Методическое пособие по теме




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

Методическое пособие по теме

«Башмачки волшебника»

4 класс ДХШ

количество часов 10

предмет «Прикладная композиция»

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Группы 4 тк

Васина А.С.

 

 

ВОРОНЕЖ 2020

Вид занятий: Прикладная композиция

 

Тема методического пособия: «Башмачки волшебника».

 

Количество часов по учебному плану: 10 часов.

 

Цели методического пособия: Выполнить изделие (башмачки волшебника) в технике мокрого валяния и фильцевания.

 

Задачи:

1) Обучающие:

- дать начальное представление о фильцевании и мокром валянии;

- расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества, разных техниках валяния;

- сформировать навыки работы с шерстью;

- в ходе работы усовершенствовать навыки и умения изготавливать изделия из шерсти.

2) Развивающие:

- развить пространственное представление, образное мышление и мелкую моторику пальцев рук;

- сформировать эстетический и художественный вкус;

- пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.

3) Воспитывающие:

- воспитать навыки аккуратности, усидчивости, терпения;

- воспитывать внимание на уроке;

- содействовать воспитанию эстетического вкуса.

 

Оборудование и материалы:

Для учителя: конспект урока, методические разработки, фотографии примеров изделий, выполненных в технике валяния, изображения и иллюстрации с волшебниками, шерсть для валяния и рукоделия, украшения для декора, иглы для валяния, шаблон, сетка, клеенка, мыло, вода, губка, карандаш, пищевая пленка или целлофан, кожа или фетр, швейные иглы, нитки.

 

Для учеников: шерсть для валяния и рукоделия, украшения для декора, иглы для валяния, шаблон, сетка, клеенка или пупырчатая пленка, мыло, вода, губка, бумага, краски, кисти, карандаш, картон, ножницы, пищевая пленка или целлофан, кожа или фетр, швейные иглы, нитки.

 

Литература:

1) Зайцева. Валяние. Яркие идеи.- М. Росмэн, 2008.

2) Мишанова О.А. Живопись шерстью/О.А. Мишанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

3) Хошабова. Художественный войлок своими руками.- ИД «Питер», 2011.

Электронный ресурс удаленного доступа:

1) Валяние [Режим доступа]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 

План урока:

1) Организационный момент – 2 мин.

2) Постановка целей и задач урока – 3 мин.

3) Введение в тему урока, объяснение материала – 10 мин.

4) Практическая часть – 30 мин.

Перемена – 10 мин.

1) Продолжение практической части – 40мин.

2) Контроль и оценка знаний (просмотр) – 4 мин.

3) Подведение итогов, окончание урока – 1 мин.

1. Первый лист «Аналоги».


 

На первом демонстрационном листе представлены аналоги работ: фотографии изделий и иллюстрации для ознакомления.

 

Волшебник – это человек, владеющий сверхъестественными силами, практикующий магию и заклинания. Волшебники – незаменимые и несменные герои многих книг, сказок и художественных фильмов. Многие из них носят остроносую обувь.

 

Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле, а шерсть - единственное волокно, которое можно свалять. Процесс валяния заключается в приемах и техниках, в ходе которых волокна шерсти смешиваются и крепко переплетаются, позволяя создать различные изделия. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.

Существуют две основные техники валяния шерсти:

- валяние «по-сухому» (сухое или холодное)

- валяние «по-мокрому» (мокрое или горячее).

 

 


 

2. Второй лист «Законы композиции».

 

Симметрия Ассиметрия Ассимметрия

Динамика Статика Статика

Ритм Доминанта Динамика

 

На данном демонстрационном листе представлена информация по законам композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Узор может быть самым разнообразным: симметричным и ассиметричным, статичным и динамичным, иметь повторяющиеся ритмы и доминанты.

Симметрия - одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является зеркальным отражением другой.

Асимметрия – противоположный симметрии метод построения композиции.

При статике фигуры находятся в покое, гармонии и равновесии. При динамике, наоборот, фигуры стремятся к движению, динамичности.

Ритм - это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостной-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками.

Доминанта – это доминирующее положение определенного объекта в композиции, на котором сделан акцент.


 

3. Третий лист «Теория цвета».

 


 

Гармония — это равновесие, симметрия сил. Цветовая гармония – приятное для глаз сочетание цветов, предполагающая определенную согласованность их между собой; соразмерность и пропорциональность.

 

Каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

- красный — зеленый = красный — (желтый и синий);

- синий — оранжевый = синий — (желтый и красный);

- желтый — фиолетовый = желтый — (красный и синий).

 

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

 

Цветовые гармонии бывают:

1. «Монохроматическая».

2. «Противоположная» (дополнительная).

3. Трехцветная гармония – «триада».

4. «Аналогичная».

5. «Гармония равнобедренного треугольника».

6. «Гармония прямоугольного треугольника».

 


 

4. Четвертый лист «Виды орнамента».


 

Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Многие закономерности, такие как ритм, закон равновесия и символичность, отражены в орнаментальных мотивах.

К особенностям орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

Орнамент бывает:

1. Геометрический - состоящий из различных геометрических фигур.

2. Растительный - стилизующий листья, цветы, плоды и пр.

3. Животный (зооморфный) - стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

4. Абстрактный – состоящий из абстрактных форм.

Так же, орнамент можно разделить и по регионам, например: австралийский, арабский, древнегреческий, русский, китайский, персидский, норвежский и т.д.

 


 

5. Пятый лист «Эскизы».

 

 

На пятом листе представлены эскизы с различным орнаментом и декором.

6. Шестой лист «Эскизы в цвете».


 

На шестом листе представлены эскизы в цвете с различным орнаментом и декором.


 

7. Седьмой лист «Инструменты и материалы. Начало работы в технике валяния».

Материалы для работы. Шаблон с размерами и припусками.

Этап 1. Обмотать шаблон Этап 2. Щипками наложить слои

целлофаном. шерсти.

Этап 3. Накрыть шерсть сеткой. Этап 4. Смочить шерсть горячей водой,

намылить. Постепенно приваливать шерсть, добавляя по необходимости воду и мыло.

На седьмом листе представлены материалы, необходимые для работы: шерсть для валяния и рукоделия, украшения для декора, иглы для валяния, шаблон, сетка, клеенка или пупырчатая пленка, мыло, вода, губка, бумага, краски, кисти, карандаш, картон, ножницы, пищевая пленка или целлофан, кожа или фетр, швейные иглы, нитки.

На листе так же представлено начало работы.

Для начала необходимо обмотать картонный шаблон башмачка пищевой пленкой или целлофаном, чтобы картон не промок. Он понадобится в сухом виде и для второго башмачка.

На обмотанный в пленку шаблон наслаивается щипками шерсть. Важно, чтобы щипки плотно прилегали к друг другу. Шерсть может выходить чуть-чуть за пределы шаблона. Шерсть накладывается первым слоем вертикально либо горизонтально, следующий слой должен быть наложен противоположно первому (горизонтально и вертикально, соответственно). Делается 3-4 слоя, чтобы в результате изделие получилось плотным.

Изделие накрывается сеткой, смачивается водой, натирается мылом шерсть через сетку. Важно делать это аккуратно, чтобы не испортить расположение щипков. Когда образовалось достаточно пены, легкими массирующими круговыми движениями шерсть надо привалять. Когда шерстинки достаточно привалялись к друг другу, шаблон переворачивается на другую сторону, и повторяются те же действия. Нужно хорошо привалять шерсть на стыках сторон, чтобы не было дырок.

Сетку можно убрать. Теперь шерсть активно натирается, постоянно смачивается водой и при необходимости натирается мылом. Работать придется активно и усердно, так шерсть лучше привалится. Изделию придается форма башмачка, уделяется особое внимание вытянутым носам. Если носок не закручивается и не становится остроносым, его можно будет потом проработать сухим валянием. На этих этапах можно заметить, как башмачок постепенно «усаживается», уменьшаясь в размерах. Это происходит, потому что шерсть хорошо уваливается.

 


 

8. Восьмой лист «Валяние изделия. Декор».

Этап 5. Перевернуть изделие и Этап 6. Осторожно удалить шаблон

наложить шерсть на другую сторону и продолжать валять изделие без

шаблона, а затем намочить и намылить. него, формируя силуэт башмачка.

Этап 7. Повторить все то же самое Этап 8. Приступить к декору.

со вторым башмачком. Получается Привалять иглами для фильцевания

пара. шерсть, формируя желаемый узор.

Этап 9. Пришить подошву. Этап 10. Изделие готово.

На восьмом листе представлено продолжение создания изделия и тоговый результат.

Когда башмачок хорошо свалялся и уменьшился до нужных размеров, второй делается точно так же.

Теперь есть два башмачка одного размера.

Дождаться, пока башмачки подсохнут.

На этих этапах можно приступать к сухому валянию. Под нужное для декора место на башмачке подкладывается губка. Начинается процесс приваливания иглами для фильцевания желаемый рисунок шерстью. Иглу нужно держать строго вертикально, чтобы избежать ее поломки. Декор можно выполнить не только шерстью, но и обшить нитками, бисером и бусинками.

Теперь можно пришить подошву. Ее можно сделать из мягкой кожи или фетра. Пришиваем ее к подошве башмачка цветными или однотонными крепкими нитками.

По желание можно украсить носок башмачка бубенчиками, помпонами или бусинками.

Когда декор закончен, а подошва пришита, - изделие готово.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: