Всё-таки строили храмы древние славяне или нет?




Ведические храмы древних славян

22 ноября

Были ли у древних славян ведические деревянные храмы? В настоящее время можно встретить довольно много исторических спекуляций на эту тему.

Истоки русской деревянной архитектуры восходят к народному зодчеству славянских племён. Однако два качества дерева как строительного материала — его горючесть и недолговечность — не позволили сохранить практически ни одной постройки, возведённой ранее XIV века.

Например, церковь Св. Лазаря Четверодневного из Карельского Муромского монастыря (в настоящее время находится на территории музея-заповедника «Кижи») датируется XIV столетием.

Христианская церковь XIV века. Кижи. (Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/kliuchik-k-razgadke-garmonii-samogo-starogo-hrama-v-kijah-5cece618f5fd8f00b38267d8)

Поэтому возникает вопрос, а были ли на Древней Руси ведические храмы (ещё их называют языческими). Существование у древних славян деревянных храмов отрицается на том основании, что капищами у нас называют окружённые тыном (ограждением), или обычным рвом, поляны, где стояли изваяния богов под открытым небом.

Всё-таки строили храмы древние славяне или нет?

Перынское святилище (IX-X века); найдено под Новгородом (реконструкция В.В. Седова) Источник: https://paganism.ru/kap-kolo.htm

Первые летописцы, свидетели существования последних языческих храмов (капищ), были большей частью монахами, то есть носителями и учителями новой веры. Логично, что они не описывали и не восхваляли красоту дохристианских культовых строений. Иногда косвенно упоминали о них, противопоставляя им храмы христианские.

Н. К. Рерих. Идолы (Языческая Русь / Старославянское кладбище). (Источник: https://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html)

В начале XX века были серьезные исследователи, которые занимались этим вопросом. Так, М. В. Красовский, историк архитектуры, член-корреспондент Императорского Московского Археологического Общества, еще в 1916 г. утверждает, что капищами называли храмы. А ограждённые тынами священные места — урочищами.

Архитектор Михаил Витольдович Красовский. Автор: неизвестен - https://serafim.com.ru/site/nstr_10_01.html, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=931510

Доказательством существования храмов славян-язычников Красовский считает упоминания о них в текстах арабского писателя X века Мас-Удия, скандинавских сагах, записях немецких путешественников средневековья о языческих капищах («контынах») в городах славян Поморья (юг Балтийского моря, ныне часть Германии и Польши).

По предположению Михаила Витольдовича слово «контына » имеет связь с культом Святовита — бога богов, которому поклонялись в Арконе. Он был наездник и победоносец; ему был посвящен белый кон ь — первый слог рассматриваемого слова; конец же этого слова — это те ограды, то есть тыны, которыми окружались священные урочища.

В саге Олафа — сына норвежского конунга, говорится о жертвоприношении в храме во время его пребывания в Киеве у Владимира, тогда еще не крестившегося. Клитлинга-сага повествует, что в храмах славян хранилось много золота, серебра, тканей и оружия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: