Публикации собрания песен




Русские народные стихи, собранные Петром Киреевским // Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1847. Кн. 9;

  • Песни, собранные П. В. Киреевским. Ч. 1, вып. 1—4. М., 1860—1862; ч. 2, вып. 5—7. М., 1863—1868; ч. 3, вып. 8—10. М., 1870—1874;
  • Песни, собранные П. В. Киреевским (Новая серия). Вып. 1. М., 1911; вып. 2, ч. 1. М., 1918; ч. 2. М., 1929;
  • Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского // Литературное наследство. М., 1968. Т. 79;
  • Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях / Подг. текстов, ст. и коммент. А. Д. Соймонова. Л., 1977. Т. 1. Серия «Памятники русского фольклора»;
  • Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записки П. И. Якушкина / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. З. И. Власовой. Л., 1983—1986. Т. 1—2. Серия «Памятники русского фольклора»;
  • Собрание народных песен П. В. Киреевского / Предисл., послесл., коммент., сост. В. И. Калугина. Тула, 1986. Серия «Отчий край».

Интересные факты На основе песен из собрания П. Киреевского было создано либретто танцевальной кантаты Игоря Стравинского «Свадебка» (1923). Либретто написал сам композитор, на французский его перевёл Шарль Фердинанд Рамю.

  • Мотивы собранных Киреевским песен отозвались в книге стихов Марии Степановой «Киреевский» (СПб.: Пушкинский фонд, 2012).

 

Шейн, Павел Васильевич

Павел Васильевич Шейн
Дата рождения: 1826(1826)
Место рождения: Могилёв, Российская империя
Дата смерти: 14 августа 1900(1900-08-14)
Место смерти: Рига, Российская империя
Страна: Российская империя Российская империя
Научная сфера: этнография, фольклористика, лингвистика, белорусистика
Известен как: один из основателей белорусской этнографии

Детство и учёба

Родился в 1826 году в семье могилёвского купца-еврея Мофита Шейна.[1] Слабый от рождения, перенесший в раннем детстве несколько серьёзных болезней, вследствие которых он остался калекой на всю жизнь, мальчик не мог окончить даже еврейской школы и учился почти самостоятельно, пользуясь советами меламеда, дававшего уроки его младшему брату. Под влиянием учителя «берлинера» («либерала»), будущий этнограф заинтересовался древнееврейским языком (познакомился с грамматикой) и литературой.

Вследствие изданного в то время закона, ограничившего черту еврейской оседлости, отец Шейна не мог подолгу оставаться в Москве, с которой у него были торговые сношения. В 1843 г. он поместил сына в одну из городских больниц города Москвы (Ново-Екатерининскую); а так как больничные правила разрешали больным инородцам не пользоваться общим столом, то отец оставался при сыне для приготовления ему кошерной пищи. Здесь Шейн провёл три года. Один еврей из кантонистов выучил мальчика говорить и читать по-русски, доставал ему от студентов произведения русских писателей; ординаторы-немцы обучили его немецкому языку, и вскоре он познакомился с лучшими немецкими поэтами. К этому времени относятся первые писательские опыты Шейна. В подражание немецким поэтам он сочинял стихи на идише, проводя взгляды, примиряющие еврейство с христианством. Последствием этого знакомства был вполне сознательный переход Шейна в лютеранство, оторвавший его навеки от семьи и среды. Поступив в сиротское отделение школы при лютеранской церкви св. Михаила, он показал такие успехи, что по окончании школы сам мог преподавать русский язык в подготовительном отделении.

Деятельность

Сближение его с учителем Ф. Б. Миллером дало толчок культурным стремлением Шейна; он вступил в кружок живших в Москве писателей и художников (Ф. Глинка, М. Дмитриев, Раич, Рамазанов, Авдеев и др.), затем познакомился с Шевыревым, Аксаковым и Хомяковым, научившими его понимать и ценить произведения народного творчества. Сношения с писателями прерывались в 1851—1860 годах поездками Шейна по средней России; здесь он давал уроки в семьях помещиков, знакомился с русским крестьянином и, поддавшись всеобщему увлечению народной литературой, сам стал собирать песни, сначала в Симбирской губернии. Бодянский предложил ему опубликовать этот материал, и к 1859 г. относится первый печатный труд Шейна: «Русские народные былины и песни» («Чтения в Обществе Истории и Древностей», кн. III, 121—170 с.).

Дальнейшая жизнь Шейна полна скитаний, материальных невзгод и семейных неудач; он преподавал в воскресной школе в Москве, затем в Яснополянской школе Л. Толстого, в уездных училищах (1861—1881 годы) в Туле и Епифани, наконец, получил место в витебской гимназии, затем в Шуе, Зарайске, Калуге и т. д.

Одновременно с этим шло собирание этнографических материалов. Шейн работал почти один, поддерживаемый незначительными субсидиями академии наук (с 1871 года он работал в Русском географическом обществе), а впоследствии пенсией от министерства финансов. В 1890-х гг. Шейн имел возможность собирать этнографические материалы не только лично, но и при посредстве нескольких корреспондентов, в основном учителей, которых учил приёмам записывания и для которых составил программу. Среди них были Адам Богданович, Евфимий Карский, Юлиан Крачковский, Янка Лучина. В «Виленском Вестнике» за 1877 г. он напечатал приглашение к содействию ему в собирании памятников народного творчества, встреченное сочувственно. С 1876 г. по 1900 г. на страницах издававшегося Всеволодом Миллером «Этнографического обозрения» Шейн печатал свои заметки и статьи.

В 1881 году вышел в отставку и поселился в Петербурге. По поручению Я. Грота с 1886 г. участвовал в составлении академического словаря русского литературного языка. Ввёл в него народную фразеологию.

Умер 12 (25) августа 1900 года в рижской городской больнице. Похоронен на немецком кладбище в Риге.

Лучшая биография Шейна написана В. Миллером («Этнографическое Обозрение», кн. XL VI, с портретом и списком трудов, составленным А. Грузинским; «Русский Филологический Вестник», 1900, № 3-4; «Филологические Записки», 1900, кн. VI, 1-5).

Труды

При недостатке филологического образования, благодаря энергии и любви к делу, Шейн мог издать при жизни семь больших книг материалов, обнимающих всю духовную жизнь русского крестьянина, от колыбели до могилы. Сам собиратель называл себя только «чернорабочим» в науке, а свои труды — «крохоборными», что объясняется скорее его скромностью.

Кроме упомянутого раньше труда, появившегося в 1859 г., записи Шейна послужили материалом для первой серии его собрания «Русских народных песен» в 7 частях: песни детские, хороводные, плясовые и беседные, голосовые или протяжные, обрядовые, свадебные и похоронные («Чтения в Обществе Истории и Древностей», 1868, кн. I, II, IV; 1869, кн. I, III, IV; 1870, кн. I; и отдельно, М., 1870). Песни, собранные Шейным, дали материал для статьи Н. И. Костомарова: «Великорусская народная песенная поэзия» («Вестник Европы», 1872, май). Через семь лет вышло в тех же «Чтениях» (кн. III) начало второй серии «Русских народных песен»; но продолжению его не суждено было появиться в свет при жизни собирателя. Здесь предполагалось поместить песни рекрутские, солдатские, былины, исторические, бурлацкие, острожные и духовные стихи. Через несколько лет Шейн задумал издать весь свой разросшийся в несколько томов материал, принятый для напечатания академией наук. Первый выпуск вышел в 1898 г. под заглавием «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.»; второй вышел после смерти собирателя, в 1900 г. Для второго тома была намечена следующая программа: песни исторические, преимущественно военного характера, кончая Крымской кампанией, рекрутские, казацкие, бурлацкие, извозчичьи, воровские, разбойничьи, ссыльнокаторжные, затюремные и чернеческие, духовные стихи, заводские, фабричные, лакейские и т. д.

В связи с собиранием народных песен шло у Шейна изучение прозаических народных произведений и говоров. Записи его по этому предмету вошли целиком в «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края» (т. I, ч. 1, 1887 г., ч. 2, 1890; т. II, 1893), где нашли себе место сказки, анекдоты, легенды, предания, воспоминания, пословицы, загадки, приветствия, пожелания, божба, проклятия, ругань, заговоры, духовные стихи и т. д. Смерть застала Шейна за корректированием III тома его «Материалов», которые вышли в «Сборнике» академии наук (т. LXXII); он состоит из двух больших отделов: I. Описание жилища, одежды, пищи, занятий, препровождения времени, игр, верований, обычного права наследства и проч. II. Обряды и обычаи земледельческие, чародейство, колдовство, знахарство, ведьмарство, лечение болезней, средства от разным напастей, поверья, суеверия, приметы и т. д. Из этих наблюдений и сообщений, обнимающих собой все почти стороны материальной культуры современных белорусов и их интеллектуальной жизни, наиболее ценны в этнографическом отношении следующие отдельные очерки: Рождественские «свята» (щедрый вечер, колядки, святки «вертеп» или «бетлейки», разыгрываемые в лицах сцены и т. д.; стр. 112—154), народные рассказы о «вовкулаках» (стр. 253—257), суеверия, относящиеся к постройке дома (стр. 317—335), подробное описание свадебного ритуала в уездах Мозырском, Слуцком и Новогрудском Минской губернии («Ж. М. Н. Пр.», 1903, июль, 308—309).

Шейн интересовался также мелодиями великорусских и белорусских песен. Напевы песен не записывались им, не знавшим музыки, но с его голоса некоторые записаны были другими лицами. Между прочим, от него узнал Д. А. Агренев-Славянский напев и текст популярной песни «Спится мне, младешенькой», которую Н. Некрасов вставил в третью часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». По словам В. Добровольского, Шейн был мастер петь белорусские песни и особенно хорошо исполнял «Научить тебя, Ванюша, как ко мне ходить» («Смоленский Этнографический Сборник», ч. IV, М., 1903, стр. XIII). Как уроженец Северо-западного края, Шейн интересовался народным творчеством белорусов. Начало собирания белорусских материалов относится к 1870-м годам, когда Шейн жил в Витебске. За эти материалы, когда они были ещё в рукописи, Шейн получил от Русского географического общества в 1873 г. малую золотую медаль, а в следующем году они были напечатаны под заглавием: «Белорусские народные песни, с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний» («Записки» того же общества, СПб., 1874) и увенчаны Уваровской премией (рецензия Ореста Миллера в XVIII «Отчете», 54-59).

Шейн составил обстоятельный доклад: «О собирании памятников народного творчества для издаваемого Академией Наук Белорусского Сборника, с предисловием Я. Грота» (СПб., 1886). Из его лингвистических работ замечательны: «Дополнения и заметки к Толковому Словарю Даля» (СПб., 1873; приложение к XXII т. «Записок Академии Наук», № 6) и статьи: «К вопросу об условных языках» («Известия отдела русского языка и словесности Академии Наук», т. IV, кн. I, 1899) и «К диалектологии великорусских наречий» (извлечения из «Сборника сказок и преданий Самарского края» Д. Н. Садовникова; «Русский Филологический Вестник», 1899). Кроме того, Шейн участвовал в пополнении академического словаря русского языка, делая выборки из произведений классиков. Из мелких этнографических и популярных работ Шейна наиболее важны: «Обряд похорон мух и других насекомых» («Труды этнографического отдела», т. IV), «Приговоры и причеты о табаке» (там же, т. VII), «Народная пародия на историческую песню» («Этнографическое Обозрение», кн. XX и XXV), «Женитьба „комина“ и свечки» (там же, кн. XXXVIII), «Об отношении Пушкина к народной песне» («Ежемесячные Сочинения» И. Ясинского, 1899), «Сборник народных детских песен, игр и загадок» (изд. журнала «Детский Отдых», М., 1898), «Вильгельм Маннгардт. Из воспоминаний этнографа» («Этнографическое Обозрение», кн. VI), «Из переписки с И. И. Манжурой» (там же, кн. XX).

Сочинения

Шейн П. В. «Русские народные песни» (1870)

  • Шейн П. В. «Белорусские народные песни» (1874)
  • Шейн П. В. Крепостное право в народных песнях. Из собрания П. В. Шейна // Русская старина, 1886. — Т. 49. — № 2. — С. 483—492, № 3. — С. 667—678.
  • Шейн П. В. «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края» (т. 1‒3, 1887‒1902)
  • Шейн П. В. «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п.» (т. 1, в. 1‒2, 1898‒1900)

 

Соболевский, Алексей Иванович

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2016; проверки требуют 4 правки.

Алексей Иванович Соболевский
 
Дата рождения: 7 (19) января 1857
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 24 мая 1929(1929-05-24)[1] (72 года)
Место смерти: Москва, РСФСР, СССР
Страна: Российская империя Российская империя→СССР СССР
Научная сфера: лингвистика, палеография
Место работы: Санкт-Петербургский университет
Альма-матер: Московский университет
Научный руководитель: Ф. И. Буслаев, Ф. Е. Корш, В. Ф. Миллер, Ф. Ф. Фортунатов
Произведения в Викитеке

Алексе́й Ива́нович Соболе́вский (26 декабря 1856 (7 января 1857), Москва — 24 мая 1929, Москва) — российский и советский лингвист, палеограф, историк литературы, славист. Член Императорской Академии наук. Брат С. И. Соболевского, член Императорского Православного Палестинского Общества.

Автор работ в области истории русского и старославянского языков, русской диалектологии, палеографии, этнографии, топонимики, ономастики, лексики, словообразования, этимологии. Среди многочисленных научных достижений Соболевского — описание и датировка большого фонда восточнославянских рукописей, открытие второго южнославянского влияния, изучение диалектных особенностей древнерусских регионов, таких как галицко-волынский и древненовгородский диалект, открытие нескольких датирующих признаков в палеографии.

Научная жизнь

Алексей Иванович Соболевский

Алексей Соболевский родился в семье государственного служащего. Учился в 1-й Московской гимназии, которую окончил в 1874 году и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Его учителями были выдающиеся учёные — Ф. И. Буслаев, Ф. Е. Корш, А. Л. Дювернуа, Ф. Ф. Фортунатов, В. Ф. Миллер и другие. Соболевский закончил курс в 1878 году и начал преподавать на Высших женских курсах. В 1882 защитил магистерскую диссертацию «Исследования в области русской грамматики» (Варшава, 1881) и получил должность доцента на кафедре русской литературы в Киевском университете. В 1884 году Соболевский защитил докторскую диссертацию «Очерки из истории русского языка» (Киев, 1884) и был назначен ординарным профессором Киевского университета, где преподавал до 1888 года. В это время он начал писать статьи по славистике, сначала об отдельных словах, а затем о фонетических и грамматических чертах славянских языков, а также занимался исследованием морфологии. Писал Соболевский и рецензии на работы славистов, таких как Ф. Миклошич, А. Будилович, В. Ягич, М. Фасмер и других.

В 1888 году Соболевский стал заведующим кафедрой русского языка и словесности Санкт-Петербургского университета. В этом же году он выпустил исторический труд «Лекции по истории русского языка», который вскоре приобрёл заслуженное одобрение среди научного сообщества и при его жизни переиздавался три раза. Соболевский работал в университете до 1908 года, читал лекции по старославянскому языку, истории русского языка и диалектологии, палеографии, этнографии. Преподавал он также и в Археологическом институте. Большое внимание Соболевский уделял изучению церковнославянского языка. Он написал множество работ на эту тему, а в 1891 году вышла его книга «Древний церковнославянский язык», в которой были собраны все университетские лекции. Учёный принимал участие в работе 9-11 археологических съездов (Вильно-Рига-Москва), славяно-русской палеографической выставке (1899 г.). предварительном съезде русских филологов (СПб., 1903 г.)

В 1893 году А. И. Соболевский был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1900 году — действительным членом. В 1901 году вышел его фундаментальный труд «Славяно-русская палеография». Эта работа стала самой значительной в те времена и остаётся актуальной до сих пор. Учёный исследовал громадное количество рукописей, проанализировал палеографические особенности на протяжении нескольких веков, систематизировал материал. В 1903 году Соболевский принимал участие в предварительном съезде русских филологов, прошедшем в Санкт-Петербурге.

В 1908 году Соболевский вышел в отставку и переехал в Москву. Там он продолжил научную и педагогическую деятельность, читал лекции в Московском университете, Московском археологическом институте, на Архивных курсах, открытых Московским областным управлением архивного дела.

Соболевский был членом-корреспондентом Белградской и Софийской Академий наук, состоял во многих научных обществах, комитетах и комиссиях. Некоторое время он находился в составе Орфографической комиссии АН, участвовал в подготовке реформы русской орфографии 1918 года, в частности, предложил исключить из правописания букву ять, окончания -ыя, -ия и формы ж. р. онѣ, однѣ.

В отличие от своих предшественников, А. И. Соболевский относил создателей дославянской топонимики на территории средней и северной части СССР не к финно-угорским, а к индоевропейским народам[2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: