Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.




Окружающий мир

Тема: «Золотой век» русской культуры (XIX век)

Образовательные ресурсы 1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/otkrytyi-urok-okruzhayushchego-mira-v-4-klasse-po-teme-iskusst 2. https://lchool.narod.ru/teach7.htm

II. Изучение нового материала.

– Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой нашей страны. Мы начали знакомство с искусством Древней Руси, продолжили изучать культуру России XVIII века. А сегодня мы познакомимся с поэтами и писателями XIX века.

Вступительная беседа.

– XIX век называют «золотым веком» русской культуры. Как вы думаете, почему?

– XIX век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. А чтобы рассказать о каждом, понадобится очень много уроков. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Много талантливых имен поэтов и писателей дал России XIX век. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

– Вспомните, кого называют «солнцем русской поэзии»?

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

Рассказ учителя «Сказки А. С. Пушкина».

– А. С. Пушкин одним из первых русских поэтов обратился к жанру сказки. Поэт с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. О впечатлении, какое они произвели на поэта, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

– А. С. Пушкин создал пять стихотворных сказок. Назовите их.

– Кроме того Пушкин является автором поэмы «Руслан и Людмила». Вспомните, какими строками она начинается?

Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

– Отгадайте, из каких произведений эти строки?(напишите ответы)

• У лукоморья дуб зеленый…

• Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

• Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

• Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом…

• Вот пошел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось…

• Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару,

Посмотреть кой-какого товару…

• Кири-ку-ку –

Царствуй лежа на боку…

• И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…

• Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик – испугался!

В ноги он старухе поклонился…

• Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…

• Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

Знакомство с творчеством Н. А. Некрасова.

– А про этого поэта XIX века говорили так: «Он чувствовал чужие страдания»

2) Рассказ учителя.

– Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Именно здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он гулял по берегу в жаркую погоду и услышал какие-то стоны, а затем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Это зрелище поразило Некрасова.

Отрывок из стихотворения «На Волге» Н. А. Некрасова читает наизусть обучающийся.

Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.

1) Чтение рубрики «Этот удивительный мир» (с. 109–112).

– Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого, выполненный кистью художника И. Н. Крамского (рубрика «Картинная галерея», с. 112 учебника).

– Каким изобразил его художник?

– Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет?

– Составьте словесное описание портрета писателя.

– Что вы знаете об этом писателе? Кем он был, где жил, чем знаменит?

– Какие произведения Льва Николаевича Толстого мы с вами уже читали?

– Почему его любили дети Ясной Поляны?

2) Рассказ учителя о творчестве Л. Н. Толстого.

– Творчество Л. Н. Толстого неразрывно связано с его любовью к русскому народу. Он вел педагогическую деятельность в Ясной Поляне и создал учебные книги для народных школ России: «Азбука», «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения». Л. Н. Толстой стремился определить, какие книги любит и читает народ, изучал запросы читателей-крестьян, которым книги были малодоступны, но которые очень желали духовной близости с литературным творчеством.

Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое»; «Капля мала, а по капле – море».

Нашлось место в его творчестве и загадкам. Попробуйте отгадать загадки, придуманные писателем:

• Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник.)

• Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава.)

В каждом рассказе и в каждой сказке Л. Н. Толстой стремится достичь конкретных целей воспитания, образования, обучения.

Басни Л. Н. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В басне «Муравей и голубка» доброта и самоотверженность голубки, спасшей тонущего муравья, вызывают у него ответное стремление помочь в нужный момент, и, когда птица попала в сеть, муравей спас ее: подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть, голубка вспорхнула и улетела.

В басне «Отец и сыновья» отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии. Он приказал детям сломать веник и несколько прутиков. Оказалось, что веник целиком сломать невозможно, а вот переломить прутики очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит». Так словами народной мудрости писатель говорит о важных нравственных человеческих качествах – доброте, справедливости, миропонимании, сердечности, честности.

Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки. Сказка «Три медведя» до сих пор остается одной из самых любимых у детей. Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу, нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются сразу же, с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». И мы представляем, что героиня сказки – это обыкновенная девочка, а всё происходящее с ней могло случиться с каждым из наших друзей.

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают детям усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Писатель в своих произведениях стремился дать детям доступные сведения о законах и явлениях природы, учил их дружбе и преданности на примерах из жизни животных, старался вызвать глубокие переживания у маленьких читателей, воспитывать в них любовь и уважение к людям.

Крестьянские дети в его произведениях показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь часто изображаются так, как видит их ребенок: «Когда Филиппок шел по своей слободе, собаки не трогали его – они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка и залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок» (рассказ «Филиппок»).

Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филиппок, писатель рисует его в огромной отцовской шапке и длинном пальто. Непосредственность, деревенский удалой нрав, смелость мальчика Толстой показывает так: «Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!»

«Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадем к нему, и нам кажется – мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды», – писал о нем Константин Федин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: