам лететь по ра!
Мы ра кету с буквой «А »
Запускать будем с ут ра.
Рисунок
Ри сунки у Ри ты п ри ятны для глаза.
Ри та ри сует, иди, посмотри,
И ри сов синих полную вазу.
В слове «ри сунок» пиши букву «И ».
Рябина
Я рко р я бины кисти гор я т,
Я рче, чем я сная в небе зар я.
Р я бь золотая в глазах от р я бины.
В слове «р я бина» пиши букву «Я ».
Салют
Художник кр а сками картину напис а л.
На ней с а лют сверкает в небес а х.
Как будто а стра в небе расцвел а.
«С а лют» мы пишем только с буквой «А ».
Сапоги
Са ша са м решил почистить са поги.
Ну, а ты немного Са ше помоги.
Чтобы ст а ли са поги сверк а ть,
В слове «с а поги» нам надо с «А » пис а ть.
Секрет
Все знают, как писать «с е крет».
И никакой тут тайны н е т.
Изв е стно даже детвор е:
Мы пишем здесь дв е буквы «Е ».
Солдат
Сияет сол нышко, идет домой сол дат,
Медаль сияет на груди сол дата.
Вы это сл о во славное «сол дат»
Всегда пишите с буквой «О », ребята.
Сахар
В С аха ре жить не с аха р,
Т а м стр а шная ж а р а.
Дав а йте в слове «с аха р»
Пис а ть две буквы «А ».
Сверкать
От радости глаза у Све ты засверкали:
«Пятёрку» е й поставили в журнале.
Букву «Е » Све та пишет ув е ренно в слове «све ркать».
Снегирь
С п е рвым сне гом, с п е рвым сне гом
Сне гири к нам прилет е ли
И на б е лую берёзу
Бахромою алой с е ли.
Совет
Как сл о во пишется «с о вет»?
Могу я т о чный дать ответ:
Вторая буква – буква «О »,
Там для друг о й буквы запрет.
Стрекоза
Бы стре е и быстрее
Стре козы в танце вьются,
Сверкают, словно стре лки,
А в руки не даются.
Стре козы всё порхают,
Про букву «Е » напоминают.
Спасибо
Меня вчера приятель спас,
Меня он спас в десятый раз.
И я его благодарю –
Ему «спас ибо» говорю.
Собака
Я сл о во «с о бака» хочу написать,
Про гласную «О » мне нельзя забывать.
Но букву зап о мнить мне о чень легк о –
Ведь сх о жа с ошейником гласная «О ».
Суббота
Б орис Б орисович в су бб оту не работал,
Б орис Б орисович в су бб оту отдыхал.
Но в слове под названием «су бб ота»
Две буквы «Б » писать не забывал.
Тарелка
Та ня та релки с та рательно мыла,
С та ли та релки у Та ни сверкать.
А в тетрадке она не забыла
В слове «та релка» «А » написать.
Телевизор
Наконец мы еле - еле
Двести серий досмотрели.
Зато мы в слове «т еле визор»
Две гласных Е не просмотрели!
Телефон
Хоть тё тя Лена и болтушка,
Но помнит и во сн е
О том, что в слове «т еле фон»
Дв е гласных буквы «Е ».
Топор
Между нами вышел сп о р:
Как же пишется «т о пор»?
А ведь известно всем давн о –
В «т о п о ре» две буквы «О ».
Трамвай
М едленно едет старый тра м вай.
- Старый тра м вай, ты м еня покатай!
- Что же, садись, м еста хватит тут все м.
В слове «тра м вай» напиши букву «М ».
Ужин
У жи н стряпают у жи.
Букву «И » скорей пиши.
В слове «у жи н» в слоге – жи –
«И » напишут малыши.
Улица
Наша у ли ца от ли чная,
Даже лучше, чем сто ли чная.
Мы на у ли це своей
Не обижаем малышей.
Урожай
В полях овес, пшеница, ро жь!
У ро жай у нас хо ро ш!
С буквой «О » его напишем,
В баранке, бублике увидим.
Хоккей
Беру я к люш к у для хо кк ея,
Удобна к люш к а и лег к а.
К огда пишу «хо кк ей» в тетрад к е,
Всегда пишу две бу к вы «К ».
Чёрный
На ч ё рном ш ё лке
Ж ё лтые пчёлки
Блестят, переливаются.
Угадай, как называются? (Зв ё зды)
Шёл и шёлк
Храбрый ё жик, храбрый ё жик
Ш ё л по ш ё лковой траве.
Храбрый ё жик, храбрый ё жик
Н ё с леп ё шку в рукаве.
Храбрый ё жик, храбрый ё жик
Говорил мне: «Не спеши,
Ты в словах и «ш ё л», и «ш ё лк»
Только букву «Ё » пиши.
Шоссе и шоколад
Иду я по шо ссе, кусаю шо колад.
Мне очень хоро шо, я шо коладу рад.
А почему же мне сегодня хоро шо?
А потому что в словах «шо ссе» и «шо колад»
Слог «шо » пишу я с гласной «О ».
Щенок
Забился в щель щ е нок мой глупый,
Его выманиваю супом.
Поднимет быстро настроенье
Щ е нку такое угощенье.
Ягода
Мы в саду каких уг о дно ягод наберём.
Мн о го я год – целое ведр о.
А когда мы в шк о лу о сенью пойдём,
Слово «яг о да» напишем с буквой «О ».
Язык
Я лениться не привык,
Я учу родной язык.
Вам советую, друзь я:
«Я зык» пишите с буквой «Я ».
Четверостишия с сочетаниями «ОРО», «ОЛО»:
И с оро ка, и в оро на,
В оро бей и с оло вей
Написать две буквы «О »
Дружно просят всех детей!
Вдаль бежит, спешит д оро га.
В г оро д мы приедем ск оро.
И колёса у машины –
Словно сочетанье «ОРО ».
Спит к оро ва на с оло ме.
Ах, какая благодать!
Не забудьте сочетанья
«ОРО », «ОЛО » написать.
К оло кольчик, к оло сок
Привяжу за поясок.
В к оло тушку к оло чу,
Дятла тукать я учу.
Из леса я домой вернусь,
Слова с «ОЛО » писать научусь.