Пояснительная записка
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательной программы оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс):
Родной(татарский) язык
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
выделение из текста предложений на заданную тему;
Родной(татарский) язык
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Пояснительная записка
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательной программы оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс):
Чтение на родном языке
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Речевая практика
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Основное содержание учебного предмета
Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
КЛАСС Родной (татарский) язык
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные звуки и их буквенные обозначения. Твёрдые и мягкие гласные звуки, парность-непарность гласных звуков. Различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных. Деление слов на слоги и определение их количества.
Морфология
Группировка слов по частям речи. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Имена собственные, употребление заглавной буквы в именах собственных.
Орфография
Ознакомление с правилами орфографии: написание буквы э (е) в словах; написание букв о и ө в первом слоге татарских слов. Буквы е, ю, я.
Развитие речи
Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление предложений из предложенных слов.
Основное содержание учебного предмета
Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
КЛАСС
Родной(татарский язык)
Фонетика и орфоэпия
Звуки и буквы. Гласные и согласные. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.
Согласные глухие и звонкие, парные и непарные. Буквы, обозначающие на письме согласные звуки. Правописание слов с буквами [я], [ю], [е].
Графика
Татарский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности.
Слово
Слова, выражающие предмет. Нарицательные и собственные имена сущствительные. Написания с прописной буквы имен, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц.
Слова, выражающие действие. Значение и употребление в речи.
Слова, обозначающие признаки предметов. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.
Предложение
Слово, словосочетание и предложение. Составление словосочетаний и предложений.
Развитие связной речи
Последовательность предложений в тексте.
Составление рассказа по картине и опорным словам. Учить стихотворения, пословицы и загадки наизусть. Употребление слов вежливости в речи.