Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Актуальность проделанной курсовой работы состоит в том, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. При этом особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
В настоящее время намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума, при этом увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
|
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. Отсюда же вытекает цель моей курсовой работы – анализ авторских систем обучения.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационых технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и было проведено данное исследование.
|
К сожалению, в силу ограниченности объема курсовой работы в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные авторские системы обучения прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Эти аспекты могут составить тему другой курсовой работы.
Глава 1. Идея авторской системы обучения
Идея авторской системы обучения очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами. Так и авторская система обучения: это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя, своих учеников. Авторы систем, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали свою систему, свою школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалом для других. Колония Макаренко – это авторская школа, школа Сухомлинского – авторская, Дом ребенка Корчака – авторский. Неповторимые системы, которые стали примером для многих.
В этом и загадка авторства. Чтобы люди захотели сделать что-то подобное твоему, надо обязательно сделать то, чего до тебя не существовало.
Зарождение авторских систем обучения началось в середине восьмидесятых годов. В то время и подумать было нельзя о том, чтобы школы были не едиными, не одинаковыми. Школы могли быть хорошими или плохими. Но разными они быть не могли ни в коем случае.
|
Самая большая трагедия российского образования в том, что не успевают укореняться инновации. Они сметаются новыми придумками, не доживая до того, чтобы стать традицией. За прошедшие годы педагогам-новаторам удалось столько наработать и напридумывать, что теперь перед ними стоит совершенно особая задача: придать устойчивую форму всем этим изобретениям.
Наступили годы становления форм, они сменили годы реформ. Плохо ли, хорошо ли, но время реформ завершилось. Что успели, то успели, чего не успели – стоит только сожалеть. Но время, отведенное на образовательные реформы, прошло.
Но все-таки, а что такое собственно авторская система обучения? Говорят, об этом написаны диссертации и даже есть такая глава в педагогической энциклопедии. Есть даже образцовые описания авторских школ. Но на мой взгляд, само понятие «авторская система обучения» еще не сформировалось, не устоялось, и чем больше будет на эту тему разных суждений, тем лучше.
По моему мнению, весь смысл авторской системы: не просто по-другому устроенный учебный план, с большим количеством часов на математику, например, или на языки. Другое мировоззрение, другой дух и уклад школы, другое (не более глубокое, а другое) содержание образования. Я уверенна в том, что школа может стать другой сама по себе, а не вследствие глобальных изменений в системе образования.
Парадокс авторской системы обучения в том и состоит, что невозможно построить совершенно другую школу внутри практически не меняющейся системы образования. Так не бывает!
В России сформировалось устойчивое инновационное сообщество. Оно, правда, пока не стало сетью, и слишком много времени упущено, и это уже опасно, что сообщество никак не оформлено и не имеет поддержки, но об этом чуть позже.
Авторство стало для российского образования нормальным и устойчивым. Правда, намерение создать свою авторскую систему обучения – это только намерение, и на самом деле авторских систем не так много. В реальности. Но в головах многих учителей живет образ своей авторской системы обучения.
«Авторская система обучения» – понятие по нынешним временам широко известное. За десять лет существования идеи вариантов таких систем набралось столько, что хватило бы на целую энциклопедию: школа диалога культур В.Библера, школа-лаборатория Е.Ереминой, школа искусств Д.Лебедева.
Переходя ко второй главе моей курсовой работы, мне хотелось бы уточнить – тема моего исследования – авторские системы обучения – но так как это достаточно обширное понятие и систем существует множество, то я буду рассматривать лишь некоторые из них, которых, на мой взгляд, характеризуются одним общим понятием – идея погружения. И описывая различные системы, я буду показывать не методику проведения уроков по данной системе, а саму идею данной авторской системы обучения.
Идея вальдорфской школы
Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – в эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной школы, “школы для всех людей”, в основу которой должна быть положена идея общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего “должна ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей одинаковы”, а не на сословное деление общества. Она должна опираться на целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей идеей вальдорфской школы.[9]
Идея классного учителя, несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики. Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом человеке.
Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики подарил миру школу, ориентированную на “законы развития человека, которые у всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская голова, но и руки, и сердце, стала центральной идеей вальдорфской педагогики.
Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном развитии может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный, неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может осуществляться только тогда, когда “опыт, полученный в конкретном преподавании, будет вливаться также и в управление”.[10]
Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в управлении и жизни школы – еще одна отличительная черта вальдорфских школ.
Ключевым системообразующим словом, относящимся к структуре управления школой вальдорфского типа, является не демократия, а именно самоуправление. Ведь далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах решающим является профессиональная компетенция. Не является системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель работает не один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия, иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному, и на учительской конференции каждый рассказывает о нем, что с ним в данное время происходит, какие у него способности, какие трудности. Это называется феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка. Учитель старается изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с этим образом, полученным в результате такого обсуждения. Содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.
Структура самоуправления – это не пирамидальная, иерархическая конституция, а горизонтальная система взаимосвязей и сфер ответственности.
Принцип творческой автономии учителя – важнейший принцип вальдорфской педагогики. Учитель, постоянно оглядывающийся на предписания извне, дрожащий перед очередной комиссией или контрольной, не в состоянии выполнять своих прямых обязанностей – осуществлять полноценный образовательный процесс, понимаемый в нашей стране как обучение плюс воспитание. Учитель, поставленный в жесткие рамки, вынужден работать, ориентируясь на формальные достижения. В результате в качестве его работы не могут не возникнуть проблемы. Тогда мы начинаем искать выход из сложившегося положения тем, что передаем “воспитание” в руки еще одного “специалиста” – воспитателя. Однако настоящий учитель не может не быть и воспитателем. Воспитывающая функция присуща всем предметам в той или иной степени. Было бы роковой ошибкой дробить единый образовательный процесс по разным ведомствам. Выход – вальдорфская идея классного учителя, педагога-мастера, обладающего значительной степенью автономии и свободы в своей работе. Нужно сделать все, чтобы учитель мог стать мастером в своей профессии, и затем строить отношения с ним на основе доверия, что, конечно, не отрицает разумных форм контроля и самоконтроля учителем своей работы.
Дети приходят в вальдорфскую школу. Жизнь становится и похожей, и непохожей на прежнюю. Перед уроком учитель здоровается с каждым ребенком за руку. Затем – ритмическая часть. Дети читают стихи, поют, в некоторых школах играют на флейте. Чтение стихов сопровождается жестами, выражающими образную и ритмическую ткань стихотворения.
На ритмической части, которая продолжается в младших классах до получаса, могут найти выражение многообразные формы творческой активности детей, связанной со словом и движением. Опытный вальдорфский учитель может поднять ритмическую часть на уровень настоящего искусства.
Затем следует основной урок. Р.Штайнер делил все предметы на имеющие в себе логическую связь и требующие постоянных упражнений. Поэтому в вальдорфской школе общеобразовательные предметы преподаются в течение периодов от 3 до 5 недель. Это называется “главный урок”. Завершается он свободным рассказом учителя, материалом для которого служат народные сказки, басни и легенды (жития святых), библейские сюжеты и мотивы мифов народов мира. Остальные уроки ритмически меняются в течение недели. Это два иностранных языка, рукоделие и музыка, занятия искусством и закрепление всего того, что требует дополнительных упражнений.
Праздники, фестивали, выставки, разнообразные кафе и театральные постановки – неотъемлемая часть школьной жизни. Им посвящается вторая половина дня.
Есть еще нечто важное, на что обращал внимание Р.Штайнер. Он выделял предметы и культурные области, которые глубоко связаны с существом человека и мира, и другие, которые являются сугубо человеческими договоренностями. Например, речь и пение связаны с существом человека, в то время как знаковое выражение речи – письмо, чтение – является лишь поздним продуктом культуры.[11]
Все формальное, искусственное чуждо душе ребенка, и взрослые в вальдорфской школе стремятся оживлять неживое. Для этого они нашли много конкретных форм, главная из которых – принцип художественной образности. Так, из истории и картинки-образа возникает буква или цифра. Перекидывается мостик от того, что идет изнутри ребенка, к тому, что требует от него жизнь.
В младшем школьном возрасте, как считают вальдорфские педагоги, ребенок по-человечески привязывается к своему учителю. Между ними устанавливается естественная внутренняя связь. Дети во многом следуют за любимым и авторитетным взрослым. Эта потребность сохраняется вплоть до 12–14 лет. Поэтому важно, чтобы у ребенка был взрослый помощник и друг. Таким другом может стать классный учитель.
Вальдорфцы считают, что только с наступлением подросткового периода у детей проявляется импульс к самостоятельности при объективной неготовности к ней. Вальдорфская школа идет навстречу этим внутренним потребностям подростков и молодых людей. В школьном расписании появляются новые предметы. Начинается настоящая социализация и дифференциации обучения в специальных группах, проектной работе и социальной практике. В этот период школа пытается помочь своим ученикам активно, сознательно и ответственно относиться к собственной жизни.
Заключение
Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный момент становится как бы антитезой требованиям, предъявляемым к школе извне, со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о том, что время, проводимое ребенком в школе, и – шире – весь период детства и юности – лишь только подготовка к жизни, но сама еще не есть полноценная жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно. Важно, чтобы он был приспособлен к жизни в обществе – в таком обществе, каким мы его себе представляем в данный момент времени; при этом наша точка зрения может быть весьма ограниченной или даже совсем ошибочной.
Установка на будущее влечет за собой не только обеднение жизни детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества – ведь родители являются членами того самого общества, для жизни в котором мы готовим наших детей в школе. Вместо того чтобы жить с детьми полноценной и интересной жизнью – взрослые ведут с детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали требованиям, выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким образом, возникает порочный круг, в котором все – и взрослые, и дети – готовятся к будущей жизни, которая, во всяком случае в этом предполагающемся виде, никогда не наступит.
Школа должна быть сориентирована на потребности и проблемы конкретных детей и идти от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить полной жизнью. Такая школы выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных полноценных людей и тем самым выполнит свое подлинное общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития общества и культуры.
По-настоящему плодотворной работа школы сможет быть только тогда, когда учителя будут исходить в своей работе из потребностей в развитии конкретных детей в каждый конкретный момент развития. Для этого необходимо, во-первых, дать учителю ключ к пониманию природы ребенка, детства, научить его мастерству индивидуального педагогического действия.
Итак, в первой главе я дала обоснование самой идеи возникновения авторской системы обучения.
Во второй главе привела в качестве примера несколько идей различных авторских школ, связанных, в первую очередь, между собой идеей гуманистической направленности обучения.
По моему мнению, сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства и высоким уровнем самосознания, на первое место выходит вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Ориентация на гуманизацию образовательной среды, принципы личностно-ориентированной педагогики активизировали инновационные процессы в школе. В Законе РФ “Об образовании” прослеживается мысль о том, что роль инновационных и экспериментальных процессов в образовании очень важна, т.к. именно они закладывают фундамент образования нового типа, который должен удовлетворять потребности личности в самообразовании и общества в самоизменении.
Поэтому роль авторских систем обучения в современной жизни России очень велика – следовательно, каждая система имеет право на жизнь, ибо она строит наше будущее.