Задания для интеллектуальной викторины «Социальное ориентирование» по ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задания 1 категории
ВОПРОСЫОТВЕТЫ
| 1. Назовите Федеральный закон, установивший основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации
| «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.38
| 2. Что представляют собой социальные службы?
| Предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.45
| 3. Дайте определение понятию «трудная жизненная ситуация»
| Это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.46
| 4. В каком году г. в Амстердаме создается Институт подготовки социальных работников?
|
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.23
|
Задания 2 категории
ВОПРОСЫОТВЕТЫ
| 1.Выберите правильный ответ: Прогностическая функция по социальной работе
А) изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»
Б) прогнозирует развитие событий, процессы происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения
В) использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населению, его защиту
| Правильный ответ «Б».
Прогностическая функция прогнозирует развитие событий, процессы происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.34
| 2. Выберите правильный ответ: Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.13 № 442-ФЗ предметом регулирования называет:
А) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
Б) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
В) права и обязанности получателей социальных услуг;
Г) права и обязанности поставщиков социальных услуг;
Д) все вариант верны.
| Правильный ответ «Д»
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрайт, 2014. С.38
| 3. Выберите правильный ответ: Теория социальной работы – это:А) область знаний о закономерностях организации и совершенствовании социальной работы как практической деятельности; Б) профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общностям в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию;
В) модель помощи, которая соответствует уровню развития конкретного общества и его культуре в конкретно-исторический период;
Г) система государственного и негосударственного воздействия на человека с целью повышения культурного, материального и социального уровня его жизни;
Д) нет правильного ответа.
| Правильный ответ «А»: Теория социальной работы – это область знаний о закономерностях организации и совершенствовании социальной работы как практической деятельности;
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.28
| 4. Какого одного элемента не хватает в предложенном перечне:
Предмет теории социальной работы: закономерности, __________________--и методы функционирования и развития социальных процессов.
| Предмет теории социальной работы: закономерности, принципы и методы функционирования и развития социальных процессов.
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.30
|
Задания 3 категории
ВОПРОСЫОТВЕТЫ
| 1. Раскройте сущность Филантропии.
| Филантропия – это помощь неимущим, благотворительность; человеколюбие; неприязнь
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.62
| 2. Раскройте сущность коммуникативной функции социальной работы
| Коммуникативная функция социальной работы - установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб.
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.28
| 3. Кто относится к кадрам социальной работы?
| Кадры социальной работы – это все те специалисты, профессионалы, люди, занятые в учреждениях социальных служб, социальной защиты, труда и занятости, социального обеспечения, все те, кто оказывает помощь, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.31
| 4. Назовите показатели феномена эмоционального выгорания у социального работника.
| Феномен эмоционального выгорания у специалиста психолога или социального работника проявляется как истощение; неадекватные эмоциональные реакции; ограничение межличностных контактов; психосоматические симптомы.
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.39
|
Задания 4 категории
ВОПРОСЫОТВЕТЫ
| 1. В чем выражается Эффективность в социальной работе?
| Эффективность в социальной работе – это инструмент для исследования результативности предоставления социальных услуг населению; система ориентиров достижения конкретных результатов; соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов; фактически достигнутые и необходимые результаты социальной работы
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.53
| 2. В каких случаях допускается предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя?
| Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
а) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
б) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
в) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
г) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.87
| 3. Укажите связь между теориями и моделями социальной работы.
| Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.
Все эти модели могут быть сведены к трем группам теорий:
1. психолого-ориентированные,
2. социолого-ориентированные,
3. комплексно-ориентированные.
Анализ современных теорий социальной работы позволяет сделать вывод о том, что значительная их часть выросла из социологических концепций того или иного характера; Важно установить связь этого теоретического знания с основными направлениями практической деятельности социальных работников.
Источник: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. С.56
| 4. Назовите сходства и различия западной и отечественной теоретических парадигм социальной работы.
| Под парадигмой понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране.
Для парадигмы помощи характерно:
• доктрина помощи;
• организационные формы;
• субъект — субъекты помощи в их культурно- исторической индивидуальности;
• объект помощи.
1. В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности.
2. В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства. В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины».
3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный, т. е. прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.
4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики. Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа — в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.
5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.
Источник: Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.- М, 2001. С.5-8
|
|
Поиск по сайту:
|