Раздел I. Человек и общество




Социальный прогресс

экономический технический культурный

 

Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. В каждую последующую эпоху происходит больше изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология.

Процессом противоположным прогрессу, является регресс - отступление общества от завоёванных позиций, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Человечество в целом не регрессировало, хотя его движение могло задерживаться.

Социальный прогресс имеет глобальный характер. Прогресс идёт постепенно - путём реформ или скачками - путём революций.

Тема 11. Глобальные проблемы человечества.

Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться на основе международного сотрудничества. Их возникновение связано с интенсивным воздействием человека на окружающую среду в индустриальном обществе. Впервые о глобальных проблемах заговорили члены Римского клуба - международной неправительственной организации учёных мира в 1972г. (доклад «Пределы роста» о конечности размеров нашей планеты и ограниченности её ресурсов).

Сегодня выделяют следующие глобальные проблемы:

1. Экологические: нарушение газового состава атмосферы, разрушение ионосферы, стратосферного озона, что вызывает парниковый эффект (глобальное потепление) и нарушает равновесие в биосфере.

2. Загрязнение литосферы (почв и подземных вод) из-за захоронения отходов, проведения ядерных испытаний.

3. Видовое обеднение животного и растительного мира, сокращение лесов, опустынивание земель.

4. Загрязнения гидросферы (мирового океана), истощение запасов пресной воды.

5. Проблемы вооружения и угроза ядерной войны.

6. Демографические проблемы (на севере планеты снижение народонаселения, на юге – увеличение и общее перенаселение планеты - голод).

7. Истощение полезных ископаемых, источников энергии.

8. Неравномерное развитие северных (Европа, Северная Америка – «золотой миллиард») и южных стран (Азии и Африки).

9. Неизлечимые болезни (СПИД, атипичная пневмония и т.д.).

Словарь терминов.

( Можно к каждому разделу) Раздел I.

Антропология – (от греч. anthropos – человек и logos – слово, учение) - наука о сущности, происхождении и эволюции человека.

Артефакт -- (от лат. artefaktctum – искусственно сделанное) – предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Биосфера – жизненная оболочка земли.

Воспитание - процесс приобщения человека к миру культуры, освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. Воспитание может быть целенаправленным и стихийным, непосредственным (ребёнок-родитель, учитель-ученик) и опосредованным (создание бытовых, политических, семейных условий), а также путём самовоспитания.

Гениальность – (от лат. genius – дух, духовное в человеке) – высшая степень творческой одарённости, ума, таланта, развития способностей, достижения, признанные всем человечеством.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный, человеческий) – совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, её прав на свободу и справедливость, на благополучие. В узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в её возможности и способности.

Деятельность – присущая человеку форма взаимодействия с окружающим миром, заключающаяся в изменении и преобразовании мира, направленная на создание того, чего нет в природе, на производство материальной и духовной культуры. Деятельность подразделяют на:

- практическую и духовную,

- экономическую, политическую, социальную и др.

- прогрессивную и регрессивную (реакционную),

- законную и незаконную,

-моральную и аморальную.

-коллективную и индивидуальную,

-инновационную, изобретательскую, творческую или рутинную.

Знание – результаты познания окружающего мира и самого человека. Существует научное и ненаучное знание. Знание – результат познания.

Истина - достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.

Относительная истина – ограниченное, неполное знание в каждый данный момент.

Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, соответствующее реальности (бытию).

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Менталитет (от лат. mentalis – умственный) – образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида, совокупность мыслей, верований, навыков, способов воспринимать.

Ноосфера (от греч. noos – разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, возникающая при взаимодействии природы и разумной деятельности общества.

Общение - социально- психологический процесс взаимодействия двух или более людей, в результате которого происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. Различают:

- неречевое общение(перцептивное – умение чувствовать другого, общение с помощью жестов и мимики)

- речевое: повседневное (бытовое), деловое (служебное), познавательное, межличностное, ритуальное.

Потребность – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения, составляющая условие существования.

Постиндустриальное общество – общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии, где большинство работников заняты в сфере обслуживания: торговле, транспорте, здравоохранении, досуге, образовании и т.д.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – вид обряда, форма сложного символического поведения, выражающая определённые социальные и культурные ценности.

Революция – (от лат. revolution – поворот, переворот) – коренное изменение в жизни общества, быстро приводящее к смене общественно-политического строя насильственным методом.

Реформа (от фр. reforme – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.

Самовоспитание – сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности, посредством самоанализа, самоотчёта и самоконтроля.

Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций обычаев, присущих большой социальной группе.

Цивилизация ( от лат. civilis – гражданский, государственный, городской) - 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству; 2) высший этап в развитии человечества, совокупность достижений народов в материальной, социальной и духовной жизни; 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная цивилизация; 4) глобальная цивилизация планеты.

 

Тесты

Раздел I. Человек и общество

I вариант

 

1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом это

а) государство + в) общество

б) страна г) сообщество

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В пределах одной страны в различные исторические периоды сохраняется один и тот же тип общества.

Б. Общество исторически возникло раньше государства

а) верно только А

б) верно только Б+

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

3. Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относится к

а) экономической сфере

б) политической сфере

в) социальной сфере+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

а) экономическая сфера -3 1) религия

б) политическая сфера-2 2) политическая партия

в) социальная сфера -4 3) банки

г) духовная сфера -1 4) здравоохранение

5. Учёные А.Тоффлер и Д. Белл ввели в научный оборот понятие:

а) общественно-экономическая формация

б) научный коммунизм

в) способ производства

г) постиндустриальное общество+

6. Найдите характерные черты индустриального общества (несколько вариантов ответа)

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство+

б) информация является одной из основных ценностей и ресурсов

в) преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания

г) натуральное хозяйство

д) машинный труд+

7. Верны ли следующие суждения о прогрессе и регрессе?

А. Прогрессивное развитие общества идёт равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления, а также какие-либо возвратные движения.

Б. Прогресс в одной сфере общества может сопровождаться регрессом в другой сфере.

а) верно только А

б) верно только Б+

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

8. Каждый рождающийся в мире младенец является

а) гениальным в) великой личностью

б) личностью г) индивидом+

9. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности

(несколько вариантов ответа)

а) человек с рождения является личностью

б) личность формируется в течении длительного времени+

в) личностью становятся в процессе социализации+

г) проявляется вне общества

д) выражается в самостоятельных поступках+

 

10. Основными (базисными) потребностями согласно иерархии потребностей выступают

а) физиологические+ в) престижные

б) социальные г) духовные

11. После выхода на пенсию Л. увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример

а) воспитания в) самовоспитания

б) социализации + г) самоконтроля

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к классификации форм общения в зависимости от характера и содержания информации. Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Речевое общение, повседневное общение, служебное общение, ритуальное общение, межкультурное общение.

Эссе.

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»

(Гераклит)

 

Человек и общество.

II вариант.

 

1. Группу людей объединившихся для совместной деятельности называют

а) государством в) общество+

б) страной г) сообщество

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Б. Все сферы общества развиваются обособленно и не могут оказывать друг на друга существенного влияния.

а) верно только А+

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

3. В ходе революции 1917 г. в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния

а) политической сферы на духовную

б) экономической сферы на политическую

в) политической сферы на экономическую+

г) социальной сферы на экономическую

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

а) экономическая сфера 2 1) наука

б) политическая сфера 3 2) завод

в) социальная сфера 4 3) государство

г) духовная сфера 1 4) пенсионное обеспечение

5. Карл Маркс разделил историю развития общества на

а) общественно-экономические формации+

б) общества охотников и собирателей

в) простые и сложные

г) традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

6. Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания+

б) появление экологических проблем

в) переход от мануфактуры к фабрике+

г) изобретение компьютерных технологий+

д) установление фашистского режима

е) рост смертности населения

7. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А. Развитие человеческого общества не может существенно повлиять на состояние природной среды.

Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны+

8. В современных государствах – США, Япония, Франция, Великобритания – существует

а) доиндустриальное общество

б) индустриальное общество+

г) традиционное общество

9. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками

а) индивид 2 1) человек с характерными чертами характера, темперамента,

интеллекта, результат социализации

б) личность 1 2) биосоциальное существо, один из многих

в) индивидуальность 3 3) сумма неповторимых черт внешности, характера,

оригинальность в действиях

10. Побудительной силой обладают только

а) врождённые потребности

б) духовные потребности

в) удовлетворённые потребности

г) неудовлетворённые потребности+

11. Певец Б. целый год усиленно готовился к победе на международном конкурсе вокалисов. Жюри присудило Б. первое место. Это пример удовлетворения

а) физиологических потребностей

б) социальных потребностей

в) престижных потребностей+

г) потребностей в безопасности

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «социальная среда». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Семья, школа, природа, СМИ, район проживания.

Эссе.

«Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым» (В.О.Ключевский)

Человек и общество.

III вариант.

 

1.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

а) динамичную систему+

б) часть природы

в) весь окружающий человека материальный мир

г) не подверженную изменениям систему.

2. С биологической сущностью человека связана его потребность в

а) престижной профессии

б) творческом самовыражении

в) уважении окружающими

г) сохранении здоровья.+

3.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения+

г) оба суждения неверны

4. Труд в отличие от общения

а) является видом деятельности

б) может доставлять удовольствие

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды+

г) предполагает наличие цели.

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

а) подражание как путь овладения умениями+

б) способность абстрактно мыслить

в) общение с помощью членораздельной речи

г) потребность быть в обществе.

6. Субъектом познавательной деятельности является

а) предмет познания

б) познаваемые явления природы

в) научный прибор

г) познающий человек.+

 

7. Чувственное познание в отличие от рационального

а) фиксирует наглядный образ предмета+

б) формирует суждение о предмете

в) абстрагируется от второстепенных черт

г) раскрывает сущность предмета.

8. Научное познание направлено, в первую очередь, на

а) создание новых материальных ценностей

б) выработку нравственных норм

в) раскрытие смысла жизни

г) выявление закономерностей развития мира.+

9. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это знание, соответствующее предмету познания.

Б. Истина – это знание, соответствующее идеалам справедливости.

а) верно только А+

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны.

10. Выберите из списка отличительные черты искусства

а) субъективность творчества и его оценки +

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного +

в) стремление к достоверности результатов и выводов

г) проведение экспериментов

д) обоснованность предположений

е) создание художественных образов. +

11. Установите соответствие между способом проверки результатов познания и его особенностью.

СПОСОБЫПРОВЕРКИ ОСОБЕННОСТИ

1) эксперимент в а) используется не сам изучаемый предмет

а его упрощенное изображение

2) моделирование а б) изучаемый объект исследуется в его

естественном состоянии

3)наблюдение б в) исследуемый объект изолируется,

подвергается специальному воздействию

12. Найдите в приведенном списке черты, определяющие отличия человека от других живых существ

а) инстинктивное поведение

б) наличие разума +

в) целесообразная активность +

г) социальная оценка поступков и их последствий+

д) постоянное развитие в процессе жизнедеятельности

е) эмоциональные проявления.

13. ЭССЕ.

«Наука – это истина, помноженная на сомнения»

(П. Валерии).

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»

(И.Шерр).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: