Реконструкция ведического храма поморских славян XI века




Изучив древние источники, Казимир Мокловский в труде «Sztuka ludowa w Polsce» приводит реконструкцию типичного языческого храма славян.

План контына по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow: 1903)

В плане такой древний храм представлял собой длинный прямоугольник, который был разделен внутренней стеной на две части. Первая являлась главной частью и была собственно храмом. По стенам стояли скамьи и столы, а в центре находился жертвенник.

Столы и лавки предназначались для заседаний старшин племени (гмин), происходивших также в контынах.

Широкая арка отделяла эту часть здания от второй, где стояло изваяние божества. Вокруг него также стояли скамьи и лавки. Эта часть была святилищем.

Помимо этих двух частей, в языческих храмах была и третья часть. Она не закрывалась со всех сторон стенами — это была просто площадка. Над ней располагался большой свес кровли на повалах для молящихся (в храмы имели доступ только жрецы, а народ во время жертвоприношения стоял вне капища).

Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)

Материалом для контын служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком». Вокруг капища, приблизительно на одной трети высоты его стен, устраивалась дополнительная широкая кровля.

Как верхняя, так и нижняя крыши крылись пластинами из древесины (гонт, дранка), закреплёнными деревянными гвоздями. Такой же чешуей защищались от сырости и наружные поверхности стен в верхних их частях.

Святилище, в котором стояли изображения божеств, имело потолок. В передней части (с жертвенником) для выхода жертвенного дыма устраивалось отверстие — дымница. Никаких других отверстий, за исключением входной двери, не было.

Исполненная К. Мокловским реконструкция наружного вида контыны произвольна, но «...в общих чертах весьма близка к истине, так как очень похожа на старинные церкви Галиции, каждая деталь которых пропитана духом чистого народного творчества, сохранившего свои многовековые идеалы», — заключает М. В. Красовский.

Церковь Св. Троицы. Украина, Жолква. Автор фото: Александр (Источник: https://lookmytrips.com/582df794ff93675516066a63/tserkov-sv-troitsy-ff9367)

Таковы были языческие храмы северных славян — Поморян и Лютичей. Но те же Лютичи жили и на юге, у берегов Черного моря и по берегам Лабы (Эльбы), поэтому и их храмы не могли сильно отличаться от северных. Другими словами, культовые постройки всех славян должны были быть (в общих чертах) одинаковы и близки к той реконструкции, которую дает К. Мокловский.

Современный художник-славянист Всеволод Борисович Иванов. Храм бога Знича. Зима.
Знич – бог языческой Руси. Олицетворял изначальный огонь, который даёт животворное тепло. Идолом Знича у славян был неугасимый огонь, который поддерживали на святых местах и храмах.

«...языческая Русь не только имела идольские храмы, но и умела их строить красиво и любила их украшать всем, что только могла достать... » (Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб.: Сатис, 2002. С. 168.).

Эти сведения мы получили столетие назад. Это практически всё, что можно сказать о строительстве ведических храмов у древних славян?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: