Устные комментарии по йога сутрам Патанджали Андрея Парибока
Участники беседы
Андрей Парибок - востоковед-философ, лингвист. Кандидат филологических наук, доцент Философского ф-та СПбГУ. Переводчик с пали, санскрита, французского, немецкого.
Ринад Минвалеев (Р) - российский физиолог, исследователь традиционных систем оздоровления, кандидат биологических наук, доцент СПбГУ. Читает сутры из перевода Загуменнова Б.И.
Кристина (К). читает сутры из перевода свенсона
Курсивом обозначены вопросы, обращения, высказывания, обращенные Кристины и Ринада к Андрею Парибоку
Часть 4. Об освобождении (Кайвальяпада)
Сутра 4.1 джанм/ошадхи/мантра/тапас/самадхи/джах / сиддхайяха \
К. «Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи».
Р. В самой первой сутре четвертой части упоминается о зелье, которое ставится на ряду с самадхи.
А.П. Во первый, на всякий случай, обращаю внимание, что здесь пятерка. Желающие могут поломать голову, что это за пятерка. Здесь первое рождение, потом зелье, потом мантры, потом тапас (или аскеза и пр., потом самадхи – пятерка. Предлагаю задание, поломать голову. Ломать голову полезно.
Р. Каким образом зелье связано с самадхи, а также с рождением? Здесь силы приобретаются от рождения – сразу рождается гений.
А.П. Нет, не человек, сиддхи сверхспособностей. Пример, по поводу рождения, у птиц – они умеют летать, а мы нет. Или другие сиддхи. Совершенно не обязательно йоговские сиддхи. Просто сиддхи. Есть строгое определение сиддхи – это такие способности, наличие которых необязательны, чтобы жить в этом мире. И все. Это и есть сверхспособности. У меня есть сиддхи от роду, мне хорошо даются языки, например или философское мышление есть. Это тоже сиддхи, не нужно философское мышление, чтобы быть нормальным человеком. Это избыточно. Или у кого-то математическое мышление. Все это сиддхи. Всякие специальные способности – это сиддхи от рождения.
|
Р. Фактически – это высшее специальное образование.
А.П. Не образование, а просто – можешь и все. К математике способно не значительное меньшинство людей. Это сиддхи.
Р. А зелье, это наркотики?
А.П. Да.. Травы. Я думаю, конечно, что не наркотик собственно, а какие-то психоделические средства.
Р. Ну это одно и то же. По определению…
А.П. Нет. Конечно, нет.
Р. Наркотик – это то, что дает оцепенение, если брать лингвистический смысл. Но в современный юридической практике..
В юридической-то да. Но юридическая практика настолько гнусная, что ее и упоминать-то нельзя в приличной компании, потому что, согласно, медицинскому пониманию, водка и спирт есть наркотик, а их не упоминают в качестве наркотиков.
Р. Ясно. Двойной стандарт.
К. А в чем разница, конкретно, между наркотиками и психоделическими средствами?
А.П. Наркотик в типичный случаях тупит – например, героин и водка. И те и другие тупят, просто тупят. Кроме того, они вызывают определенным, очень примитивном способом изменения в нервной системе и к ним пристращаются физически, что к водке, что к героину.
А к психоделическим средствам невозможно пристраститься физически. Можно психически личностно. И что очень важно, совершенно невозможно заранее сказать, куда понесет человека, после очередного приема психоделических средств. Ничего нельзя заранее предсказать.
|
К. Могут быть необратимые последствия.
А.П. Не то что необратимые, может ему быть, например, дико смешно. А в следующий раз – дико страшно. Или еще что-нибудь
Р. Есть правило безопасности. При употреблении психоделиков должен быть обязательно рядом человек, не употребляющий психоделики, который просто контролирует ситуацию. Люди выходят в окно, еще что-то…
Имеется ввиду, что в йоге используют, и сейчас в современной практике садху с огромными самокрутками из гашиша – это они восприняли указания йога-сутры в качестве руководства к действию.
Это может быть так, хотя здесь это не указание, а спокойная констатация йога-сутры. Это правда, что такое бывает. Патанджали не говорит, давайте принимайте и будет хорошо…
Р. Чтобы снять фантастические фильмы, многие создатели просто реально приняли вистеп?, потому что иначе…
А.П. Конечно. Это правда. Можно сказать, что одно из средств от перхоти - это гильотина. Это точно также, как в кама-сутре (кто читал).. там обсуждаются разные приемы, в том числе те, которые нормальные люди считают извращениями. Это не значит, что _____ рекомендует предаваться половым извращениями. Просто описывает – вот есть такие практики у людей. Это совершенно нейтральное научное изложение.
К. Также есть мантры, подвижничество и самадхи.
А.П. Ну, мантры, понятно. Потому что мантры – это кинестетически-звуковое (я произношу и слышу) средство получения и закрепления другого состояния. А в этом состоянии у тебя могут быть какие-то сиддхи. Здесь ничего особенного нет.
|
Под тапасом можно понимать и, в том числе, известную индийскую практику изменения через лишения себя еды, питья, мытья – в общем всякое издевательство над физической природой. Что, конечно, изменяет восприятие его. А если человек сильно волевой, то измененное восприятие приведет не к какому-то голодному психозу или еще чего-нибудь в этом духе, а может быть на что-то канализовано.
А в легендарной индийской литературе про тапас, ну полным полно всего. И это описывается так. Тапасин очень долго занимается самоистязанием, потом приходит к нему брахма и спрашивает: «Уважаемый, ты силен, чего тебе надобно?». Он говорит: «Вот, вынь, да положь мне то-то». И брахма ничего не может поделать – надо. Например «Пусть меня никто никогда не сможет убить, кроме существ такого типа». Это тоже сиддха – полная неубиваемость.
Скорее всего общекультурное соображение здесь (в этой сутре). Автор такого труда не ставит задачу осмыслить всю культуру - осмыслить что обосновано, что не обосновано. У него свои цели.
Р. Из этого следует, что наркотики в то время имели место.
А.П. Конечно. По крайней мере, галлюциногены точно имели место. Ну, вот Макена обсуждает, что такое сома. Макена считает, что сома – это какие-то псилоцибиновые? грибочки. Один довод в пользу этого вразумительный есть. Грибочки растут исключительно на навозе. А в области муссона навоз размокает и по этому за первый же сезон грибочки повыведутся. И действительно этой сомы уже не употребляли, когда арии пришли в область муссонов, т.е. собственно в Индию.
Другие были тоже соображения. Например, мандрагора… Я пробовал однажды мандрагору, могу сказать – это совсем не похоже на то, как описывают результаты приема сомы. Никогда больше принимать не буду, омерзительно совершенно.
А самадхи – особенности концентрации и применении приемов – это было и так.
Р. Почему это поставлено на последнее место в перечислении?
А.П. А потому что слово самадхи, из всех остальных слов – самое длинное по общему правилу составления сложных слов. Чистая грамматика.