Органы законодательной власти




ОСНОВЫПРАВА

Тема 4: Основы государственного устройства РФ

План

1. Понятие государственного органа.

2. Система государственных органов в РФ.

 

1. РФ осуществляет свою деятельность с помощью государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно К. РФ (ст. 3), осуществляет свою власть. Органы государства характеризуются следующими чертами:

1) Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями.

2) Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.

3) Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4) Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.

5) Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В к. РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы гос-ой власти.

Согласно К. РФ (ст. 11) в единую систему гос-ой власти входят органы государственной власти Федерации и органы гос-ой власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.

Единство системы гос-ых органов России проявляется в разграничении полномочий между органами гос-ой власти РФ и органами гос-ой власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости. В этих рамках одни органы власти избираются или назначаются другими органми, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подчинены другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

 

2. Государ-ую власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госуд. Дума), Правительство РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент РФ

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта К. РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также осуществляет общее руководство деятельностью правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

П-т занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.

Порядок выборов Президента определяется К. РФ (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ».

Назначение выборов П-та относится к ведению Совета Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 102 К.). Решение о назначении выборов д. б. принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах П-та является 2-е воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах П-та РФ и в котором 4 года тому назад был избран П-та РФ.

Выборы П-та проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Выборы проводятся только втом случае,если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы П-та по решению Центральной избирательной комиссии РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наиболее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.

 

Органы законодательной власти

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъекты федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъека Федерации.

В соответствии со ст. 101 К. Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ».

Согласно этому закону Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию РФ.

Задачами Счетной палаты являются:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

Органы судебной власти

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами через рассмотрение на судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленных законом процессуальной форме.

Правосудие в РФ строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства.

Один из важнейших принципов – осуществление правосудия только судом (ч. 1 ст.118 К.). Это означает, что в РФ нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела, подлежащие по закону судебному разбирательству.

Судебная система РФ включает федеральные суды, конституционные суды и суды субъектов федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный суд РФ впервые был создан в России в 1990 г. Его деятельность, структура, состав, полномочия регулируются Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным законом от 24 июня 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».

Главное назначение этого суда состоит в: а) защите конституционного строя; б) охране основных прав и свобод человека и гражданина; в) обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ включает в свой состав 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. К кандидатурам предъявляются определенные требования: это должен быть гражданин России, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий высокой квалификацией в области права и безупречной репутацией.

Судья не может входить ни в какие политические партии или движения, материально их поддерживать, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, заниматься политической деятельностью.

Судью назначают на эту должность на 12 лет, предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет.

Верховный суд РФ возглавляет систему общих судов. В его структуру входят Пленум, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия, Президиум.

Пленум является коллегиальным органом, он направляет судебную практику и дает разъяснения действующего законодательства для единообразного его применения в судебной практике. Постановления Пленума обязательны для судебных органов.

Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения Судебных коллегий Верховного Суда РФ, т. е. осуществляет судебный надзор за деятельностью Верховного суда РФ при осуществлении правосудия.

Коллегии рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Акты Верховного Суда окончательны и дальнейшему обжалованию или опротестованию не подлежат.

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят федеральные арбитражные суды округов (охватывающие несколько субъектов РФ), высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские арбитражные суды, а также арбитражные суды других субъектов РФ. Они призваны рассматривать споры, связанные с экономическими вопросами, с участием организаций и граждан – предпринимателей. Наряду с экономическими спорами арбитражные суды разрешают споры в сфере управления. К категории экономических споров относятся споры о собственности, исполнении гражданско-правовых договоров и др. Споры о правомерности актов исполнительных органов включают споры о признании недействительными актов, связанных с созданием, организацией или ликвидацией предприятий, о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, экономических санкций и др.

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Он имеет право давать разъяснения по вопросам арбитражной практики, которые являются обязательными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: