Терминологический минимум




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра Русского языка как иностранного

Терминологический минимум

по дисциплине

«Основы теории литературы»

для вузовского обучения

по направлению 031300.62 «Журналистика»

Гуманитарное направление

Гуманитарное направление    

 

УММО разработаны в соответствии с составом УМКД

 

УММО разработала Якимова С.И. __________________

 

УММО утверждены на заседании кафедры

Протокол №______ от «_____» _________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой __________ «_____» _________ 2011 г.


 

АНАФОРА - (греч. anaphora, букв. — вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): «Город пышный, город бедный...» (А. С. Пушкин).

АВТОР – 1) (биографич.), реальное лицо, со своей биографией, характером; 2)образ автора. Изображение автором самого себя в произведении. Иногда он лирический герой; 3)автор как субъект худ. деятельности, создатель произведения. Выстраивает реальность, систему образов.

- внешний;- внутренний;- впечатление; описание внешности через описание, оценки героя.- выделение главного, вокруг него система персонажей;

- градация.- индивидуальный с выделением деталей.- концентрический (вокруг одного действующего лица).- локальный (разрешимый);- острый;- параллелизм судеб; - противопоставление;

- психологический: наряду с внешним обликом психологического описания, которое часто описывает внешность.;- развернутый экспозиционный: портрет внешности переходит в социально-психологическую характеристику;- скрещение судеб;- спокойный;- субстанциальный (неразрешимый).- хроникальный;- экспозиционный: при 1ом появлении героя и включает подробное перечисление всех деталей внешности;

2)Предмет осмысления автором объект. 2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

АЛЛЕГОРИЯ - (греч. allegoria — иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев — сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).

АЛЛЮЗИЯ – форма межтекстуальности (с лат. «шутка», «намек»). Намек на историческое событие, бытовой или литературный факт, предположительно известный читателю. Указание знаков, образов.

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos — обратный дактилю, букв. — отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема   —); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («Там, в ночной завывающей стуже», А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

АНТИТЕЗА - (от греч. antithesis — противоположение), стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов («Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Державин).

АРХАИЗМЫ - (от греч. archaios — древний), слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления (напр., в русском языке «втуне», «наущать», «шелом»). Используются как стилистическое средство.

АССОНАНС - (франц. assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме («огромность — опомнюсь», «грусть — озарюсь»).

БАЛЛАДА - (лироэпич. жанр) – произведение драматического характера. В основе - конфликты частной жизни человека.

БАРОККО - (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве. Традиция Возрождения: Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

БАСНЯ – (эпич.жанр), нравоописательный жанр; краткое аллегорическое повествование с обязательным заключением или моралью. Действующие лица нередко заменяются животными. Краткое иносказание. Стремительное развитие сюжета. Ограниченное число действующих лиц. Мораль прямо сформулирована, вытекает из сюжета. Схожа с фельетоном.

БЕЛЛЕТРИСТИКА - (от франц. belles lettres — художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.

БЕЛЫЙ СТИХ - стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме («Борис Годунов» А. С. Пушкина), — 5-стопный ямб.

ВАРВАРИЗМЫ - (от греч. barbaros — чужеземный), иностранные слова и выражения, не полностью освоенные языком и воспринимаемые как чужеродные.

ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ – не изображается специально авторами, а упоминается героями.

ВОДЕВИЛЬ - (драматич.жанр), (франц. vaudeville, от vau de Vire — долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры), вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля — 1820 — 40-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.).

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - в силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе, свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий и посланий нач. 19 в., стихотворных комедий и драм.

ВУЛЬГАРИЗМ - слово или выражение, свойственное фамильярной или грубой речи.

ГЕРМЕНЕВТИКА - (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. В философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании» как методологической основе гуманитарных наук.

ГЕРОЙ – действующее лицо в худ.произведении, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, в определенном отношении к др.действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

ГИПЕРБОЛА - (от греч. hyperbole — преувеличение), разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови»).

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. — палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы («Вырыта заступом яма глубокая», И. С. Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль — 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

ДЕТАЛИ – намеренно повторяющиеся фрагменты для характеристики и оценки происходящего.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - языковые особенности, присущие диалектной речи, вкрапливаемые в литературный язык. Используются в качестве стилистического средства в художественных произведениях.

ДИСКРЕТНОСТЬ – (прерывистость), не весь поток времени, а выборка существенных моментов.

ДОЛЬНИК - промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов («Черный ворон в сумраке снежном», А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.

ДРАМА - (греч. drama, букв. — действие), 1)род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

ЖАНР - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения — сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический).

ЖАРГОНИЗМЫ – употребление лексики профессиональных или социальных групп.

ИДЕЯ – 1)сущность предмета, прообраз вещи; 2)отражение мира в человеческом сознании. Бытийная сущность. Процесс работы сознания; 3)(лит/вед) выраженный в произведении комплекс мыслей и чувств, принадлежащих автору.

ИНВЕРСИЯ - (от лат. inversio — перестановка), в лингвистике — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - (лат. interpretatio), истолкование смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве и литературоведении основана на принципиальной многозначности художественного образа.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – результат совместного существования художника в мире искусства (межтекстовые отношения) – свойства литературы. Это своеобразный диалог, форма межличностного общения.

ИСКУССТВО – один из способов освоения мира, представляющий отражение действительности в художественных образах.

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы.

КОЛЛИЗИИ – отношения людей, героев. Столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов.

КОМЕДИЯ – (драматич.жанр), произведение с сатирическим или юмористическим характером, с пафосом, порожденным комическим противоречием. Личность выдает себя за другую. Используется прием случайности. Показывается внутренняя несамостоятельность человека. Нравоучительна через смех.

КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio — составление, связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения.

КОНФЛИКТ – столкновение персонажей или групп персонажей. Острая коллизия.

КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen, род. п. culminis — вершина), точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо. Момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий конфликт художественный. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку (сцена «мышеловки» в «Гамлете» У. Шекспира).

КУЛЬТУРА - (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни; в более узком смысле — сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - лицо переживания, мысли и чувства, которого выражены в лирическом стихотворении, написанном от имени героя.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - творческое единство писателей какой-л эпохи, определяемое общностью: 1)идейно-эстетич. принципов худ освоения; 2)выбор тем и проблематики; 3)доминирование жанров; 4)освещение конфликтов и характеров.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – вид искусства, который является результатом словесной и художественной деятельности человека. Функции: познавательная, воспитательная, коммуникативная, семиотическая (о знаках), культурная, эстетическая.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС – историческое движение национальной и мировой литературы, развивающихся в сложных связях и взаимодействующих с литературной критикой, публицистикой, читательскими мнениями и т.п.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука, изучающая художественную литературу: ее сущность и специфику, происхождение, общественную функцию, закономерности литературного процесса. Состоит из 3 основных разделов: теория литературы — изучает своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности, структуру художественного текста (поэтика), факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода; история литературы — исследует процессы развития мировой литературы (в т. ч. смену литературных эпох, стилей, направлений), национальных литератур, творчество отдельных писателей; литературная критика — истолковывает и оценивает преимущественно современные произведения, определяет их эстетическую значимость и роль в текущей литературно-общественной жизни. Вспомогательные дисциплины литературоведения: текстология, палеография, библиография и др.

ЛИТОТА - (от греч. litotes — простота), 2) Троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»).

МАДРИГАЛ - (франц. madrigal), в 14 и 16 — нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии. С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

МАКРОНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – речь героя, куда входят целые фразы на иностранном языке.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным, массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.

МЕЛОДРАМА – (драматич.жанр), пьеса, отражающая повседневную жизнь. Повышенная эмоциональность. Острая интрига. Тенденция к морализаторству. Во Франции называли «слезной комедией».

МЕТАФОРА - (от греч. metaphora — перенесение), троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).

МЕТОНИМИЯ - (греч. metonymia, букв. — переименование), троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» — вместо «публика рукоплескала»).

МНОГОСОЮЗИЕ - (полисиндетон), такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом.

МОДЕРНИЗМ – общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». В более строгом историческом смысле — ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.

МОНТАЖ - (ЭЛИПСИС)~ – намеренный пропуск слова в предложении. Эффект монтажа, убыстрения.

МОТИВ - (франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике: простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив «увоза невесты»). Мельчайшая единица действия в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие («Раскольников убил старуху» — в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные («солнце пекло»). Повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово «вдруг» у Достоевского). Расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у М. Ю. Лермонтова).

НЕОЛОГИЗМЫ - (от нео... и греч. logos — слово), новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов или для выражения новых понятий. К неологизмам относятся и заимствования.

НОВЕЛЛА – (эпич. жанр), малое эпическое произведение. В основе описание необычного происшествия из жизни отдельного человека или анекдотический случай с острой развязкой. Как правило, 1 герой, раскрывающий черты своего характера.

ОБРАЗ – результат отражения сознанием человека окружающей действительности.

ОБРАЗ-АРХЕТИП – определенные формулы или художественные схемы, проходящие в литературе от мифологии до современности

ОБРАЗ-МОТИВ – повторяющийся в рамках творчества одного художника, выявляющий суть образа.

ОБРАЗ-ТОПОС – повторяющийся образ, выражает сознание эпохи или культуры.

ОДА - (лирич. жанр), (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.

ОКСЮМОРОН - (греч. oxymoron, букв. — остроумно-глупое), стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов («живой труп» — Л. Н. Толстой).

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ – (антропологические), вечные темы, сущность человеческого существования. Духовная сфера, природа человека. Жизнь-смерть; хаос-космос.

ОЧЕРК – (эпич.жанр),1)в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2)Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. комиксы и др.), увлечение которыми носит массовый характер. Термин введен французскими культурологами (Н. Арно, Ф. Лакассен, Ж. Тортель и др.) в конце 1960 — начале 1970-х гг. Главный признак паралитературы — высокая популярность, не зависящая от художественного уровня. Позднее термин стал применяться ко всем популярным художественным произведениям (не только литературным) в одном ряду с терминами китч, бестселлер, сублитература. Из отечественных произведений 1980-90-х гг. к паралитературе могут быть отнесены книги В. С. Пикуля, Ю. Семенова, Э. Тополя.

ПАРОДИЯ – переделка предшествующих стилей или жанров с целью осмеяния. Антижанр.

ПАФОС – содержательная или идейная эмоциональная оценка. Виды: героика, трагизм, комизм, ирония, сентиментальность, идиллия, романтика…

ПЕЙЗАЖ – незамкнутое природное пространство. Обозначение времени и места. Может служить сюжетной мотивировкой.

ПЕРИПЕТИЯ – резкая неожиданная перемена в течении действия и судьбе героев.

ПЕРСОНАЖ – герой, который вводится в сюжет для развития действия и для создания обстановки.

ПИРРИХИЙ (греч. pyrrichios), в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея («На берегу пустынных волн», А. С. Пушкин).

ПОВЕСТЬ – (эпич.жанр), в основе изображение человеческой (может быть группы людей) судьбы, данная в развитии, хроникальная достоверность. Много реальных фактов. Авторские обобщения. Характер в развитии. Расцвет – сер 20в.

ПОРТРЕТ – не только стремление автора дать представление о герое, но это и оценка, раскрытие психологии героя, времени, эпохи.

ПОСЛАНИЕ - (лирич.жанр), поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания — характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

ПОЭМА - (лироэпич.) (греч. poiema), поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).

ПРОЗАИЗМЫ – нейтральные (нестилевые) слова, относящиеся к разговорной лексике. В поэзии используется для намеренного снижения стиля.

ПРОЛОГ - (от греч. prologos — вступление), вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.

ПРОФЕССИОНОЛИЗМЫ – относятся к жаргонизмам. Для характеристики героя, среды, самохарактеристики автора.

ПАРАЛИТЕРАТУРА - совокупность разнообразных по жанрам и темам произведений (шпионские, научно-фантастические романы).

ПСИХОЛОГИЗМ – передача внутреннего состояния персонажа. (Прямое выражение чувств, самоанализ)Часто через мечты открывается человек. Через мимику, жесты, манеру держаться, форму речи раскрывается косвенная психология.

ПУБЛИЦИСТИКА - (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – после появления конфликта. Герои в разных ситуациях.

РАЗВЯЗКА - компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале — «Гадюка» А. Н. Толстого, или отсутствует вовсе — «Дама с собачкой» А. П. Чехова).

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ – разновидность устной формы литературного языка: обиходно-бытовая речь его носителей.

РАССКАЗ – (эпич.жанр), схож с новеллой, но однопроблемен. Число действующих лиц сведено к минимуму. Дается момент жизни. Герой может быть в обычной ситуации. Большое значение играют детали, авторская интонация.

РЕАЛИЗМ – Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Л. Н. Толстой.

РЕМАРКА - (франц. remarque), замечание автора текста, уточняющее или дополняющее какие-либо детали. В драматургии, театре — пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы.

РЕНИМИСЦЕНЦИЯ – (с лат. «воспоминание») небуквальное воспроизведение чужых слов, структур и образов, которые наводят на воспоминание о других текстах. Образ литературы в литературе. Диалог (чаще) 2х художников. Иногда автором эта полемика указывается намеренно (чаще в начале). Например, «Чапаев и пустота».

РЕПЛИКА - (от лат. replico — возражаю), краткое замечание, возражение, ответ. В литературе, компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого.

РИФМА - (от греч. rhythmos — складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма. Различают точные, неточные; богатые, бедные; мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая; кольцевая, перекрестная, парная.

РОД ЛИТЕРАТУРЫ – категория, обозначающая группы жанров, обладающих сходными и при том доминирующими признаками.

РОМАН – (эпич.жанр), большая форма эпического жанра, изображающая человека в сложных формах жизненного процесса. Многолинейность сюжета, отражение судеб многочисленных лиц, многоголосье. Называют эпосом частной жизни. Отражается характер времени.

РОМАНС - (лирич.жанр), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

РОМАНТИЗМ - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков — героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко — его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от франц. sentiment — чувство), течение в искусстве 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств, отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — многих тюркских, романских, и др. В русской поэзии употребительно в 17 — нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.

СИМВОЛ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета). Характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

СИНЕКДОХА - (греч. synekdoche, букв. — соотнесение), вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут» — А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ – дополнение персонажей.

СКАЗ – построение монолога героя-рассказчика, речь которого ярко индивидуализирована. Отличается от авторского. Часто носит комический характер.

СОНЕТ - 14 строф, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы). Имеет тезис, антитезис и заключение в виде синтеза.Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

СПОНДЕЙ - (греч. spondeios), в метрическом стихосложении стопа из 2 долгих слогов, по общей долготе равная дактилю; в силлабо-тоническом стихосложении — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением («Швед, русский колет, рубит, режет», А. С. Пушкин).

СТИЛИЗАЦИЯ – намеренное воспроизведение черт или свойств какого-л стиля. Чаще ученические годы писателей. Например, Гоголь – Зощенко.

СТИХ - (от греч. stichos — ряд, строка), художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые; каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих.

СТОПА – повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

СЮЖЕТ – отображенное в процессе изучения жизни осознанное и воплощенное в худ. жизни событие или система событий, в которых раскрывается конфликт или характер. Могут быть динамическими и адинамическими.

ТАВТОЛОГИЯ - (от греч. tauto — то же самое и logos — слово), сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов («истинная правда», «целиком и полностью», «яснее ясного»).

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД – принцип отношения художника к познаваемой действительности или ее пересоздание. Принципы метода: 1. Принцип творческого претворения действительности в художественную реальность. 2. Принцип эстетической оценки действительности. 3. Пр-п художественного обобщения (перевода общего в индивидуальное).

ТЕМА – Наиболее существенные компоненты в художественной структуре, аспекты формы, опорные приемы. Основной смысл, проходящий через все элементы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: