Обзор основных изменений земельного законодательства, вступающих в силу в 2015 году




 

В 2015 году вступают в силу концептуально значимые изменения и вводятся новые институты земельного законодательства, такие как перераспределение земель и полномочий по распоряжению землями, являющимися государственной и муниципальной собственностью; вводятся гарантии сохранения приобретенных прав на земельные участки, титульное владение которыми не оформлено до настоящего времени; по-новому регулируются вопросы, касающиеся возникновения, осуществления и прекращения прав на земельные участки; выделяются такие этапы предоставления земельного участка, как изготовление схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предварительное согласование предоставления; уточняется правовое понятие "земельный участок" и т.д.

Формат статьи не позволяет рассмотреть многие аспекты законодательных инноваций. Вместе с тем на изменениях, которые, по нашему мнению, вводят новое правовое регулирование земельных отношений, необходимо остановиться, поскольку они направлены на разрешение проблемных правовых вопросов предоставления земельных участков гражданам, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также на стабилизацию судебной практики.

Итак, с 1 января 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1). Теперь в ст. 67 ЗК РФ сформулировано расширенное понятие государственного мониторинга земель, охватывающее не только наблюдение за состоянием земель, но и оценку и прогнозирование достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. В ЗК РФ вводятся институты плановых и внеплановых проверок, административного обследования объектов земельных отношений. При этом устанавливается защита юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от ненужного вмешательства в их хозяйственную деятельность, поскольку проводить внеплановые проверки орган государственного земельного надзора может только после согласования своих действий с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки. Изменения направлены на сохранение целевого использования земель и исключение их бесконтрольного перевода из одной категории в другую. Хочется верить, что земля, как национальное достояние, основа жизни и деятельности человека, важнейший компонент окружающей среды и особо ценная ее часть, применяемая в качестве средства производства в сельском хозяйстве, будет использоваться по прямому назначению.

Изменения, вступившие в силу с 9 января 2015 г., внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации"*(2), предусматривают возможность перераспределения установленных ЗК РФ полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частью 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(3).

С 22 января 2015 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(4). Они касаются особенностей приватизации объектов культурного наследия. В связи с закреплением на законодательном уровне понятия "территория объекта культурного наследия" внесены дополнения в подпункт 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничивающие оборот находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков музеев-заповедников.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(5), вступающие в силу с 1 марта 2015 г., имеют более принципиальное, всеобъемлющее значение. При этом в ст. 6 ЗК РФ дается правовое понятие земельного участка.

Значительные изменения вносятся в процедуру образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Смысл ст. 11.3 ЗК РФ сводится к тому, что образование земельных участков будет осуществляться только в соответствии с проектами межевания территории, утвержденными в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо с утвержденными схемами расположения земельных участков на кадастровом квартале территории, что направлено на преодоление злоупотреблений при осуществлении так называемых "точечных" застроек. Проектная документация образуемых земель на лесных участках должна содержать не только информацию о местоположении, границах и площади, но также их количественные и качественные характеристики, что немаловажно для сохранения скверов, парков и иных рекреационных зон.

Утверждение и выдача схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являлись этапами процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В новой ст. 11.10 ЗК РФ вводится правовое понятие схемы расположения земельного участка, подготовка которой будет осуществляться с учетом градостроительной документации, документов территориального планирования, к числу которых относятся генеральные планы застройки населенных пунктов и правила землепользования и застройки. Необходимость учета при подготовке схемы расположения испрашиваемого земельного участка особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков и территорий общего пользования, красных линий направлена на исключение хаотичного строительства, не только нарушающего внешний облик городских и сельских поселений, но иногда и противоречащего здравому смыслу.

Близится к завершению этап, начатый Земельным кодексом РСФСР 1991 года и направленный на закрепление за гражданами как физическими лицами основного титульного владения землей - права собственности, и исключение таких титулов, как бессрочное пользование землей и пожизненное наследуемое владение, поскольку с 1 марта 2015 г. утрачивают силу ст. 20 и 21 ЗК РФ. Вместе с тем ранее приобретенные права, несмотря на их несвоевременное переоформление, сохраняются.

Также в ЗК РФ вводится новая гл. V.1, регулирующая вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Из Кодекса исключается предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов. При этом правообладателям земельных участков, предоставленных по упраздненной процедуре, гарантируется сохранение их прав. Предусматривается новый этап - предварительное согласование предоставления земельного участка.

Впервые в одной норме, ст. 39.1 ЗК РФ, систематизируются и перечисляются все основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относятся: решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договоры аренды, безвозмездного пользования в случае предоставления земельных участков на таком праве. Ранее ст. 25 ЗК РФ закрепляла общие понятия возникновения прав на земельные участки. Введение в Кодекс ст. 39.1 имеет системное значение, поскольку в пункте 3 ст. 3 ЗК РФ разрешена принципиальная проблема разграничения сферы применения норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений. Вопрос о возможности применения норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений возник в связи с тем, что в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля признана недвижимым имуществом и земельные отношения приобрели характер имущественных отношений. Несмотря на это, как указано в ст. 3 ЗК РФ, нормы гражданского законодательства могут применяться к регулированию земельных отношений только в том случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством или специальными федеральными законами. При совершении гражданско-правовых сделок необходимо учитывать особенности земельных отношений, требующие соблюдения ряда ограничений, закрепленных в земельном законодательстве и не свойственных гражданскому праву.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ права на земельные участки могут возникать не только в результате совершения гражданско-правовых сделок, но и на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления. Такое основание возникновения права сопровождается соблюдением определенной процедуры выделения земельного участка уполномоченным на то органом и предполагает отказ в защите права при ее несоблюдении.

Преобладающим основанием возникновения прав, как права собственности, так и права заключения договора аренды, в ст. 39.3 и 39.6 ЗК РФ закрепляется их приобретение на торгах, проводимых в форме аукционов. В пункте 2 ст. 39.3 и пункте 2 ст. 39.6 ЗК РФ приводится ограниченный перечень случаев возникновения прав на земельные участки вне процедуры торгов.

Необходимость установления цены при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в порядке, установленном либо Правительством Российской Федерации, либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в собственности перечисленных публично-правовых образований, в зависимости от их компетенции закрепляется в ст. 39.4 ЗК РФ. Определяемая цена земельного участка в этих случаях не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Впервые в ст. 39.5 ЗК РФ закрепляется право ограниченной категории лиц на бесплатное получение земельного участка, что ранее регулировалось только правовыми актами субъектов Российской Федерации. Право на бесплатное получение земельного участка в собственность наряду с иными лицами получают граждане, имеющие трех и более детей, в случае урегулирования этого вопроса правовым актом субъекта Российской Федерации.

Отдельно в пункте 9 ст. 39.8 ЗК РФ оговариваются сроки заключения договора аренды земельного участка, которые в большинстве случаев составляют более трех лет. Заключение договора аренды на меньший срок возможно только в предусмотренных законом случаях, например для окончания строительства незавершенного объекта. Сроки аренды земель сельскохозяйственного назначения не могут составлять менее трех лет, что потребует их регистрации, установленной ст. 26 ЗК РФ.

Урегулирован законодателем и предполагаемый размер арендной платы, что, как представляется, приведет к стабильности и прозрачности арендных отношений. В определенных в пункте 5 ст. 39.7 ЗК РФ случаях размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может превышать размера земельного налога. Положение, исключающее преимущественное право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, введенное в пункте 15 ст. 39.8 ЗК РФ, побудит арендаторов своевременно осваивать земельные участки и начинать строительство, поскольку на новый срок договор аренды может быть заключен только при наличии условий, закрепленных в пункте 4 ст. 39.6 названного Кодекса. Вид разрешенного использования земельного участка, согласно пункту 17 ст. 39.8 ЗК РФ, приобретенного в результате торгов права аренды земельного участка, не подлежит изменению, что, безусловно, исключит нецелевое использование земель, особенно земель, относящихся к сельскохозяйственным угодьям.

Впервые земельным законодательством в ст. 39.11 ЗК РФ вводится четкое закрепление процедуры проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды. Проведению аукциона должны предшествовать: утверждение схемы расположения земельного участка, его формирование и кадастровый учет, получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, решение уполномоченного органа о проведении аукциона.

По выбору уполномоченного органа начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"*(6), или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

По результатам проведения аукциона с его победителем заключается соответствующий договор, а лица, уклонившиеся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, будут в соответствии с пунктами 27, 28 ст. 39.12 ЗК РФ включены в реестр недобросовестных участников аукциона, что исключит возможность их участия в аукционах в течение двух лет.

Более детально и с учетом современных реалий регламентируются особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение. В статье 39.20 ЗК РФ сохранено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом законодатель устранил правовую неопределенность в вопросе оформления арендных отношений правообладателями строений, расположенных на земельном участке, имевшую место в ст. 36 ЗК РФ. После 1 марта 2015 г. любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них, в соответствии с пунктом 6 ст. 39.20 ЗК РФ вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок. Уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанный договор аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

Значимыми новеллами для земельных правоотношений являются законодательное закрепление оснований обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, а также случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности.

В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд с согласия собственника такого земельного участка по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка. В этом случае собственнику, у которого изымается земельный участок, возмещается указанная разница в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.

Основанием перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, является решение уполномоченного органа о таком перераспределении.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

Положения Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(7), вступающие в силу с 1 апреля 2015 г., регулируют порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и порядок возмещения правообладателям земельных участков стоимости изымаемой недвижимости в виде земельного участка и строений, находящихся на нем.

При этом ст. 49 ЗК РФ излагается в новой редакции, ст. 55 данного Кодекса, которая регулировала указанные правоотношения, признается утратившей силу и вводится новая глава, устанавливающая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Если в пункте 3 ст. 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника и порядок определения выкупной цены земельного участка, а также порядок прекращения прав собственности, владения и пользования земельным участком при его изъятии устанавливались гражданским законодательством, то с 1 апреля 2015 г. эти правоотношения будут регулироваться земельным законодательством.

К правообладателям земельных участков в пункте 3 ст. 5 ЗК РФ отнесены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается в случаях, перечисленных в ст. 49 ЗК РФ, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

ЗК РФ дополняется гл. VII.1, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в которой закреплена поэтапная процедура изъятия участка.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства (субъектов естественных монополий, недропользователей и др.) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что урегулировано в ст. 56.3 ЗК РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления должен осуществить действия по выявлению лиц, земельные участки которых и расположенные на этих участках объекты недвижимого имущества подлежат изъятию.

Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут в течение оговоренного срока (60 дней) подать заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления об учете их прав на недвижимость с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на недвижимость не были выявлены, имеют право требовать возмещения стоимости изымаемой недвижимости от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

В решении об изъятии должны быть перечислены изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается по ходатайству заинтересованного лица, в решении об изъятии указывается это лицо.

Решение об изъятии земельного участка размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, копия решения об изъятии направляется правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по всем почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в государственном кадастре недвижимости. Копия решения об изъятии должна быть направлена в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"*(8).

Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, в соответствии со ст. 56.7 ЗК РФ не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В случае земельного спора границы земельных участков, подлежащих изъятию, определяются в порядке, установленном частью 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"*(9) (местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок; если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка).Процедура определения размера возмещения стоимости земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, закреплена в ст. 56.8 ЗК РФ, согласно которой рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Законодательно в ст. 56.9 ЗК РФ закреплены простые и понятные требования, предъявляемые к содержанию соглашения об изъятии недвижимости. К соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.

Процедура подписания соглашения и устранения разногласий сторон при его подписании урегулирована в ст. 56.10 ЗК РФ. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уполномоченным на изъятие лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Заключенное соглашение либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд и получении по нему полного возмещения является основанием для регистрации прекращения прав собственности (аренды, бессрочного и безвозмездного пользования и т.д.) и перехода прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

В завершение хотелось бы отметить, что внимание автора статьи, как судьи, специализирующегося на рассмотрении земельных споров, привлекло то обстоятельство, что Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ при внесении изменений в пункт 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"*(10) и Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ наравне с правообладателями недвижимости защищены граждане, права которых на земельный участок либо иную недвижимость возникли до введения в действие Земельного кодекса РСФСР 1991 года, но по какой-либо причине не зарегистрированы по настоящее время.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) СЗ РФ. 2014. N 30 (Ч. I). Ст. 4235

*(2) СЗ РФ. 2015. N 1 (Ч. I). Ст. 38.

*(3) СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

*(4) СЗ РФ. 2014. N 43. Ст. 5799.

*(5) СЗ РФ. 2014. N 26 (Ч. I). Ст. 3377.

*(6) СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

*(7) СЗ РФ. 2015. N 1 (Ч. I). Ст. 52.

*(8) СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.

*(9) СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

*(10) СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: