В произведениях искусства




Содержание

1 Общие сведения

  • 2 Антропология
  • 3 История
  • 4 Традиционная культура
  • 5 В произведениях искусства
  • 6 См. также
  • 7 Литература
  • 8 Примечания

Общие сведения

Предки горских евреев пришли из Персии где-то в V веке н. э. Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком и относящемся к юго-западной группе еврейско-иранских языков. Также распространены иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык. Горские евреи отличаются от грузинских евреев как культурно, так и лингвистически.

  • сиддур «Рабби Ихиэль Сэви» — молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю горских евреев.

Общая численность около 110 тысяч чел.[ источник не указан 1945 дней ] (2006, оценка, по неофициальным данным — в десятки раз больше[ источник не указан 647 дней ]), из них:

  • в Израиле — 50 тыс. чел.;
  • в Азербайджане — 37 тыс. чел.[1] (по другим оценкам — 12 тыс.[ источник не указан 647 дней ]), из них около 30 тыс. в самом Баку и 4000 в Красной Слободе;
  • в России — 27 тыс. чел. (2006, оценка), в том числе в Москве — 10 тыс. чел., в районе Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск) — 7 тыс. чел., в Дагестане — ок. 10 тыс. чел
  • Горские евреи живут также в США, Германии и других странах.

Делятся на несколько локальных групп[ источник не указан 1945 дней ]:

  • нальчикские (нальчигё) — Нальчик и близлежащие города Кабардино-Балкарии;
  • кубанские (губони) — Краснодарский край и часть Карачаево-Черкессии, большая часть кубанских евреев была убита, сначала во время раскулачивания, позже во время холокоста;
  • кайтагские (кайтоги) — Кайтагский район Дагестана, особенно в Тубенауле и Маджалисе;
  • дербентские (дербенди) — Дербентский район Дагестана, включая село Нюгди;
  • кубинские (губои) — север Азербайджана, в основном в посёлке Красная Слобода (Кырмызы Кесебе);
  • ширванские (ширвони) — северо-восток Азербайджана, в прошлом село Мюджи Шемахинского района, Исмаиллы, а также в Баку;
  • варташенские — города Огуз (ранее Варташен), Гянджа, Шемахы (около 2000 чел.);
  • грозненские — город Грозный (сунж галаи) (около 1000 чел.).

Антропология

По мнению К. М. Курдова, в антропологическом отношении горские евреи сходны более всего с лезгинами[2][3].

История

По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, Ирака и Византии.[4]

Школа для горских евреев (губои). Город Куба в Азербайджане. 1920 г.

Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахы. В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797—1799 — от Казикумухского хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения в ислам. В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории — при русских крепостях и административных центрах на Северном Кавказе: Буйнакске (Темир-Хан-Шуре), Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-ауле, Хасавюрте, Грозном, Моздоке, Нальчике, Джегонасе (окрестности Усть-Джегуты) и др.

В 1820-е годы отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся в конце XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце XIX века началась эмиграция горских евреев в Палестину. Впервые учтены как отдельная общность в переписи 1926 года (25,9 тыс. чел.).

В 1920—1930-е годы развивались профессиональная литература, театральное и хореографическое искусство, пресса. В середине 1920-х годов XX века в Дагестане горские евреи проживали в селах — Ашага-араг, Мамраш (теперь Советское), Хаджал-кала, Хошмензиль (теперь Рубас), Аглоби, Нюгди, Джараг и Маджалис (в еврейской слободе). В это же время была предпринята попытка переселения части горского еврейского населения в Кизлярский район. Там были образованы два переселенческих посёлка имени Ларина и имени Калинина, но большая часть жителей этих посёлков покинула их[5]. Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. С 1930 года был создан ряд горско-еврейских колхозов в Крыму[6][7] и Курском районе Ставропольского края. Большая часть их жителей погибла во время холокоста в конце 1942 года. В то же время, горские евреи, проживающие на Кавказе, в целом избежали преследований со стороны нацистов[8]. В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР. В начале XX века К.М. Курдов высказал мнение, что лезгины «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства, главным образом горских евреев» [9].

Еврейское кладбище в Нальчике, 1993

В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии.

В Москве община насчитывает несколько тысяч человек.[10]

Традиционная культура

Основные занятия горских евреев известные ко второй половине XIX века[11][12]: садоводство, табаководство, виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте), выращивание марены для получения красной краски, рыболовство, кожевенное ремесло, торговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму. По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа.

До начала 1930-х годов поселения состояли из 3—5 больших 3—4-поколенных патриархальных семьей (свыше 70 чел.), каждая занимала отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками).

В городах жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы). Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби — кантор и проповедник в синагоге (нимаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна), резник (шойхет); даян — выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В сер. XIX века российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином горских евреев северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и Азербайджана.

Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Песах — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашер).

Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

В произведениях искусства

В советский период жизнь горских евреев нашла отражение в произведениях дербентского писателя Хизгила Авшалумова и Миши Бахшиева, писавших на русском и горско-еврейском языках. См.: Горско-еврейская литература.

Литература

Альтшулер М. Еудэй мизрах Кавказ (Евреи Восточного Кавказа). Иерусалим, 1990.

  • Агарунов Я. М. Большая судьба маленького народа, Москва, «ЧОРО», 1995.
  • Агарунов Я. М., Агарунов М. Я. Большой словарь языка горских евреев джуури, Баку, 2010; Пятигорск, 2010.
  • Горские евреи. История, этнография, культура. Сост. В.Дымшиц. Иерусалим-Москва, 1999.
  • Мурзаханов Ю. И. Горские евреи: Аннотированный библ. указатель. М., 1994.
  • Семенов И. Г. Кавказские таты и горские евреи. Казань, 1992.
  • Семенов И. Г. О происхождении горских евреев. М., 1997.
  • Членов М. А. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в ХХ в. // Диаспоры. Независимый научный журнал. М, 2000, № 3.
  • Дымшиц В. Борьба за существительное // Народ Книги в мире книг. 2004. № 50
  • John M. Clifton, Gabriela Deckinga, Laura Lucht, Calvin Tiessen. Sociolinguistic Situation of the Tat and Mountain Jews in Azerbaijan. SIL International, 2005

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: