Формы умственной отсталости.
Умственная отсталость характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности (в большей степени логического мышления), вследствие органического поражения головного мозга. Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
В зависимости от времени возникновения интеллектуального дефекта выделяются две формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.
При олигофрении имеет место раннее (до трёх лет) недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными факторами или неблагоприятными факторами социальной среды, воздействующими в пренатальный период развития, во время родов или в течение первых трёх лет жизни.
Олигофрения (от греч. olygos— малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. (Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э.Крепелином).
При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Действия вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями.
Для олигофрении характерно:
- тотальное недоразвитие всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактно-логических форм мышления;
- интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями общей моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.
У детей с олигофренией темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции произвольности и логичности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения.
В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) выделяют 3 степени умственной отсталости:
1. Дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
2. Имбецильность — глубокая умственная отсталость;
3. Идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
Формы умственной отсталости (по МКБ-10):
1. Легкая (IQ в пределах 40—69);
2. Умеренная (IQ в пределах 35—49);
3. Тяжелая (IQ в пределах 20— 34);
4. Глубокая (IQ ниже 20).
Деменция (от лат.— безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.
Причины деменции:
- органические заболевания мозга при шизофрении;
- эпилепсия;
- воспалительные заболевания мозга (менингоэнцефалиты);
- травмы мозга (сотрясения и ушибы).
Задачи и средства умственного воспитания.
Задачи умственного воспитания при УО
1. Сенсорное развитие.
2. Развитие познавательной сферы.
2. Развитие устойчивости внимания и произвольной памяти.
3. Формирование восприятия, мышления и речи.
У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте без специального обучения наглядные формы мышления развиваются с большим опозданием, что, в свою очередь, задерживает развитие всей познавательной деятельности.
Средства умственного воспитания:
1 группа: неспецифические средства умственного воспитания (предметная, игровая, продуктивная деятельность, ознакомление с окружающим миром, обучение). Преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений.
2 группа: специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления. Осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у ребёнка знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.
· Сериация – упорядочивание объектов по выделенному признаку.
· Классификация (от фр. classification: лат. classis – разряд + fasere – делать) – мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями.