ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АЛЬТЕРНАТИВА




 

Мы нарисовали довольно невеселую картину происходящего в России. Увы, все, о чем мы говорили, — правда. В этом можно убедиться, если трезво анализировать происходящее, перестав подогревать себя ура–патриотическими заклинаниями о том, насколько «сильной» стала «возрождающаяся» Россия, «поднявшаяся с колен».

Мощнейшая анестезия в виде 100–долларовой нефти пройдет, и тяжелые болезни, которыми по–прежнему страдает наша страна, снова обнажатся. Мы поймем, что построенный при Путине коррумпированный государственно–монополистический капитализм латиноамериканского типа привел к процветанию только близких к Путину олигархов, а нас он привел в третий мир. Находясь в наркотическом дурмане, российское общество этого не осознает. Но когда дурман рассеется, все это станет банальной истиной.

Может быть, не будем ждать ломки и займемся строительством свободной демократической России, где граждане будут чувствовать себя в безопасности и будут иметь полноценную свободу жизни и творчества? России, построенной на законности и порядке, а не на путинских «понятиях» и коррупции. Современной и эффективной экономики на месте раздувшейся от нефтедолларов экономики–пузыря.

Может быть, пора проснуться и заняться делом?

Альтернатива путинской спячке, безусловно, есть. Прежде всего, нам необходимо понять, какая Россия нам нужна. Мы заслуживаем совершенно другой страны — современной, с устойчивой экономикой, развитой инфраструктурой, состоятельными гражданами, активно участвующими в предпринимательской деятельности, прежде всего малом и среднем бизнесе. Нам нужно, чтобы богатым в России было не только правительство и десятки близких к власти миллиардеров — нужно, чтобы в достатке жило максимальное число граждан. Чтобы люди, которые могут и хотят работать и зарабатывать, получили возможность беспрепятственно это делать.

Нам нужна здоровая Россия, граждане которой имеют право на здоровый образ жизни и качественное медицинское обслуживание. Нам нужна образованная Россия, дети которой имеют право на нормальное образование и право поступать в любые вузы, не платя взяток и не страдая от скрытых поборов «репетиторов». Нам нужна безопасная Россия, в которой не страшно жить, и риски погибнуть от рук убийц или в ДТП минимальны. Нам нужны нормальные дороги. Нужна нормальная власть, которая обслуживала бы людей, а не правила ими. Собственно, все это уже есть в десятках стран, пошедших по пути построения либеральной демократии западного типа — например, в европейских странах. Россия должна наконец стать тем, чем она заслуживает быть — успешной европейской страной с достойными условиями жизни для людей.

Рецепты построения такого общества нам ясны. Прежде всего, нужно демонтировать полицейский режим и вернуть людям человеческое достоинство. Вернуть в нашу жизнь верховенство закона, свободу слова, полноценное право избирать и быть избранными. Создать в России независимые суды — для того, чтобы обеспечить защиту закона и обычным людям, и предпринимателям. Восстановить федерализм, вернув регионам и полноценную политическую власть в виде губернаторов, избираемых прямым голосованием, и необходимые финансовые ресурсы для реализации социальных и инфраструктурных программ. Все это в состоянии изменить атмосферу в стране, подавить апатию и страх, пробудить гражданскую и деловую инициативу людей.

Нужно реанимировать системные реформы, начатые в 1997 году, часть из которых была продолжена в 2000–м. Во многом именно эти преобразования — макроэкономическая стабилизация, урегулирование долговой проблемы, снижение налогов, укрепление законодательных институтов — стали основой некоторой нормализации жизни в стране. Но сделано было катастрофически мало, а немногое позитивное было дискредитировано разгромом демократии, правовых институтов и независимых судов, сворачиванием реформ, широкомасштабным «государственным рэкетом» и отъемом собственности у предпринимателей.

Реформы нужно продолжить. Важно быстро сделать это, пока возможности позволяют. Перспективы рецессии мировой экономики отводят нам крайне мало времени для проведения реформ в относительно благоприятной обстановке. Прежде всего, пока у государства сохраняются хорошие финансовые возможности, мы обязаны тратить больше денег не на госаппарат, спецслужбы и выплаты денег Абрамовичу, как Путин, а на здравоохранение, образование, армию, дороги. За счет сокращения расходов на чиновников и коммерческие проекты ассигнования на здравоохранение и образование можно будет удвоить. Необходимо соответствующим образом перераспределить структуру бюджетных расходов.

Но тратить эти средства необходимо по уму: воровская система расходования бюджетных средств нам не нужна. К тому же тратить деньги надо не столько на текущие расходы, сколько на создание инфраструктуры будущего, проведение системных преобразований. Важно провести военную реформу, реформу системы здравоохранения (прежде всего, создав в России эффективную систему государственного обязательного медицинского страхования, обеспечивающую гражданам минимальные стандарты качественного медицинского обслуживания).

Важнейшее дело на сегодня — пенсионная реформа. Здесь придется разгребать авгиевы конюшни, оставленные Путиным. Прежде всего, необходимо создать российский Глобальный пенсионный фонд, куда будут переданы госпакеты акций крупных компаний, сверхдоходы от экспорта нефти и средства от приватизации госимущества. Доходы от инвестирования этих средств будут направляться на выплату пенсий. В дальнейшем необходимо более решительно переходить к конкурентной накопительной пенсионной системе. Эти меры позволят создать в России эффективное пенсионное обеспечение с достойным уровнем пенсий, размер которых будет составлять не ниже 40% от средней заработной платы.

России нужна современная, компактная, боеспособная, хорошо вооруженная армия. Мы уже сказали, что необходимо для того, чтобы такую армию создать — демонтировать коррумпированную и непрозрачную систему закупок вооружений для армии и на ее месте создать новую, конкурентную и эффективную. Закупать вооружения прежде всего для собственной армии, а не продавать их в другие страны. Привести в чувство российский ВПК. Перейти на комплектование армии по контракту. Обеспечить контрактников достойной заработной платой, а семьи офицеров — жильем.

России нужна современная экономика, построенная, с одной стороны, на частной инициативе и частных инвестициях, а с другой — на эффективном государственном регулировании, прежде всего антимонопольном, пресекающем монополизацию рынков. Нам необходимо наконец построить конкурентный капитализм. Пока что наши граждане в целом не имели возможности испытать преимущества одной из главных сильных сторон капитализма — конкуренции. Отдельные примеры этого были — например, в начале 2000–х годов мы все имели возможность почувствовать, как жесткая конкуренция между операторами сотовой связи привела к быстрому снижению стоимости и повышению качества их услуг.

Так могло бы быть и в остальных сферах экономики — однако уровень конкуренции в российской экономике продолжает оставаться неприемлемо низким, везде доминируют монополии крупных компаний (как правило, связанных с государством) и аффилированных с ними чиновников. Государство должно выйти из бизнеса, оставить эту сферу частному сектору. Он уже доказал свою способность инвестировать и обеспечивать рост экономики в 1999 — 2007 годах: свыше 90% экономического роста в этот период были результатом усилий частных компаний.

Государство должно создать для бизнеса нормальные условия деятельности, обеспечив защиту прав собственности и уменьшив бюрократические и монопольные барьеры входа на рынок. Бизнес должен получить работающее и предсказуемое законодательство, адекватное право на защиту своих прав и интересов в независимых судах.

Необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса, роста рабочих мест, вовлечения в деловую активность как можно большего числа людей. Нам нужно, чтобы право каждого человека работать на увеличение собственного благополучия и благосостояния своих близких было реализовано. Нам нужна не бедная и неравная, а богатая Россия, нужно, чтобы в стране наконец появился пресловутый средний класс — широкая масса достойно зарабатывающих на жизнь людей.

Сохраняющийся нерыночный сектор экономики, так и не реформировавшийся в постсоветские годы и продолжающий оставаться тяжким бременем для российской экономики, должен быть приведен в соответствие с рыночными интересами. Речь идет прежде всего об инфраструктурных монополиях в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, получающих многомиллиардные субсидии от государства. Речь идет также о ЖКХ. Сегодня эти сферы становятся главным тормозом развития экономики. С альянсом монополий и коррумпированных чиновников в этих сферах пора покончить.

Приватизация в России должна стать честной и прозрачной.

Средства от приватизации должны целевым образом направляться в государственный Глобальный пенсионный фонд. Активы, нечестно выведенные из государственной собственности в последние годы (Газпромбанк, «Газпром–Медиа», «Согаз», акции «Газпрома») необходимо через судебные процедуры вернуть в государственную собственность.

Мы не хотим спекулировать на теме «сырьевой зависимости», которая начинала муссироваться еще в программных документах КПСС. Разговоры на эту тему подогревают ложное отношение к сырьевым ресурсам как к «проклятию», хотя умное их использование может действительно привести экономику к процветанию — как в это было Австралии, Канаде, Норвегии.

Проблема не в том, что в России слишком развит природоресурсный сектор. Хорошо, что он у нас есть и работает, с ним не надо бороться. Проблема в том, что в недостаточной мере развиваются другие сферы экономики — не столько обрабатывающие отрасли промышленности (пора уже смещать свой менталитет в сторону построения постиндустриальной экономики), сколько сфера технологий, интеллекта. Для того чтобы эти сферы развивались и из России не утекали мозги, недостаточно вливать средства в нанотехнологии. Нужно, чтобы талантливые люди оставались в России, а не становились программистами–миллиардерами где–то на Западе. Для этого в России должно быть безопасно жить: в условиях, когда на улице продаются базы данных о доходах граждан, легко попадающие в руки преступников, способные люди будут уезжать отсюда.

Если мы хотим построить в России интеллектуальную экономику, нам нужно сохранить в стране мозги. Для того чтобы мозги не утекали, государство должно повернуться лицом к людям, стать человечным.

В России нужна реформа госуправления. Не очередная перекройка структуры министерств, а качественные преобразования: смена мотивации чиновников (работа на результат), масштабная смена кадров — обеспечение прихода во власть новых людей, не аффилированных с бизнесом и не зараженных вирусом прежнего бюрократического менталитета. Нужно решительно победить коррупцию: мы уже рассказывали, какими методами этого можно добиться. Очень важно расследовать аферы путинского времени и добиться наказания виновных в беспрецедентном разворовывании страны.

Нужно восстановить нормальные отношения с внешним миром. Переход к политике сотрудничества вместо конфронтации и агрессии принесет массу выгод нашей стране. Расширится круг вопросов, на которые Россия сможет полноценно влиять. Против нас перестанут выстраивать различного рода барьеры. Россияне получат возможность свободно, без виз, путешествовать по всему миру.

Вместо агрессивной и недоразвитой России мир должен увидеть другую — умную и современную Россию, такую, какой ей и положено быть. Мы можем это сделать. Вообще–то многое из необходимого для этого власти должны были сделать в 2000 — 2007 годах. Именно за упущенные благоприятные возможности мы и критикуем режим Путина.

Исправить ситуацию можно. Но сегодняшняя российская власть, которая не является ни ответственной, ни профессиональной, ни честной, для этого не годится. Нынешнее положение вещей в России может измениться только в одном случае — если россияне возьмут судьбу своей страны в свои руки. Если, как пел Виктор Цой, «дальше действовать будем мы».

 

 

ОБ АВТОРАХ

 

Борис Немцов — один из известнейших российских демократических политиков. Однако известность — не главное: Борис по праву считается одним из самых искренних и неравнодушных политиков в нашей стране, не боящийся открыто высказываться по поводу происходящего в России.

До начала политической карьеры Борис, выпускник радиофизического факультета Горьковского государственного университета им. Лобачевского, работал в области теоретической физики и астрофизики, занимаясь проблемами физики плазмы, акустики и гидродинамики. Активную политическую карьеру начал еще в конце 1980–х, борясь с планами строительства в Нижнем Новгороде атомной котельной. В 1990 году был избран в Верховный Совет РСФСР.

Б. Немцов имеет за плечами уникальный опыт государственного управления и публичной политики. В 1990–е — эффективный губернатор, пользующийся широкой народной поддержкой, четырежды завоевывавший несомненное большинство голосов на выборах в Нижегородской области. В 1997–1998 годах работал вице–премьером российского правительства, министром топлива и энергетики, и в этом качестве начинал важнейшие системные экономические реформы, в частности — реформу инфраструктурных монополий, коммунальную реформу. Автор важнейших антикоррупционных законов о госзакупках, программы предоставления жилья для военнослужащих, подготовки управленческих кадров за рубежом. Многие из предложенных им преобразований, призванных сделать Россию современным демократическим государством с эффективной экономикой, были положены в основу программы социально–экономического развития страны 2000 года, реализация которой позже оказалась провалена президентом Путиным.

В 1997 году Немцов отстоял «Газпром» в жесткой схватке с Вяхиревым и Березовским, не позволив приватизировать компанию за бесценок. Среди других важных итогов его деятельности — разработка системы упрощенного налогообложения малого бизнеса (вместе с Ириной Хакамадой), принятие правил равного доступа к трубопроводам «Газпрома» для независимых газодобывающих компаний.

В 2000 — 2003 годах Немцов возглавлял демократическую партию и одноименную фракцию в Государственной думе «Союз правых сил». В 2004–м, не попав в следующий состав Думы, ушел из политики — однако в 2007–м совершил громкое возвращение, в качестве одного из лидеров предвыборного списка партии СПС. Сказанные им впервые за долгое время в эфире государственных телеканалов слова правды о происходящем в путинской России стали глотком свежего воздуха для многих неравнодушных граждан нашей страны.

Владимир Милов — представитель новой генерации российских либеральных политиков. В свои 35 лет он уже имеет за плечами серьезный опыт государственного управления — в 1997 — 2002 годах он работал в федеральных органах исполнительной власти, всего за 5 лет пройдя путь от ведущего специалиста Федеральной энергетической комиссии до замминистра энергетики. В. Милов был одним из главных разработчиков российских энергетических реформ, призванных повысить эффективность энергетического сектора страны.

В. Милов — автор разработанной в 2002 году концепции реформы «Газпрома», направленной на преодоление нарастающего дефицита газа и предотвращение галопирующего роста цен на газ для российских потребителей. Эта концепция была отметена с порога президентом Путиным, в результате чего сегодня дефицит газа в России ощущается все острее, а цены ускоренными темпами приближаются к европейским. Милову принадлежит основное авторство принятого в 2003 году пакета законов о российской электроэнергетике, впервые создавших правовую базу для развития и реформирования российской электроэнергетической отрасли.

Добровольно покинув правительство в конце 2002 года, он стал

крупнейшим российским независимым экспертом в области энергетики, получив, кроме того, и широкое международное признание. В последние годы В. Миловв стал известен как публицист, его острые, критические статьи в таких российских изданиях, как «Ведомости», «Коммерсантъ», Газета.Ру, The New Times снискали ему славу смелого, честного и квалифицированного политика.

Пути авторов доклада часто пересекались. Оба пришли в федеральные правительственные структуры в 1997 году, период начала нового этапа российских реформ — переход от хаотичных преобразований к системным. Оба профессионально занимались проблемами энергетики, ключевыми для нашей богатой энергетическими ресурсами страны — Б. Немцов в 1997 году был министром топлива и энергетики, В. Милов в 2002 году дослужился до замминистра. Оба — ответственные политики, не замешанные в коррупции и активно боровшиеся с ней в период работы на государственной службе.

Интернет:

www.nemtsov.ru

www.milov.info

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке BooksCafe.Net

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Источник: Фонд «ИНДЕМ», «Динамика российской коррупции 2001–2005»

 

[2]Источник данных в этом и предшествующем абзаце — статьи в газете «Ведомости»: «Согаз» продали в Питер. Самый прибыльный в России страховщик достался банку «Россия», 21 января 2005 г.; «Пристроили 3% «Газпрома». «Согаз» купил компанию, управляющую резервами «Газфонда», 23 августа 2006 г.; «В надежный карман. «Газпром» передает свой банк «Газфонду», 30 октября 2006 г.

 

[3]Источник: финансовая отчетность Газпромбанка за 2005 год по международным стандартам финансовой отчетности.

 

[4]Источник: «Ведомости», «Дорогие медиа. «Газпром–медиа» может стоить $7,5 млрд.», 6 июля 2007 г.

 

[5]Источник: «Ведомости», «Почтальонов и банкиров проверят», 26 мая 2005 г.

 

[6]Источник: «Ведомости», «Русские миллиарды. Сколько стоит Джеффри Гальмонд», 5 июля 2006 г.

 

[7]Источник: финансовая отчетность «Газпрома» за 2005 год по международным стандартам финансовой отчетности.

 

[8]Источник: «Ведомости», «Сибнефть» разогрели», 28 сентября 2005 г.

 

[9]Источник: финансовая отчетность «Газпрома» за 2005 год по международным стандартам финансовой отчетности.

 

[10]Пункт 4 распоряжения президента РФ от 26 января 1993 г. № 58–рп

 

[11]Источник: финансовая отчетность «Газпрома» за первое полугодие 2007 г. по международным стандартам.

 

[12]Источник: Luke Harding, «Secretive Oil Firm Denies Putin Has Any Stake In Its Ownership», The Guardian, December 22, 2007

 

[13]Источник: «Ведомости», «Богданов доверил своим. Клерки «Сургутнефтегаза» получили в управление активы на 0,5 трлн. руб.», 3 августа 2007 г.

 

[14]Источник: «Ведомости», «Свидетель №7», 23 мая 2006 г.

 

[15]Источник: «Ведомости», «В чем подозревают Леонида Реймана. Власти оффшора нашли «неоспоримые доказательства» причастности министра информатизации и связи к фонду IPOC», 15 ноября 2007 г.

 

[16]Источник: «Черная касса Кремля», журнал The New Times, №44, 10 декабря 2007 г.

 

[17]Источник: Институт национальной стратегии. Доклад «Итоги с Владимиром Путиным: кризис и разложение Российской армии», ноябрь 2007 г.; А. Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа, «Премьер новый — проблемы старые», «Независимая газета», 21 сентября 2007 г.

 

[18]Источник: В. Литовкин, «Квартиры за счет президента», «Независимая газета», 2 ноября 2007 г.

 

[19]Источник: РИА «Новости», 22 января 2008 г.

 

[20]Источник: И. Плугатарев, «Контрактную армию штурмуют рэкетиры», «Независимая газета», 14 декабря 2007 г.

 

[21]Источник: подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)».

 

[22]Источник: Роспотребнадзор, «Государственный доклад «О санитарно–эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году».

 

[23]Источник: Роспотребнадзор.

 

[24]Источник: Е. Гурвич, «Перспективы российской пенсионной системы», «Вопросы экономики», №9, 2007 год.

 

[25]Источник: «Ведомости», «Новая победа «Юганска». Он отсудил у налоговиков 5,6 млрд. руб.», 11 октября 2005 г.

 

[26]Источник: Всемирный Банк, оценка номинального ВВП по странам мира, 1 июля 2007 г.

 

[27]Источник: The Guardian, 15 января 2008 г

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: