История казачества на Севере в двадцатом веке.




В начале ХХ века казаков направили в Архангельск для поддержания порядка во время всеобщей забастовки рабочих-лесопильщиков. Небольшие казачьи группы участвовали в Гражданской войне на Севере. Немало казаков оказалось здесь в периоды репрессий, раскулачивания: казачество, как и духовенство, в первую очередь подвергалось репрессиям.

Возрождение казачества в Архангельской области началось в 1992 году, когда в Северодвинске возникла городская казачья организация. Ее первым атаманом был В.А. Литвинов В 1995 году появилась Северо-Двинская областная общественная организация казаков, которая официально вошла в состав «Союза казаков» России. Ее первым атаманом был Ю.И. Григорьев. Организация существует и продолжает развиваться сегодня.

Во все стороны, куда ни посмотри, шли первопроходцы: Соловки, Шпицберген, Мангазея, Аляска… Дежнев на сто лет опередил Беринга. Все огромные пространства Сибири и Дальнего Востока открыты выходцами из Архангельской области, многие из которых состояли в казачестве. «Родина землепроходцев» – это должен быть один из главных брендов региона. Нам надлежит чтить память наших земляков – защитников Земли Русской, всех, кто сделал Россию великой. И сделать все, чтобы она продолжала оставаться великой. Не зря сейчас много разговоров идет об освоении Арктики, а Арктике нужны и арктическое хозяйство, и арктические исследования, и добыча полезных ископаемых, и, одновременно, развитие инфраструктуры Архангельского региона как плацдарма в освоении «макушки планеты». Необходимо продолжать эту тему и, одновременно, поддерживать тех, кто уже что-то начинает делать. Найдутся люди, которые помогут Красноборскому району развивать тему Ермака, Сольвычегодску – Дежнева. Котласскому району – Хабарова, а Архангельску – всех арктических исследователей, которые уходили в океан. Это не требует больших финансовых вложений. Мы должны отдать дань памяти казакам, поморам и всем северянам, которые отсюда вышли. Для того и пишется книга, чтобы читатель знал, чем мы знамениты, чем может по праву гордиться наша земля.

Продолжая тему поморов и казаков необходимо отметить, что поморская тема на Севере раскрыта достаточно полно, а вот казачья требует дополнительных разъяснений. Казаки – это народ, изначально проживавший в южных районах современной России. В дальнейшем происходит постепенное вхождение казачества в структуру Русского государства, причинами которого, скорее всего, является общность веры и славянское происхождение.

Жизнь казаков в корне отличалась от традиционного уклада других слоёв населения России. Ратная служба в интересах государства сочеталась с экономическим обустройством на территориях, признаваемых казачьими войсками. До революции 1917 года таких войск было 11. Такой образ жизни могли вести только вольные люди, являющиеся воинами по духу. По этой причине многие не казаки оказывались в казачьей среде. Перенимая казачий уклад жизни, дисциплину и традиции, повёрстанные из мужиков казаки, становились частью единого казачества. Люди, в основе своей, шли на это осознанно, понимая, куда они идут и зачем. Уроженцы Поморья Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов и другие также известны как казаки.

Почему это происходило, мы можем только предполагать. А предположения такие – открытие новых земель связано с тяжёлыми испытаниями, как на суше, так и на воде, с возможными боевыми действиями. Для преодоления данных испытаний для человека требуется особое состояние духа, «казачьего духа», как принято говорить у казаков: отправляясь в дальний поход, вся команда должна быть единым целым, поэтому и становились северяне казаками ради общего дела и высокой цели. Такая традиция, т.е. верстка в казаки, существует и по сей день. В «Союзе казаков России» даже принят специальный документ, определяющий её порядок.

На протяжении нескольких столетий ассимиляция казачества в структуру Русского государства и, наоборот, русскоязычных православных людей в казачью среду успешно развивалась. Как уже упоминалось выше, история создания Сибирского казачьего войска, к которому имели отношение выходцы Северной Двины, яркое тому подтверждение.

Сейчас казачество переживает сложные времена. Репрессии в отношении казачества сменились игнорированием чаяний казаков о возрождении прежней казачьей жизни. Но и в это время участие повёрстанных казаков оказывает существенную поддержку в деле возрождения и укрепления казачества. Патриотически настроенные, воцерковлённые люди желающие жить по традициям казачества и служить Господу Богу и Отечеству, не могут быть лишними в общем для всех деле – возрождении и становлении казачества.

На Русском Севере, послужившем базой и источником создания Сибирского казачьего войска, есть все основания для утверждения казачества, причём не только в виде групп по интересам, но и традиционной казачьей структуры, т.е. казачьего войска. Где русские, там и Вера православная, а где Православие, там и казаки.

Использованная литература:

1. Королев В.Н. «Босфорская война», Москва «Вече», 2007

2. Широкорад А. «Казачество в Великой Смуте», Москва «Яуза» «ЭКСМО», 2007

3. Экземплярский А.В. «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238г. по 1505г." (Биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям), Москва, Терра-Книжный клуб, 1998

4. «Былины», «Современник», Москва, 1986

5. Савельев Е.П. «Древняя история казачества», Москва, «Вече», 2010

6. Тутов А. «Черный Ангел-Белый Ангел», Архангельск, 2005

7. Тутов А., Беднов А. «Поморские беседы», Москва «Сказочная дорога», 2015

8. Тутов А. «Казачьи былины», Москва, «Сказочная дорога», 2016

9. Булатов В.Н. «Русский Север», Архангельск, издательство Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, 1997

10. Шамбаров В. «Казачество. Путь воинов Христовых», Москва, 2009.

11. Ясински М.Э., Овсянников О.В. «Пустозерск - русский город в Арктике», Архангельск, 2003

12. Положение «О порядке верстания в казаки в Общероссийской общественной организации «Союз казаков». Утверждено Постановлением Совета Атаманов «Союза казаков» России от 24 августа 2006 года

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: